Не вдаваясь в подробности, напомню, что практически у всех народов Европы, а также отчасти и Азии олень рассматривался как производительное, активное, мужское начало, а потому являлся солярным символом. Если быть совсем уж точными, олень был солярно-лунарным животным (вспомним белую и золоторогую лань Артемиды), а ещё он, напоминая о ночном пути светила, служил связным между мирами (а чего, вы думали, Санта-Клаус из своих лапландских бубеней на оленях к нам катается? А чего Герду именно олень отвёз в царство не-жизни -- во дворец Снежной королевы? И в русском свадебном фольклоре белый олень с золотыми рогами означает не только жениха, но и ту священную астральную животинку, которая отвезёт невесту после символического умирания в родном доме в новый мир живых -- в семью мужа).
Но сделаем акцент именно на солярной символике, а кто хочет "сурьёзу", не глядя на теги, того я отсылаю к не очень давней монографии Б.А. Успенского "Крест и круг: Из истории христианской символики". -- М.: Языки славянских культур, 2006. - 488 с. В частности на с. 292 в сноске 205 Борис Андреевич даёт ссылку на две монографии конца 70-х гг. прошлого века на тему связи солярного культа и оленя ещё в неолите. Можно поискать при желании и более свежие труды, но уж сделайте это сами. Если кто-то не может найти текст Успенского, стучитесь, залью файл в дроп. Или вот хорошая статья (тоже 2006 года) нашего новосибирского археолога д.и.н. В.Д. Кубарева:
"Мифы и ритуалы, запечатленные в петроглифах Алтая".
Ну а если без "сурьёзу", то в Эстонии на острове Сааремаа существует с 1957 года природный заповедник Вийдумяэ.
Вот здесь можно прочесть краткое описание заповедника и перечисление видов, которые там обитают. В том числе живут в нём и благородные олени, red deer. Зимой их подкармливают. Привозят им рулоны сена и морковку. Целый прицеп, нагруженный морковкой, приезжает, степенный дядька вылезает из машинки и совковой лопатой выгружает сладкий овощ. А олени с наступлением темноты выходят из леса и принимаются хрустеть. Что интересно, сколько раз смотрела, как они жуют, а ни один не подавился. А ведь если взять, например, домашних коров, то помню я рассказ учительницы географии в сельской школе, где мы были на практике, как её корова нашла где-то свёклу и подавилась. И пришлось учительнице обмазать руку постным маслом, запустить корове в глотку и извлекать злосчастный корнеплод. Деревенские нас предупреждали, чтобы мы овощи скотине не давали и гоняли, если увидим, что коровы пытаются съесть целую морковь, свёклу или турнепс. Нежные они, оказывается, животины, коровы-то, им надо давать посеченное. А вот олени почему-то не давятся, хотя одного эстонского олешка наблюдатели недавно подозревали в приуготовлении к безвременной кончине из-за застрявшей в пищеводе морковины, но поскольку поутру труп на месте кормления не валялся, можно было заключить, что всё обошлось.
У места кормления поставлена
веб-камера, которая работает круглый год. Можно увидеть не только оленей, но и неясыть (кажется, обыкновенную), и резвящееся семейство барсуков, и лисицу (позавчера много раз пробегала -- толстая и красивая, вся такая зимняя, один раз что-то несла в зубах, похоже, птичку). Ну и ещё кое-кто есть, шумный и нахальный. Но по порядку.
В оленьем стаде, которое выходит к кормушке, есть матёрый бык, эдакий патриарх. Ветвистые рожищи размахом -- во! -- и телом заметно крупнее других самцов, которые помладше. Вот этого красавца, это воплощение солярности все эти протестантские кощунники и кощунницы (эстонские, нидерландские, английские, американские, германские) назвали Хуубертом (да, с такой эстонской растяжечкой). Почему кощунники? Ну так вы же знаете, что олень с Распятием между рогов являлся дважды: св. Евстафию (Плакиде) и св. Губерту. Губерт после такого явления принял христианство. Учитывая, что Иисус в христианстве рассматривался как воплощение Света, как "солнце правды" ("праведное солнце", «sol iustitiae» - Мал. IV, 2), то становится понятно, почему Его образ был спроецирован именно на оленя. Понятно тогда, почему названным святым являлся олень с Распятием и кто это был, по мнению средневековых рассказчиков. Так что не по мотивам ли обращения св. Губерта, не в честь ли него олень Хууберт получил своё имя? Известно же, что протестанты святых-то не почитают...
