На днях хотела обругать один журнал, да отступилась: его либо надо ругать всерьёз, либо вообще молчать.
Среди прочего девочка (молодая женщина 26-ти лет) хотела послушать гомоэротические песни о любви.
И в чём же проблема? Как будто не было в истории мировой литературы ни великой Псапфы, ни Анакреонта, ни Ихары Сайкаку, ни Верлена и Рембо... Да чего там далеко ходить, пусть Лорку почитает, "Я боюсь потерять это светлое чудо" ("Tengo miedo a perder la maravilla..."), одно из пронзительнейших стихотворений о любви из всех мне известных. Или вот это, горькое-прегорькое, верленовское:
Paul Verlaine.
Colloque sentimental
Dans le vieux parc solitaire et glacé,
Deux formes ont tout à l’heure passé.
Leurs yeux sont morts et leurs lèvres sont molles,
Et l’on entend à peine leurs paroles.
Dans le vieux parc solitaire et glacé,
Deux spectres ont évoqué le passé.
- Te souvient-il de notre extase ancienne ?
- Pourquoi voulez-vous donc qu’il m’en souvienne ?
- Ton cœur bat-il toujours à mon seul nom ?
Toujours vois-tu mon âme en rêve ? - Non.
- Ah ! les beaux jours de bonheur indicible
Où nous joignons nos bouches ! - C’est possible.
- Qu’il était bleu, le ciel, et grand, l’espoir !
- L’espoir a fui, vaincu, vers le ciel noir.
Tels ils marchaient dans les avoines folles,
Et la nuit seule entendit leurs paroles.
Ниже музикончик, где можно послушать песню, сочинённую Александром Сухановым как бы на стихи Верлена (пер. В. Микушевича - я думаю, прекрасный перевод); а вот вам менее известный перевод Георгия Шенгели:
ЧУВСТВИТЕЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
В старинном парке, в ледяном, в пустом,
Два призрака сейчас прошли вдвоем.
Их губы дряблы, взор померк, и плечи
Поникли, - и едва слышны их речи.
В старинном парке, в ледяном, в пустом,
Две тени говорили о былом.
- Ты помнишь ли, как счастье к нам ласкалось?
- Вам нужно, чтоб оно мне вспоминалось?
- Все ль бьется сердце моему в ответ?
Все ль я во сне тебе являюсь? - Нет.
- Ах, был же миг восторга небывалый,
Когда мы губы сблизили? - Пожалуй.
- О, блеск надежд! О, синева небес!
- Блеск в небе черном, побежден, исчез.
Так в бурьяне они брели устало,
И только полночь их словам внимала.
(Меня очень удивляет форма "в бурьянЕ". Я что-то пропустила? М.б., у Шенгели всё же было "В бурьЯне так брели они устало"?)
Не очень отличается от "обычных" песен? Если не знать об авторах, так можно и не догадаться? А что, девочка думает, что "другая любовь" (термин Льва Клейна) чем-то принципиально отличается? Принципиально, думаю, нет. Если это любовь.
...И к слову вспомнилось: один мой друг - назовём его, скажем, Миша, долго мучился отсутствием пылкого интереса к женщинам. Поехал как-то на консультацию к сексологу, и тот ему сказал: "Молодой человек, не майтесь, заведите себе друга-мужчину!" (Nota bene: Которые-ти на демократов батон крошат, представьте, что бы сталось с этим человеком в благословенные и некровожадные 70-е! В лучшем случае, мучился бы всю жизнь, в худшем, загремел бы на нары, как Параджанов. А человек-то умный, хороший, добрый.) В общем, стал мой друг бисексуалом с ощутимым креном в голубизну. Купил здоровущий кирпич Клейна, проштудировал его от корки до корки, стал посещать клуб имени Сапфо и Оскара Уайльда и начал во всех великих людях мужского пола прозревать голубизну.
Как-то раз прихожу к нему, а он Утёсова слушает. И после двух-трёх ритуальных фраз и расспросов о желании чая, начинает пылко объяснять, что и Утёсов тоже был того...
- Да с какого такого перепугу?!
А в это время играла песня "У Чёрного моря" ("Есть город, который я вижу во сне") - я тоже обожаю эту песню и именно в исполнении Утёсова, хотя Дятлов тоже поёт её очень неплохо. И вот как раз дошло до слов
Родная земля, где мой друг молодой
Лежал обжигаемый боем,
Недаром венок ему свит золотой
И назван мой город героем... -
Миша замахал руками и вскричал:
- Вот слышишь - друг МОЛОДОЙ! Это значит... - и захихикал.
- Позволь, дорогой, но это ровным счётом ничего не значит! Что ж теперь - молодым людям и дружить нельзя, чтоб их не заподозрили в гомоэротизме? И потом: война, к несчастью, дело всё больше молодое. Вот тебя самого во сколько лет в армию взяли?
- Нет, - отвечал Миша, - ты не понимаешь! Это культ молодого тела!..
- Но послушай, Утёсов не только был женат, у него ещё было множество романов с женщинами! Женщины его обожали, а он им не отказывал! Но как правильный еврейский муж всегда возвращался к жене - это факты известные, их все мемуаристы повторяют более-менее бе расхождений!
- А это он для конспирации! - хитренько прошептал Миша и пошёл доставать из-за толстых умных книг кассету с гомоэротической порнушкой, чтобы показать её мне.
Я вот думаю: а ведь скоро уже двум мальчикам или мужчинам нельзя будет вдвоём даже на рыбалку съездить, чтоб слухи не поползли. Во дни моей молодости слухи начинали ползти, когда уединялись где-то двое разнополых граждан, а теперь, по-моему, скорей поверят в товарищеские отношения мэ и жо, чем в безгреховность "бескорыстной дружбы мужской"! Хе-хе!?