Мы все знаем о том, что соловей должен петь о розе. В русской поэзии можно вспомнить прежде всего А.С. Пушкина:
В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,
Поет над розою восточный соловей.
Но роза милая не чувствует, не внемлет,
И под влюбленный гимн колеблется и дремлет.
Не так ли ты поешь для хладной красоты?
Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты?
Она не слушает, не чувствует поэта;
Глядишь - она цветет; взываешь - нет ответа.
Пушкину подражал Алексей Кольцов:
СОЛОВЕЙ
(Подражание Пушкину)
Пленившись розой, соловей
И день и ночь поет над ней;
Но роза молча песням внемлет,
Невинный сон ее объемлет...
На лире так певец иной
Поет для девы молодой;
Он страстью пламенной сгорает,
А дева милая не знает -
Кому поет он? отчего
Печальны песни так его?..
1831
Здесь же немедленно вспоминается песня из музыки Тихона Хренникова к комедии Шекспира "Много шума из ничего" на стихи Павла Антокольского:
КАК СОЛОВЕЙ О РОЗЕ...
Как соловей о розе
Поет в ночном саду,
Я говорил вам в прозе,
На песню перейду.
Вам песня посвящается,
И вы смелей ответьте,
Ведь песнею кончается
Все лучшее на свете.
Звезда моя, краса моя,
С которой я обвенчан,
Ты лучшая, ты самая
Любимая из женщин.
Вам песня посвящается,
И вы смелей ответьте,
Ведь песнею кончается
Все лучшее на свете.
(Послушать в исполнении Евгения Нестеренко можно
здесь).
Из зарубежной литературы нельзя не упомянуть, конечно, сказку Оскара Уайльда "Соловей и роза". Помните, как трагично погиб соловей ради любви, причём даже не своей, а ради Любви как принципа? Если не знаете, прочтите. И если можете, то по-английски. Всё-таки Уайльд был выдающийся стилист.
Но откуда вообще повелось это пение соловья над розой и представление о любви этого величайшего птичьего певца к цветку?
Вот что пишет Г.М. Маматов со ссылкой на Н.Ф. Золотницкого (Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. М. 1913):
Символика соловья и розы восходит к древнему сюжету, являющемуся одним из хрестоматийных в мировой литературе. Он возник в персидской мифологии: «Когда соловей увидел эту новую чудную царицу цветов <белую розу>, то был так пленен ее прелестью, что в восторге прижал ее к своей груди. Но острые шипы, как кинжалы, вонзились ему в сердце, и теплая алая кровь, брызнув из любящей груди несчастного, оросила нежные лепестки дивного цветка. Вот почему, говорит персидское сказание, многие наружные лепестки розы и до сих пор сохраняют свой розоватый оттенок» [Золотницкий 1913: 14]. Зародившийся в восточных мифах, этот сюжет начинает развиваться в средневековой литературе и становится одним из наиболее частотных в творчестве многих поэтов. Именно в эту эпоху он обретает свои константные коннотации, сохраняющиеся на протяжении всего последующего развития искусства: его центральным мотивом становится любовь между соловьём и розой. Влюблённая птица прилетает к розе и поёт ей серенады (трели, романсы), роза либо равнодушна к соловью, что олицетворяет неудачную, безответную любовь, либо она внемлет его пению, что символизирует великую силу любви и поэзии. Типичным топосом [общим местом - МГ]в данном случае является сад или его варианты (лес, роща), что является реминисценцией Эдема, а встреча влюблённых чаще всего происходит весенней ночью.
(
Отсюда).
А Алла Валько
утверждает:
Я решила заглянуть в Википедию, чтобы выяснить, есть всё же хоть что-нибудь, что связывает соловья и розу. Я узнала, что люди больше знают обыкновенного соловья с длинными ножками, большими темными глазками, буроватым оперением и рыжеватым хвостом. Обитает этот соловей в Европе, а также в Азии - до Енисея и Северного Кавказа и Памира. Эта перелётная птица зимует в Африке и строит гнёзда в сырых кустарниковых зарослях. Пение у соловья звучное, с большим количеством колен. К роду соловьев относятся также западный и синий соловей, соловей-свистун, черногрудая красношейка, варакушка и др. Соловей питается пауками, насекомыми, червями и ягодами, то есть нектар розы соловей не пьёт и в действительности даже вряд ли наслаждается ароматом розы. Иными словами, в действительности у соловья и розы нет ничего общего. У поэтов разных эпох он является лишь символом любви, либо он используется как символ, характеризующий личность либо самого поэта, либо плоды его творчества.
Ну а как на самом деле обстоят дела? Есть у соловья и розы что-то, что связывает их, - или и правда у них "нет ничего общего"? А почему?
Если знаете точно или имеете какие-то соображения, напишите об этом в комментариях - они будут заскринены до завтрашнего (20.10.19) вечера, до 22 часов по Москве. Если не знаете и соображений нет, можно погуглить. Гуглится, кстати, легко. А завтра я напишу правильный ответ.
Спасибо дамам, которые набрались смелости и ответили. А правильный ответ -
ЗДЕСЬ!
Large Visitor Map