Опера С. Рахманинова "Франческа да Римини" в Новосибирском оперном (он же НОВАТ) и не только

Oct 18, 2019 03:46

Вчера (уже даже, получается, позавчера) съездила в Оперный на "Франческу да Римини" Рахманинова. Эта опера ставится в Малом зале, идёт опять-таки в полуконцертном исполнении: с условными костюмами и намёком на декорации. Режиссёр-постановщик - всё тот же наш продуктивнейший Вячеслав Стародубцев, которого Вадим Журавлёв обзывает скучнейшим. ( Read more... )

театр, музыка, Новосибирск, #НОВАТ, НОВАТ, история, опера, видео

Leave a comment

_mjawa October 18 2019, 08:36:27 UTC
Меняется восприятие сюжета со временем. ))) Все детство-юность я недоумевала, с какого такого перепугу Данте эту романтическую пару отправил в Ад? От зависти что ли? Это же пралюбовь! Сейчас, после бурно прожитой молодости, не то чтобы стала скучной злобной ханжой, но стала несколько иначе смотреть на средневековые сюжеты и семейные сценарии, стараясь избегать приклеивания к ним современных представлений о личном счастье. :)

Reply

maria_gorynceva October 18 2019, 10:26:24 UTC
Согласна. После темпераментных плясок по своим граблям и прекращения "играй, гормон" на некоторые вещи уже смотришь по-другому ( ... )

Reply

_mjawa October 18 2019, 10:33:29 UTC
Не. "ЖивопИсь" совершенно не... Ничего "не". Такая типичная картинка из комикса, с узнаваемыми комиксовыми персонажами. ))) Много раз такое видели уже. :)

Так я про то и говорю. Приличный мужик был. Ну не романтик, так это и не обязательно. Семья - это социальный договор между семьями, чтобы детей рожать. А тут... развели понимаешь, совместное чтение любовных рыцарских романов с продолжением... Остался и без жены и без брата, и с родной кровью на руках, и вообще позор семьи... А, спрашивается, за что??? За то, что у жены слишком много свободного времени оказалось? И, таки да, вторая жена, вероятно, была менее возвышенно-романтической особой, и все пошло как у людей. )

Reply

maria_gorynceva October 18 2019, 10:48:30 UTC
Ну неужели тебя не пленила Франческа, отмахивающаяся от озверевшего супруга скрюченной лапкой? И Паоло, у которого во рту недостаёт зубов (художник создал такую иллюзию ( ... )

Reply

_mjawa October 18 2019, 10:58:42 UTC
Сразу вспомнила прелестное "есть правило, не выходить замуж за второго сына" - кажется в "Борджиа" это было. Старший сын имеет львиную долю наследства семьи, второго обычно или продвигают по церковной линии. или женят на богатом приданом, ради семейно-клановых связей. Брак по "представительству" вполне распространенная вешчь в Средние Века (жених может быть слишком занят важными делами, чтобы ездить за невестой, а незамужнюю девицу в мужний дом никто не отпустит, надо сначала утрясти все детали брачного контракта, ибо роднятся семьи, а не "составляем счастье этих голубков". Голубки сами потом разберутся, как им жить. То, что у Франчески десять лет не было детей (а тридцатилетняя бездетная жена старшего сына - это реальная проблема для всех), наводит на мысль, что кто-то мог попытаться проверить ее фертильность не вынося сор за пределы семьи, в рамках левирата. Так что, что там было на самом деле, и кто и почему так среагировал, нам сейчас сложно разобраться. В частности, возникает вопрос, был ли консуммирован их брак с Джованни. ( ... )

Reply

maria_gorynceva October 18 2019, 11:21:00 UTC
"О Ланчелоте сладостный рассказ".

что кто-то мог попытаться проверить ее фертильность не вынося сор за пределы семьи, в рамках левирата.

Интересная мысль. И, принимая во внимание ситуацию в целом, не такая уж невероятная.

