Любителям оперы: "Риголетто" с Флоресом, Лучичем и Дамрау

Apr 25, 2020 14:00

Тем, кто скрашивает свой вынужденный досуг музыкой, кто просто любит оперу так же, как люблю её я, очень рекомендую послушать Риголетто в постановке Николауса Ленхоффа, Дрезденская Земперопера, 2008 год.

"Риголетто" - опера запетая донельзя, а уж "Серенького козлика" знают вообще все. Я начала слушать эту запись только потому, что её порекомендовал Вадим Журавлёв. К рекомендациям "деды Вадима", как его называет одна моя хорошая знакомая, я отношусь осторожно: у нас с ним очень серьёзные эстетические расхождения. Он ненавидит "плюшевые шторы" в опере (а я питаю к ним непростительную слабость), я же изрядно недолюбливаю "черняковщину", т.е. всю эту нарочитую модернизацию места и времени действия. Тем не менее, не раз бывало, когда я с большим интересом слушала и смотрела то, что он советовал, и эту постановку решила немножко послушать "для интереса".

Но затянуло - несмотря на полное отсутствие плюшевых штор. Дуэт Желько Лучича (Риголетто) и Дианы Дамрау (Джильда) совершенно бесподобен. Дамрау, наверное, тогда, в 2008 году, была на пике вокальной формы. Джильду очень часто поют эдакой наивной дурочкой, почти умственно отсталой. Дамрау удалось избежать этого штампа - её Джильда очень юна и наивна из-за отсутствия жизненного опыта, но не глупа, и очень контрастно взрослеет после горького прозрения.

Риголетто у Лучича вышел очень живой и убедительный. Единственно, когда ему, на мой взгляд, убедительности не хватило, - это в той сцене, когда он высылает придворных из зала, чтобы говорить с Джильдой. Здесь должна быть такая внутренняя сила, чтобы вся сволочь, которую он сначала свирепо обругал, потом униженно молил, вышла на цыпочках вон, потому что по-другому просто невозможно.

Герцог в исполнении Хуана-Диего Флореса, с его козьей улыбкой (а вы не замечали, что Флорес, когда улыбвается, похож на козу?) - такая блудливая милашка: маленький, компактный, хочется его потискать, помять, а потом взять на ручки. Он не злодей, он просто блудливый котик, который лазит по всем окнам, везде ищет кошечек и всюду помечается. Он не аморален, а имморален, как зверюшка - попросту не знает, что такое эта ваша мораль.

Из современных теноров я не люблю никого - для меня существует один тенор, прямо-таки THE tenor, и нет, не Карузо. Джузеппе ди Стефано. Как услышу в его исполнении "De mon amie" (песня Надира за сценой из "Искателей жемчуга" Бизе), так и таю, якоже воск от лица огня. Но если уж отдавать предпочтение кому-то из современных теноров, то пусть это будет Флорес. Он хорошо звучит, он такой милый, и его козья улыбка мне страшно нравится. И играет на сцене прилично, по моему мнению. Я тут в старых трансляциях "Мета" посмотрела "Графа Ори" Россини. Эту оперу у нас редко ставят (я вот только в Екатеринбурге нашла постановку), потому что... В общем, послушав последнее трио оттуда: Дамрау, Флорес и Джойс ди Донато - совершенно ураганный темп и ураганный же напор (Россини такое умеет), вспомнила аннотацию: "Оперу долго не ставили, потому что не могли найти подходящие голоса". Вот тут голоса нашлись, и Флорес был хорош не только вокально, но и уморительно смешон, как и полагается одураченному отрицательному персонажу в комической опере.

Кстати: "Мет" продолжает выкладывать свои трансляции. (Я уже объелась, мне плохо, а они всё выкладывают и выкладывают новенькое старенькое). Посмотрите на странице расписание: в ночь с 27 апреля на сутки появится запись "Золушки" Россини с Ди Донато и Флоресом. А сегодня - "Травиата" с Натали Дессе (боже, я уже не могу слушать "Травиату", недавно вот посмотрела, что выложил Пермский театр: постановка Роберта Уилсона, машет Федя К., ныне сбежавший в Петербург. Исплевалась, хотя визуальный ряд мне понравился, но музыкальная часть...). А ещё вечером будет балет "Герой нашего времени" из Большого. На той странице есть трансляции не только "Мета", но и Большого. А ещё драматические постановки театра "Глобус" (не Новосибирского - Лондонского) и National Theatre... Боже мой, ну не может же зритель разорваться!

В общем, ссылка на "Риголетто" вверху, в первом абзаце. Ролик на месте, я проверяла (Ютьюб). Слушайте, наслаждайтесь. Субтитры там английские. Если кто-то вообще не дружит с английским языком, вот вам либретто на русском.



Large Visitor Map

музыка, опера

Previous post Next post
Up