Хууберт терпит возле кормушки, которую оленям поставили только в этом году (до этого всё ссыпали на землю) лишь одного самца, чуть поменьше размером. Его зовут Рудольф. Вчера Хууберт с Рудольфом только приблизились -- и все бычки помладше почтительно удалились. Один попытался было нарушить приличия, но его тут же прогнали. Если молодёжь периодически начинает бодаться парами, выясняя, кто самее, то Хууберту достаточно качнуть своей шикарной короной в сторону наглеца или топнуть ногой -- того как ветром уносит. В общем, солярен, солярен по самое некуда, и все младшие олени меркнут перед ним, как звёзды перед солнцем.
Однако все мы знаем, что зимою сила солнца ослабевает. Его постепенно съедает тьма. И наступает самая короткая ночь в году... На ролике ниже мы можем видеть, как в декабре слабеющее солнце пытается поддержать свои силы с помощью человека (место ритуалов занимает морковка). И тут его спугивают силы тьмы, и оно скрывается в нижнем мире, который символизируется лесом. Кто эти силы? Кто хтоничен? Кто плодущ, кто нахален, кто визглив, агрессивен, зловонен? Кто любит в жару охлаждаться в жидкой грязи? Кто копается в земле?
https://www.youtube.com/watch?v=Amg7WIp1bQg Click to view
Да, это кабаны. А знаете ли вы, что в Древнем мире свинья была животным Великой Матери -- как в её обильной, плодовитой, так и в разрушительной ипостаси? А случайно, что ли, Христос загнал бесов именно в свиней? Круг символов, связанных со свиньёй, подробно был рассмотрен ещё В.Я. Проппом в его экскурсе о Царевне Несмеяне (
текст можно прочесть в библиотеке о. Иакова Кротова); также можно почитать Эриха Ноймана,
"Происхождение и развитие сознания".
Но солнце одерживает победу над хтонью, и вот уже прибывает день. И Хууберт гордо плюёт с высоты своего роста на кабанов, суетящихся где-то внизу, и даже немножко облаивает их, чтобы не наглели. (Видео пускаю с момента появления Хууберта, до этого там как раз изображается зимнее солнцестояние, у кормушки резвятся щетинистые представители Великой Матери).
https://www.youtube.com/watch?v=jPOZpEiAfLU&feature=youtu.be&t=1m20s Click to view
Свет побеждает, друзья! Древние верили, что надо его только немного подкормить. Правда, чем они его кормили -- это отдельная песня. А солярных оленей кормят морковкой. И кормушку высокую сделали специально, чтобы нахальные представители Великой Матери не пожирали всё.
* * *
И ещё немного материала в тему.
А здесь можно посмотреть на белорусских солярных символов при свете дня и послушать, как они грозно лают. А также полюбоваться на кабанчиков, лосей и разных птичек.
Надо сказать, что анфас выражение лица у них зачастую... Немножко неинтеллектуальное. А уж жующий символ и вовсе похож на обычную корову. И ещё, когда олень старательно жуёт, у него уголки рта как-то оттягиваются книзу, что придаёт морде уже брюзгливое выражение. Вот
скриншот оленухи с морковкой в зубах. Позади животного -- столбик с солью-лизунцом (кликабельно):
Кстати, оленихи, по-видимому, рассматривались древними не как солярные, а скорее как лунарные символы. И существует гипотеза, что ещё в неолите возник культ небесных Матерей-оленух (лосих), матери и дочери. Лунарных символов возле кормушки гораздо меньше, и приходят они после бычков. Бычки явно считают себя намного более ценными для популяции (они же солярные!) и ведут себя соответственно, смыкаясь в своём нагловатом напоре с хтоническими символами Великой Матери.
Вот здесь можно посмотреть, как происходит такая смычка: солярный символ со сладостной улыбкой валяется в мелкой грязной лужице -- почти как показываемые параллельно символы Великой Матери, блаженно зевающие в мокром песке или восстающие из глинистого болотца. Но с другой-то стороны, Солнце ведь совершает ночной путь над морем и трижды за ночь погружается в его волны! Вот символ нам и показывает, как это может выглядеть.
А здесь показано, как символы ревут и роют землю рогами. Наверное, показывают своё отношение к хтоническому началу. Как написал кто-то в комментариях, "пошлите его ко мне -- пусть он и мой сад вскопает!"
Но не царское это дело -- вскапывать сады-огороды. Недаром ведь в Средние века олень символизировал также солярное начало королевской власти. В качестве конфетки с ёлки -- король Ричард Второй (как я понимаю,
это вот он), весь в оленях (а кто подскажет, как называется этот вид одежды, что на нём? -- специалист подсказывает: одежда называется упелянд / упеланд). И заметьте: каждый олень заключён в круг с восьмилепестковой солярной розеткой. Кликабельно:
А вы думали -- олешек просто так себе, рогоносец развесистый, да?