"Я много лет пиджак ношу..."

Oct 27, 2008 21:57

"...Давно потёрся и не нов он..."

Но я уже не зову к себе портного. И сама к портному не иду. И перешить пиджак не прошу. Потому что, по-моему, он и так уже дважды был перелицован.

Это жакет моей бабушки.
Он был сшит после войны, уже в Мичуринске, еврейским портным с соседней улицы. А может, и не еврейским, и не с соседней (это в Умани все портные были евреи). Но важно другое: он был и ладно скроен, и крепко сшит. Не смотрите, что на фото он глядится мешковато - кто ж фотографирует вещи на плечиках?! А манекена у меня нет. А сидит он по фигуре прекрасно, без складок и заломов. Впрочем, я его немного, конечно, подогнала по себе - ведь все мои родственницы как минимум на полголовы ниже меня ростом, так что когда я берусь носить их винтажные одежды, проблема перемещения линии талии из-под лопаток вниз всегда является. Хорошо ещё, что после войны оставляли большие припуски на швы (а вдруг на кого переделывать придётся или перешивать на себя же?), так что почти всегда мне этот фокус удавался. Ну, а здесь жакет был цельнокроенным, переделать вытачки на спине было легко.

На жакет этот пошло прекрасное, самое настоящее аглицкое сукно! То самое сукно, которым так славилась Англия со времён огораживаний. Это ткань фантастическй плотности, но в то же время тонкая и лёгкая. У бабушки, наверное, немного не хватило ткани, потому что у обшлагов аккуратненько вставлены маленькие подклинки. О, послевоенные портные это умели - составлять воротники, клинья, обшлага из кусочков. Такую бережливость к каждому клочку ткани я видела только на крестьянских этнографических костюмах.

Аглицкому сукну, конечно, сносу нет, но всё-таки от постоянной носки оно слегка потёрлось. И в 50-е, наверное, годы его перелицевали. Лицевая часть жакета немного залоснилась, а вот изнанка до сих пор такова, что хоть снова лицуй. Я не стала этого делать, когда жакет был торжественно передан мне в конце 90-х. Я взяла тесьму и бисер и закрыла вышивкой те места, где просматривались зашитые петли на перелицованных полочках. Я пришила новые пуговицы. Я купила себе шляпу и стала носить его с этим вышитым жакетом. Мне говорили комплименты на улицах. Я шаркала ножкой и благодарила. Только вот в приличном обществе я старалась снимать его понезаметнее: в скудные послевоенные годы у бабушки не было шёлка на подкладку, поэтому портной поставил ей сатин - уже к началу третьего тысячелетия от Рождества Христова выцветший и почти совсем не имущий зрака. А впрочем, тем и удобен был суконный жакет, что можно было его и не снимать в обществе как часть костюма. Так я проникала в Эрмитаж. Люди стояли в очередь в гардероб, чтобы сдать курточки, а я, расстегнув свой жакет, спокойно проходила к экспозициям.

Менять подклад я не стала сразу: было ясно, что хоть аглицкое сукно само по себе долговечно, но вот швы... Швы недолго выдержат. И верно: они уже вытерлись и побелели, и ткань возле них стала рваться. Пора жакету на покой. Нет, я не отправлю его на свалку и не подарю бомжихе. Вон, на стене висит фотография бабушки в этом самом жакете, ещё новом. То ли сорок седьмой, то ли сорок восьмой год. Ей 37-38 лет. Я уже на десять лет старше. Но пойду к фотографу и попрошу заснять меня в жакете, которому пора перейти из предметов туалета в разряд артефактов. У бабушки на фото - начало пути вещи, у меня будет её конец. А потом я побрызгаю жакет чем-нибудь от моли и помещу в специальный пакет. Внучка когда-нибудь будет смотреть и ахать. А потом какой-нибудь портной с соседней улицы воспроизведёт ей точно такой же - ведь этот фасон опять будут носить. И я, может, ещё успею его вышить! Только вот аглицкое сукно к тому времени не перестанут ли ткать?

Фото (кликабельны):

- вышивка на полочках. Бисер немецкий, цвета побежалости, шнур хлопчатобумажный (а надо было, конечно, шёлковый брать!). Снимала со вспышкой, иначе получался размытый кадр, поэтому смотрится не очень выигрышно. А на самом деле там контраст блестящего бисера и матового шнура. При вспышке видно, как сильно побелел сгиб. Белёсость уже не убирается никакими ухищрениями.

Воротник спереди и сзади. Так как жакет висит там, где пролегает путь Барсука на полку для шляп, то во время его прыжков и забегов шерсть с него щедро оседает на чёрном сукне. Чищусь регулярно. Помогает плохо. Поэтому простите за вид в шерсти. Соотношение цветов лучше всего передано на воротнике сзади.





На мемуар и рассказ о вещи вдохновил этот блог, посвящённый мужской моде , конкретно вот эта статья об английском твиде . Терпеть не могу твид, но по ассоциации вспомнила про моё аглицкое сукно и решила написать про жакет. А блог интереснейший - там не только про современную моду, но и про историю мужского костюма. Так что если кто хочет позвать всё-таки к себе портного, посмотрите, что там будут выкладывать. Я добавила его себе в закладки.



Large Visitor Map

вышивка, история быта, рассказы о вещах

Previous post Next post
Up