Если бы я встретилась с моими предками...

Dec 31, 2014 10:16

Музыкой Вот этим постом навеяло.

Юлия пишет:
Я уже с августа питаюсь как наши предки - хлеб-да-каша, то есть около 80% углеводов в рационе. И сейчас декабрь, уже потихоньку минус 6,5 кг ушло. А энергии и здоровья прибавилось.

Любят на углеводы наговаривать ;) А они тут вообще ни при чём.
<...>
Не быстрыми углеводами, конечно, а цельными - именно как питались мои прабабушки и прадедушки - тогда ещё не было ни рафинированного сахара, ни белой муки.

В пылу полемики Юлия, конечно, сбивается во времени: её прабабушки-прадедушки - это люди, родившиеся в первое-второе десятилетие XX века, а тогда было всё: и "чай да сахар" и белая мука. И насколько часто эти продукты были в рационе той или иной семьи, зависело вовсе не от установок на "здоровое питание", а от уровня благосостояния этой семьи. Чтобы пить чай с сахаром, необязательно было принадлежать к дворянскому или купеческому сословию. Зажиточные крестьяне тоже могли себе позволить пить чай вприкуску и внакладку. Это было признаком своего рода социального шика: будний день, а они чай с сахаром пьют!

Ну а что касается белой муки, то её употребление зависело не всегда только от зажиточности семьи. Подумалось мне о моих предках с обеих сторон. Наверное, украинские предки чаще всё-таки пекли свои паляныцы, чем русские - свои калачи. Просто после реформы 1861 года экспорт украинской пшеницы составлял примерно половину всего экспорта этого зерна всей Российской империи. Но с другой стороны, основные урожаи давали южные земли Украины. А вот крестьяне Киевщины, где жили мои предки, как раз нередко страдали малоземельем. Но как бы там ни было, на бедноватых Псковских землях, где жили предки отца, пшеницу выращивали меньше, чем на Украине, поэтому, пожалуй, эти предки чаще жевали аржаные бублики с мёдом по праздникам, чем украинские.

Так вот думаю, что если бы можно было бы чудесным образом сделать так, чтобы я могла отправиться в прошлое, примерно в середину XIX века, где-нибудь под Рождество и привезти моим предкам по мешку белой муки, вряд ли, полагаю, они отказались бы от подарка. Представила: сидят они, особенно русские на своей Псковщине, задумчиво ржаную муку в миску сеют, потому что белую лучше к Пасхе поберечь, на куличи - а тут дверь открывается, и вхожу я, вся в белом, а в сенях санки, а на них мешок белой муки. И все предки падают замертво, и я больше не появляюсь в настоящем, потому что не от кого будет родиться - все умерли. Ну, можно было бы соврать, что я ангел. Или не потомок, а давний какой-нибудь предок, который принёс им подарочек. И потребовать, чтобы обязательно на Рождество белого хлеба и пирогов белых напекли.

Жаль, не порадовать мне их. А нам я сегодня как раз испекла буханочку пшенично-ржаного хлеба. Потому что он полезней. Замешала на меду, на тёмном пиве. Кощунственно вылила в тесто 150 граммов "Туборга", остальное ввела в себя. Тесто было как замазка, но к утру выбродило.

Ну а если бы предки вдруг явились в гости ко мне... Как бы оценили они моё житьё-бытьё?

Хата, конечно, тесновата, но городское жилище, все друг у друга на головах, для одной пойдёт. Хлебом в доме пахнет - это хорошо. Только вот буханочка - на один укус. Ну да, тощевата пра-пра-правнучка будет. В такие-то годы можно и тела набрать. Да где ж наберёшь, когда ест, как воробей! Так она ж не работает! Книг-то у тебя столько - ты грамотная, что ли? Учёная? Ты кто, учительница поди? Что-то вроде, да. А, ну понятно. А муж, дети есть? Муж, говоришь, был? Разошлись? Вот дела! И ребёнок только один? Мало, кто ж тебя в старости кормить будет? А дочь где? К мужу ушла? Ну это понятно - в гости-то хоть приезжают? А родители живы? И тоже разошлись? Вот беда-то...

В общем, полагаю, мой семейный уклад вызвал бы у предков однозначное неодобрение. Неправильная это жизнь, когда сходятся-расходятся. Также некоторое недоумение вызвали бы мои занятия: будучи неграмотными, мои предки вряд ли с большим пониманием относились к сельским учителям. Ну да, нужны они для чего-то - неграмотного человека проще вокруг пальца обвести, подсунуть ему бумагу, в которой чёрт-те чего понаписано, а с другой - наши отцы жили без грамоты, и ничего. Баловство это, особенно для девок. Опять же у меня нет никакого земельного надела, я не выращиваю не только злаков, но и не огородничаю. Это уж совсем полная лень и распущенность - огороды-сады традиционно были бабьим делом.

