Мои любимые коршуны улетели. Я думала, что они отправились в путь уже в последних числах августа, но в позапрошлую пятницу, 4 сентября, встав в 6 утра, услышала с улицы знакомый голос. Выглянула на балкон -- а коршун сидел прямо на антенне на крыше соседнего дома, с которым наш стоит торец в торец. Кинулась за фотоаппаратом, но пока прокрадывалась поближе к перилам, чтобы сделать снимок, коршун заметил меня, пожал плечами и плавно снявшись с места, заскользил куда-то за нашу крышу. Ну то есть я, конечно, не прокрадывалась, а спросонья-то ломила, как медведь, вот и напугала птичку. А голос, который подавал коршун, был немножко непривычный -- не длинная свистящая трель, а какие-то более резкие и короткие звуки. Кто-то ему отзывался подобным же образом.
Ясный посвист коршунов, как и весёлое повизгивание стрижей -- это голос лета. Голос осени -- это громкая перепалка синичек-большаков возле самого дома.
За неделю до вылета коршунячье семейство играло над нашим двором. Точнее, папаша нарезал широкие круги над домами на фоне грозовых туч, а мать с "ребёночком" (у нашей пары в этом году опять один птенец) резвились. "Малыш" красиво складывал крылья и стремительно пикировал на мать (впервые, кстати, увидела вживе и так близко, как ястребиные пикируют) -- а она вдруг стремительно вылетала из-за развесистой черёмухи Маака и неслась на малой высоте. "Малыш" догонял, и тут она слегка переворачивалась на бок, делала вид, что ударяет его ногами, и мчалась дальше. Может быть, они вовсе не играли, а готовились к перелёту. Коршуны -- перелётные хищники, которые во время миграций образуют целые стаи, и не только все вместе летят, но и ночуют, а в коллективе, как известно, могут возникнуть конфликтные ситуации, так надо натренировать детище на решение спорных вопросов заранее. А может, мамаше по-настоящему поднадоел подросший отпрыск, который уже ростом с папашу, а всё требует пищи (я видела, как в середине августа он гонялся за мамкой с громкими воплями). Как-то я волновалась за "ребёнка": в августе он был ещё немножко "тючок с овсом", плоховато ловил воздушные потоки, при сильном ветре много махал крыльями, тогда как родители очень экономно тратили силы на полёт. Но игра показала, что маневрировать умеет, бросок поставлен, долетит уж как-нибудь до Индии, прокормится в пути.
* * *
В прошлом году, где-то уже в конце июля, такой подросший "деточка" сидел высоко на антенне 27-го дома (наискосок через двор) и жалобно блеял. По голосу было слышно, что слёток -- звук громче, как бывает у всех детей, и тембр более высокий. Я стояла на балконе и рассматривала его в бинокль. А отняв бинокль от глаз, увидела, как прямо на меня несётся как будто плотное чёрное облако. Крыло к крылу летели два коршуна -- родители "малыша". Они были взяты в плотное полукольцо примерно десятком ворон, которые гнали хищников прямо на стену нашего дома, а ещё две вороны пристроились сверху и то и дело пикировали на коршунов. Я так была поражена этим зрелищем, что даже не помню, издавали ли вороны какие-либо звуки. Наверное, издавали -- нападая на хищников, они обычно ужасно орут. Коршуны, не желая превращаться в лепёшки, взяли резко вверх, и вся живописная группа по-над крышей нашего дома унеслась куда-то в сторону Морского проспекта. Коршунёнок, молча наблюдавший издали за переплётом, в который попали родители, потоптался, взмахнул крыльями и полетел вслед за старшими.
Меня восхитила такая смелость и стратегически выверенная самоорганизация ворон. Нет, я знала, что врановые очень умные птицы, но когда убеждаешься в этом так наглядно... Кстати, первая моя встреча с коршуном в конце апреля в этом году тоже была с участием ворон. Низко над Золотодолинской, по внутреннему проезду между Выставочным центром и домом № 7, летел коршун. Выражение лица у него было задумчивое и даже, я бы сказала, какое-то философское. Прямо за ним неслась встрёпанная, орущая ворона и дёргала его за хвост. Коршун ускорился и оторвался от погони, а ворона села на сосну в Хельгердином дворе и принялась воплями сзывать товарок, которые тут же начали стягиваться. Наверное, решили провести митинг или рабочее собрание в связи с прилётом заклятого врага и открытием летнего сезона.
* * *
Разобралась я наконец и с видовым обозначением коршуна. Я слышала, что наших коршунов называют и чёрными, и черноухими. А как же правильно? Оказывается, тот коршун, который живёт у нас, в Новосибирской области -- это коршун черноухий. Но он является подвидом
чёрного коршуна (Milvus migrans), Black Kite по-английски. Название черноухого коршуна на латыни -- Milvus migrans lineatus, Black-eared Kite. И у нашего коршуна, оказывается,
ноги синие. Не такие, конечно, как у олуш, а как на фото ниже:
(Взято с
сайта Николая Балацкого, фото, возможно, тоже его. Если нет, подскажите автора, кто знает).
This entry was originally posted at
http://maria-gorynceva.dreamwidth.org/92989.html. Please comment there using
OpenID.