Дневник 1926 года-6

Sep 24, 2014 02:31

Предыдущие записи см. по тегу "дневник-1926".

Запись от 17 июня 1926 года сделана на русском языке, по-украински обозначено только название месяца.

Савчук - фамилия авторки дневника.

А он что? А она что? -- Я старше вас, дитя моё. -- Вижу ли взор твой. -- Триумф воли. -- Чтобы сказать вам, как вы мне безразличны! -- Образ украинского джентельмена. -- Философ в осьмнадцать лет. -- Эксцентричности - бой! -- Бедному сердцу так говорил он...


17 червня 1926 года (sic).

Позавчера Галя вечером ходила в интернат, а вчера в школе рассказывала мне многое. Самое интересное - это то, что говорил ей Козак. Галя мне говорит, что он её спросил: «Ну, а что там Савчук?» Не знаю, так ли Галя ему отвечала, но мне она говорит, что ответила в таком духе: «А Савчук-то что?!.. Ты с ней не говоришь, она с тобой первая не заговорит. Думаешь, ты ей нужен? Она даже не вспоминает о тебе…» и т.д. Козак говорил Гале, что главное, что его рассердило - это то, что я - дитя - осмелилась сказать такую наглую ложь в глаза ему - старшему. «Ведь я старше её. Она против меня пацанка. У меня 10 лет жизненного опыта!..» -- «Ну, положим, она в 15 лет может равняться тебе в 18, потому, что женщины скорее развиваются», -- ответила ему Галя. Притом он сказал, что ведёт себя и намерен вести себя по отношению ко мне как к незнакомой. Говорит, что, когда я смотрю на него, то так бы, казалось, и съела его, но Галя ответила, что когда я серьёзна, у меня всегда бывает такой взгляд. Вообще Галя отвечала (заключая из её слов) ему так, как я бы этого желала. В конце разговора Галя спросила: «Кто из вас окажется упрямее, посмотрим». - «Я буду упрямее», -- отвечал он.

Уж не думает ли он, что я первая заговорю, но нет!.. Никогда этому не бывать. Хорошо, что я знаю, как он обо мне думает. Пусть // (л.3) я дитя, пацан и что угодно, но я докажу, что имею силу воли или хотя бы упрямство и что он мне не нужен.

Галя мне говорит, что она окончательно раскусила его, и, по составленной ею его характеристике, я верю ей. Она представляет его почти таким же, каким я его себе представляла; вернее, каким я его понимала. Она говорит о нём следующее: молодой человек приятной наружности, начитался романов до того, что убедил себя в том, что он джентельмен (sic). Он хочет своим поведением окончательно убедить всех и себя в том, что он джентельмен: ходит в сапогах и с тросточкой. Пускает разные мудрёные изречения, выдавая их за свои рассуждения, и вообще любит показать себя учёным и умным человеком, имеющим 10 лет жизненного опыта. Этой последней фразой он хочет выразить то, что все невзгоды жизни им пройдены. С девочками говорит снисходительно, шутя, с более серьёзными и развитыми говорит о психологии. Ходит гулять один, редко улыбается, а в общем, молодой человек с таинственной наружностью. Недаром Куценко (неустановленное лицо - МГ) говорил, что ему стоило родиться 100 лет сему назад. Притом: он воображает, что умный, учёный и талантливый. Что всё ему легко даётся, что все им интересуются, и очень любит ставить себя выше всех других.

Потом Галя сказала мне, что у меня страшенно плохо выходит то, что я то весёлая, то вдруг сразу засяду в серьёзности. Я больше этого делать не буду, и лучше буду вести себя как можно тише и серьёзнее, и постараюсь избегать эксцентричностей.

Козака я не замечаю, но если он заговорит первый, я ему отвечу. Как я ни стараюсь следить за своими словами, вчера я всё-таки сказала что-то не очень приятное Огиренку, и он тоже мне сказал, что я не умею держать себя со взрослыми. Интересно знать, где это взялось столько взрослых. Теперь я почти спокойна, но всё-таки как можно ошибаться в человеке.

Это мне яснее всего доказывает, что я далеко не так проницательна и не знаю людей вообще. В одном, в чём я не ошиблась - это в том, что сказала Козаку вечером: «Теперь ты со мной разговариваешь, но я уверена, что если не теперь, то потом ты будешь смеяться надо мной». Разве я не права? Права. Тогда он говорил, что у меня есть сила воли, что я развита не по летам, что у меня характер твёрдый и т.д., а теперь называет пацанкой и сердится, что я (которую он ставил в равные себе) осмелилась оскорбить его с 10-летним жизненным опытом. 12-го я писала, что мне казалось, он понял меня, но теперь скажу: он меня не понял ни на йоту.

Комментарий:

1. Если начать разбирать текст с конца, то неясно, что это был за разговор "вечером", но, судя по всему, он был ещё до ссоры между молодыми людьми, так как далее упоминаются все лестные слова, сказанные "тогда" Козаком Олене.

2. Трудно объяснить современной молодёжи, что такое сапоги и тросточка в 1926 году. Они сами по себе и особенно в сочетании были знаком такого же отвратительного пижонства, как сейчас, наверное, айфон новейшего поколения, извлекаемый из кармана к месту и не к месту. Не будучи специалистом в области истории костюма, не знаю, насколько сочетаются сапоги с тросточкой, но сам факт упоминания сапог как атрибута "джентельмена" (в одном ряду с "байроническим" поведением) выпукло характеризует и среду, и эпоху.

3. Как видим, уже в 1926 году психология была предметом для обольщения интеллектуально продвинутых дев продвинутыми же молодыми людьми.

4. Восемнадцатилетний юноша по фамилии Козак упоминает о каком-то "десятилетнем жизненном опыте". Возможно, Галя права, и он действительно начитался романов. Однако стоит вспомнить, что всего четыре года как на территории бывшей Российской империи закончилась Гражданская война, а затем образовался СССР. Молодой человек живёт в интернате, т.е. он либо приезжий, либо местный, у которого своего дома нет. О его родителях в дневнике ни разу не говорится. Так что не исключено, что упоминание о некоем жизненном опыте - не просто фраза. Если принять во внимание, что фамилия Козак нередко встречается среди евреев, то ответ на вопрос, где родители юноши, может оказаться совсем грустным. Читая исторические материалы по вопросам, связанным с лицами и событиями дневника, я с печальным удивлением узнала, что в Умани в мае 1919 года был еврейский погром, устроенный, между прочим, частями Красной армии.

5. Но как бы там ни было, а эйджизм и сексизм в речах молодого человека сквозят отчётливо. Более того, за ним в этом начинают тянуться и другие (некто Огиренко).

This entry was originally posted at http://maria-gorynceva.dreamwidth.org/66305.html. Please comment there using OpenID.

женщина, история быта, молодёжь, дневник-1926, Украина, мемуар

Previous post Next post
Up