Reply

_mjawa October 18 2019, 11:13:16 UTC
Справедливости ради, скажу, что эти слезоточивые ужасы "брака по сговору, без любви" несколько преувеличены в новое время и предшествующий романтизм. Это напоминает анекдотические рассказы о "бедных королевах, которых не любили их венценосные супруги, ходили по фрейлинам, и королевы были глубоко несчастны от этого". :) Эммм... Тебя посылают невестой ко двору совершенно незнакомого главы другого государства, исполнять при нем свои государственные обязанности, в основном - родить наследника. Ваши личные любовные вкусы и наклонности никого в принципе не интересуют. Вы встречаетесь на супружеском ложе ради зачатия наследника короны, и когда оно слава богам случается наконец, счастливо выдыхаете и снова живете в разных спальнях, разных дворцах, а то и городах. Какое дело до того, с кем спит или танцует этот ваш партнер по королевским обязанностям? Причем тут романтическая любофф, даже если ее и не самообразовалось в процессе? С супругом стоит ладить, можно дружить, можно уважать друг друга. Или по крайней мере заняться чем-то (не кем-то!) ( ... )

Reply

maria_gorynceva October 18 2019, 11:19:05 UTC
Ну как-то так, да.

Хотя, конечно, они тоже были живые люди и могли ситуацию переносить по-разному.

Reply

_mjawa October 18 2019, 12:50:12 UTC
В общем, да, но в принципе у них были в значительной степени другие ожидания от брака. Важным было положение замужней дамы, социальный и имущественный статус и сопряженные с этим возможности. А любовь в современном понимании - это что то иное. Поэтому и старались незамужних девушек держать подальше от искушений чувствами и любовными увлечениями. Поскольку одно дело - выходить замуж "на холодную голову", и уже дальше как пойдет, и другое - когда уже есть тот, к кому потянуло, но его как жениха не одобряют. Тут уже драма-слезы и все прочее детектед.

Reply

maria_gorynceva October 18 2019, 13:15:26 UTC
Да, пожалуй. Страсти-мордасти мешают трезво оценить ситуацию.

Индусы ещё в 70-е годы считали, что сначала брак, а любовь потом. В браке. Если повезёт.

Reply

_mjawa October 18 2019, 13:06:41 UTC
Мы эту ситуацию с "живые же люди" примеряем на себя. Со всеми установками и достижениями нашего времени. Но! "Брак по сговору" в цивилизованных странах больше века как сменился "браком по любви". Уже можно делать выводы - а оказалось, что по любви ничем не счастливее и не прочнее, чем "по расчету". Тот же примерно процент тех, "кому повезло" создать крепкую, устойчивую и счастливую пару надолго, и множество разводов. Наверное, случайных отравлений грибами стало меньше.

Reply

maria_gorynceva October 18 2019, 14:56:37 UTC
Возможно, и так. Но статистики, к сожалению, у нас нет ни по тем, ни по другим случаям. Я именно про статистику счастья.

Reply

_mjawa October 18 2019, 15:00:17 UTC
Статистика разводов достаточно убедительно доказала, что "брак по любви" - а женятся сейчас все "по любви" и взаимному желанию - не панацея и долгой счастливой совместной жизни сам по себе не гарантирует. Мы можем сомневаться в том, насколько счастливы долговременные супружеские пары, но уж точно не сомневаться, что разводятся люди не от избытка счастья в совместной жизни.

Reply

maria_gorynceva October 18 2019, 18:52:25 UTC
Бог его знает, что лучше.

Я всё-таки согласна с Ахматовой в том, что развод - величайшее достижение цивилизации.

Reply

_mjawa October 18 2019, 18:56:21 UTC
Да я сама за свободу личности. Но сейчас, учитывая изменившиеся социальные условия, и брак стал вызывать все больше вопросов, относительно его целесообразности. Все же это по-прежнему, социальный договор, просто на ином уровне. Люди могут спокойно прожить и сами по себе. И детей вырастить. И не связывать себя официально закрепленным союзом, а договариваться о многом важном самостоятельно, а не посредством юристов. Так что, все сложно, особенно в эпоху перемен. :)

Reply

maria_gorynceva October 18 2019, 19:01:43 UTC
Ну целесообразность юридическая всё-таки есть, и немалая. Недаром граждане с нетрадиционной ориентацией так борются за право заключать официальные браки. А так-то казалось бы - ну живёте, и живите себе.

Reply


Leave a comment

Up