С другой стороны, изобилие запасов круп и различных видов муки было бы, наверное, одобрено. Откуда - всё покупное? и денег хватает? Ну, богато живёшь. Вот качеством продуктов - кто знает - могли бы остаться и недовольны. Вкус не тот, консистенция не та. Хотя, с другой-то стороны, крупа вся чистая, зерно крупное, и перебирать-то почти не надо. Фасоль, горох - всё чистое, отборное. Вот молоко - разве ж то молоко, оно и коровой не пахнет! Сливочное масло? Так это только название, что масло. Ни цвета, ни вкуса. Зато много.

Конечно, такие агрегаты как электроплита, стиральная машина-автомат, холодильник, да и лампочки Ильича тоже, вызвали бы шок. С одной стороны, здорово, конечно, когда не надо лёд на реке пилить, чтобы заполнить ледник. А с другой - а вдруг эта дьявольская машинка потухнет? И куда ты всё своё добро денешь? Ладно, зимой в снег, на балкон. А летом? Запас свечей в плетёной коробочке - это хорошо, это правильно. Уж больно ненадёжный этот стеклянный пузырь со светом. Ну и плитка, которая сама варит, без дров - это хорошо, что без дыма, и угару от неё нет. Но чем-то дьявольским от неё всё-таки веет - ну какой же жар без дров или угля? И где сам огонь-то? Внутри железки? Нет? Ну как же не дьявольское изобретение!

Русские предки однозначно не одобрили бы отсутствие бани рядом с домом. Где же мыться? Вот в этом чане чугунном? Это ж сколько воды греть? О, и греть не надо, сама льётся?! Но без бани всё равно не жизнь. Здоровье-то где поправлять? В город ехать? Что же это за баня, до которой добираться за тридевять земель? Украинские предки, возможно, обрадовались бы такому большому корыту. Да, "для южнорусских территорий и Украины баня не была характерна" (см.). Это не значит, что украинские предки жили грязнулями - просто мылись именно в корытах, бочках и тазиках. Кое-где, как, впрочем, и в России - в печах. Ну и тех и других обрадовала бы вода, бегущая из крана - не таскать на коромыслах. Про унитаз - не знаю, что сказали бы. С одной стороны, хорошо, что с золотарями не связываться, не переносить с места на место поганый сарайчик, а с другой... Прямо в жилом доме поганое место? Да и куда всё добро сливается? На головы нижним? А где накапливается? Кто потом вывозит?

Набор непонятных предметов, один из которых жужжит и шумит, два поют и разговаривает, а третий показывает буквы и картины, как обычные, так и движущиеся, наверное, вызвал бы полное недоумение, а то и страх. Опять дьявольщина! Уж не чернокнижница ли ты? В церковь-то ходишь? Говоришь, у вашего попа такое же есть? Церковь сейчас всё это благословляет? Надо ещё подумать, не смутилась ли теперь церковь-то! Времена же последние подходят... Царь-то сейчас какой? Не Романов? А какой же? А! Народ-то не забижает? Что? Украина отдельно теперь, а Россия с ней воюет? Ну как же не последние времена! Вот дела! И про это всё в этом ящике можно узнать? Ну да, как в сказке - яблочко катается по тарелочке, и мы видим, где что происходит за тридевять земель!

Да это не вся сказка: вот горшочек волшебный, называется мультиварка. Только, конечно, продукты в нём сами по себе не берутся. Ну а так заложишь их, кнопочки понажимаешь - и гуляй. Можно даже хлеб испечь.

Швейная машинка была бы однозначно расценена как признак большой зажиточности. Шить умеешь? И машина есть? Богатая ты! Ткани в шкафу? Это правильно. Самой чего справить, дочери ли подарок. Зять-то содержит её, не обижает? Работает, сама зарабатывает? Так он, что ли, бедный совсем, негодящий? Пьёт, может быть? Нет? Наоборот? Тогда ей-то зачем работать? Она тебя содержит? Опять нет? Совсем ты головы нам задурила, ничего не понять в такой жизни.

