В пятницу открыла свой театральный сезон - "Евгением Онегиным" в зале им. Исидора Зака (малая сцена) нашего Оперного. Наш театрик, ныне рекомый НОВАТ (тьфу, собачья кличка!), в свою очередь, открыл этой премьерой оперный сезон.
Режиссёр-постановщик - наш плодовитейший Вячеслав Стародубцев, которого широко известный в узких кругах критик Вадим Журавлёв никогда не упускает случая попинать и обзывает "скучнейшим режиссёром" (а веселейший у него - Д. Черняков: это тот, у которого была наша "Аида" с автоматами и бэтээрками). Стародубцев, по моему скромному мнению, бывает разный, но поскольку постановки он производит с той же скоростью, с какой лягушка икру мечет, на шедевре Чайковского его, кажется, постиг кризис жанра. Концертное исполнение - а на малой сцене "взрослые" оперы дают только в таком варианте - в принципе не подразумевает ни декораций, ни костюмов, ни действа, но, к счастью, у Стародубцева певцы не стоят столбом. Обыгрывается пространство сцены (на которой сидит оркестр, так что места для передвижений остаётся очень немного), зала и балкона, солисты и хор перемещаются. Есть минимальный реквизит и минимальные же проекционные декорации. Словом, получается такой намёк на постановку, чтобы слушатели не дай бог не заскучали. Полнокровна только музыка.
Увы, в постановке "Евгения Онегина" мне показалось, что В. Стародубцев иссяк и уже не знает, что ещё придумать, чтобы создать иллюзию действа. Хор выходит сверху и спускается по ступеням в проходах между креслами - хор поднимается на балкон и выстраивается в рядок - хор идёт вдоль первого ряда: кто любит сидеть там, сразу подбирайте ноги, потому что места мало). Солисты побывали на балконе - оказались на сцене - спустились со сцены - вновь явились из бокового прохода... А, ещё с внешней стороны к сцене снизу примыкает такая полукруглая тумбочка со ступенями. На неё периодически восходят солисты и поют. С этой тумбочки сошёл Онегин в конце третьей картины и помог сойти безутешной Татьяне, выслушавшей его отповедь. На ней же сидели Онегин и Ленский и пели дуэт "Враги..." в пятой картине. С неё же Гремин поведал миру о своей любви к Татьяне в шестой.
Уже всё это было. Как там у Голсуорси - "повторяется эта птица"?
Про пение ничего плохого писать не буду: артисты - люди ранимые, не дай бог прочтут, могут расстроиться. В целом получилось неплохо, но не покидало ощущение некоторой недошлифованности. Анна Даттай (Татьяна) распелась к сцене письма, Владимир Кучин (Ленский) - ко второму действию, зато заглавный герой в исполнении Гурия Гурьева был сразу хорош и голосист, и молодость придавала убедительности создаваемому образу. Мой любимый дуэт "Враги..." спели душевно, хотя, как мне кажется, можно было бы проникновенней, особенно на "Не засмеяться ль нам, пока не обагрилася рука..." Хороша была Светлана Токарева в партии няни. Андрей Триллер (Гремин) и Юрий Комов (Трике) получили свои заслуженные аплодисменты. Да в общем, все пели хорошо, свою порцию удовольствия я получила, зрители похлопали от души, хотя после первого действия несколько несознательных граждан сбежали, образовав бреши в зрительских рядах.
А вот дирижёр, как всегда, - моя печаль. Почему-то и Дмитирий Юровский, и Карен Дургарян вполне годно дирижируют балетами, но в операх что у того, что у другого получается "размазанный" звук. Не знаю, как это объяснить: это не фальшивое звучание, а такое, как будто всю звуковую палитру оркестра взяли и рукою широко размазали по стенке. Когда приезжал Альберто Веронези, специально ездила "на дирижёра", слушала "Травиату" и "Аиду". Впечатление совершенно иное. На "Травиате" в первом антракте я свесилась в оркестровую яму и увидела там молоденького скрипача. "Сегодня оркестр звучит очень слаженно!" - сказала я ему. "Дирижёр!" - воскликнул мальчик, описав смычком дугу в воздухе и дав понять своим жестом и интонацией, что я в своём впечатлении не ошиблась.
Но если меня спросят, рекомендую ли я к прослушиванию "Евгения Онегина" в Новосибирском оперном (он же НОВАТ, тьфу!), отвечу - да, музыкальная часть вполне достойная. Хорошо было бы, конечно, увидеть эту оперу на большой сцене, но что-то мне подсказывает, что мечта эта несбыточна. Ну разве что осуществится то, что пока муссируется как слух: Кехман-то у нас на режиссёра учится, скоро наш театрик будет завален шедеврами (точнее, щедеврю) его производства. И кто знает, может, его шаловливые ручонки дотянутся и до "Онегина". Ну а пока не дотянулись - послушайте так, в концертном исполнении.
Large Visitor Map