Наличие у меня бархатных и шёлковых платьев, двух шуб, трёх пар кожаных сапог и множества пар туфлей было бы признано богатством. Единогласное одобрение получила бы моя коллекция павловопосадских платков и шалей: хусток, шалей и полушалков должно быть много! Хорошо скопила, будешь бедным за отработки давать на праздники! О, и три шёлковых есть! Да ты просто барыня - смотри-ка, в шелках, в бархате и в кожаных черевиках! Мои скромные украшения, возможно, энтузиазма не вызвали бы, хотя большое количество бус и висячие серебряные серьги могли понравиться женщинам. Индийские серьги-кольца и прочая яркость повлекли бы порицание: ты цыганка разве, такое носить? То же было бы и с индийскими печатными ковриками на стенах: Кришна и Радха качаются на увитых цветами качельках и Лакшми, сыплющая золотые монеты, восседает на лотосе посреди вод, а позади два слона изливают из хоботов струи - тьфу ты, пакость какая! Какой нехристь такое нарисовал? Осуждена была бы и вся коллекция игрушечных сов: что это такое - бесовскую птицу в доме ставить, да ещё и рядом с иконами! Иконы, разумеется, это правильно - чай, мы все христиане. Что, и Библия дома есть? И ты её читала? Так ты в монашки, что ли, собиралась?

Мой русский народный костюм (рубаха, сарафан, фартук, пояс, кичка с бахромчатым позатыльником и бархатный кокошник с шёлковым платком) встретили бы несомненное одобрение русских предков. Хорошо сшито, только у нас по-другому шили. А ткань-то богатая, узорный бумажный сатин, покупной! Дорогой, наверное? Украинцы бы расстроились: а почему не рубаха с плахтой и завеской, кирсеткой и полагающимся очипком? Где многочисленные коральки и дутые золотые серьги? Нет пока, но будет непременно. Вышивку и мелкие борики на сарафане и рубахе одобрили бы все: ну что ж, умеешь, наша порода, не безрукая.

Покрой моей многочисленной одежды, конечно, понят не был бы, как не были бы поняты джинсы и брюки. Это что же, бабы и девки нынче как мужики ходят? В штанах? Да где ж такое видано? Не встретила бы понимания и косметика, ни уходовая, ни декоративная. К чему это всё баловство, ай ты гулящая? Нет?
Ну и куда тебе в твои-то годы баситься, рожу вапить? К чему мазила все эти? Кого пленять? У тебя вон книг много, взяла бы и почитала чего душеполезного, помолилась бы. Сейчас все так носят? По моде, по-городскому? Это от праздности всё!

Ну и большое количество у меня тонкой фарфоровой посуды, металлических столовых приборов, набор кастрюль и сковородок, а также сосуд на бесовской тяге, кипятящий воду вместо самовара наверняка были бы расценены как однозначное барство. А укрепить предков в этом мнении могла бы коробочка с сахаром-рафинадом двух сортов на полке - хочешь бери белый, хочешь коричневый, тростниковый - пять сортов чая, кофе в баночке и сладкий пирог на столе. На сахаре, из белой муки, с изюмом. Что, неужто сахар каждый день можешь есть? Не хочешь? Ты что же, пустой чай пьёшь? А пироги такие как часто печёшь? Когда захочешь, тогда и делаешь? И белый хлеб у тебя каждый день? Не хочешь белого хлеба? А какой хочешь? Ржаной? Кукурузный? Ну ты уж заелась, с жиру кукурузу начала есть, как бескижка-мамалыжница!

А в общем, думаю, предки, произведя ревизию, сели бы, наверное, повздыхали и кто-то сказал бы, потирая костяшки натруженных крестьянских рук: "Ну что ж, мы трудно жили, всё работали, о лучшей доле мечтали. Зато пра-пра-правнучка наша живёт как барыня! Ручками бела, личиком светла, мягко стелет, крепко спит, с петухами не встаёт, ходит в мануфактуре покупной, в шелках да бархате, в сапогах фасонных щеголяет. С тонкой посуды ест, да так заелась, что и белого хлеба уже не хочет, пирожные ей подавай. И чай-сахар у ней есть, и белая мука, и масло, и мясо. И за скотиной ей для того ходить не надо, а ни в поле гнуться. Грамотная, учёная, заморскую речь знает. Ну что ж, в паны наши выбились!"

С наступающим или наступившим Новым годом, панове! И пусть у нас не переводится то, о чём предки только мечтали! Зря они мечтали, что ли...

This entry was originally posted at http://maria-gorynceva.dreamwidth.org/72612.html. Please comment there using OpenID.

семья, поздравления, тоже бредятина, резвяся и играя, юмор

Previous post Next post
Up