"Алекс Анатоль - мой личный враг!"

Oct 05, 2008 02:04

- Будда - мой Личный враг! - сообщил мне как-то раз Александр Аркадьевич Анатольев, известный миру как Алекс Анатоль.

- А Будда об этом знает? - не удержалась и съехидничала я.

Господин старший Бронемастер Гранд-мастер, Верховный Наставник даосского храма Изначальной Истины захихикал.

- А что, - спросил он, - буддизм, по-вашему, - это хорошо?

Честно сказать, не знаю. Наверное, для кого как. Я за то, чтобы расцветали сто цветов.

Однако Александр Аркадьевич считает, что ста цветов совсем не надо - ни к чему это, когда есть один. И этот один - Дао. Причём желательно, в его версии. Его книга так и называется - "Истина Дао". В ней очень много и подробно объясняется, почему буддизм, христианство, ислам (иудаизм небрежно скидывается в кучу вместе с христианством, к вящей обиде предков Господина старшего Бронемастера Гранд-Мастера Дао) и примкнувшее к ним учение конфуцианства, не говоря уж о более экзотических религиях и учениях - это плохо. "Признание отсуствия доброты у природы - ещё один пример отличия даосских воззрений от христианских, построенных на представлении о доброте, неотъемлемо присущей человеку. Это предупреждение о том, что любая доктрина, которая пытается научить человека быть добрым, насаждает противоестественное поведение и обречена на провал". (с.228 - 229).

Естественное поведение - это уподобление животному и поедание друг друга. Г-н Старший Бронемастер Гранд-Мастер, с моей точки зрения не совсем неправ в этом - достаточно посмотреть на поведение людей, приличных таких Хомо Сапиенсов в экстремальных условиях, когда собственное спасение или даже всего лишь получение некоего блага возможно только за счёт другого. Камо-но Тёмэй и Боккаччо блистательно показали, как легко срывается с людей флёр цивилизации при "аравийском урагане и дуновении чумы", а также при трусе, море и гладе. Однако те же авторы показывали и искорки человечности в условиях жестокого расчеловечивания. Но человечность - в смысле Конфуция - затоптана даосским наставникомна протяжении всей книги - планомерно, жёстко и без надежды на воскресение.

Френдесса sabari , например, не верит, что Алекс Анатоль - даос, что получил посвящение и что обучался у даосского наставника с восьми лет. В общем-то, зря: я, конечно, в архивах не копалась, но могу заверить: наставника, теоретически рассуждая, найти можно было. Во дни моей юности, в к.60-х - нач.70-х гг. в Москве можно было разыскать огромное количество экзотическо-эзотерических зверюшек, сиречь адептов разных великих учений. Десятилетием раньше с этим было несколько сложнее - адепты, недоморенные в концлагерях, тщательно конспирировались, но даосский наставник мог оказаться, например, китайским специалистом, временно или постоянно проживавшим в Советском Союзе. Мало ли, зачем там ребёнок к китайцам бегает...

Конечно, всех этих экзотических адептов плотно и тщательно пасло КГБ, поэтому неудивительно, что в 1976 г. товарища Анатольева попросили вон из страны. "Порвали мой советский паспорт, швырнули его мне в морду и сказали, что я г****", - такова эта сцена в описании самого Господина старшего Бронемастера Гранд-Мастера.

А дальше биография его выглядит цветисто - правда, я видела только версию, изложенную самим мэтром Дао, однако даже если всего на треть, на четвертину это правда, то уже поучается материал для приключенческого романа. Моя глубокоуважаемая френдесса не верит в жизненные перипетии тов. Анатольева, однако вспомним слова моего полевого командира: жизнь - лучший романист, и при авантюристическом складе характера такая биография, как у светоча Дао, вполне возможна. Выдворили его, сколько я помню, в Израиль, а оттуда он каким-то образом попал во французский Иностранный легион, так что опыт боевых действий у него вполне реален (если, конечно, вся его биография - не один сплошной фантом а-ля Витя Солкин). Однако люди, которым я доверяю и которые были на его семинарах, утверждают, что в БИ товарищ понимает, что делает. Насчёт всего остального - не знаю; доколе не вложу персты, не уверую, а влагать персты мне как-то не очень хочется. Кстати: любопытная деталь: полтора года назад, когда я переводила книгу, я без труда нашла сайты (три или четыре), где были большие статьи о жизненном пути Господина старшего Бронемастера Гранд-Мастера, а сейчас я никак не могу их найти. Впрочем, по ссылке, которую я дала выше, можно зайти в журнал моей френдессы, а у неё уже есть ссылка на интервью с мэтром.

Мемуары свои он писать не хочет. Оно и понятно: пишет мэтр отвратительно, головы отрезать, наверное, лучше получалось. Повествование вязкое, о логике его построения и развития он имеет представление весьма слабое; повторы, длинноты - словом, как сказано у Гончарова, "будто мочалку жуёт". Однако же если то, что он рассказывает о себе и своих родителях - правда, то это надо записывать, обрабатывать хорошим литературным стилем и продавать. Потому что тип редчайший, такие кончились в XVIII веке - авантюрист, кондотьер, совершенно имморальное животное - и при этом с невероятно харизмой. Я говорю "имморальное", а не аморальное, потому что считаю, что человек аморальный знает, что такое мораль, но сознательно плюёт на это. Человек имморальный вообще не знает, что это такое. Ценности социума для него есть зло абсолютное, подлежащее отторжению by all means. (О том, что такой подход противоречит диалектике, светоч Дао предпочитает не вспоминать. У меня вообще сложилось впечатление, что обо всех религиях, кроме даосской, его представления носят характер весьма смутный и расплывчатый.)

Отнюдь не всё, что написал Мэтр, вызывает реакцию отторжения - есть вещи с которыми я не могу не согласиться, и их немало. Но, к сожалению, подобые философско-этические системы надо или принимать полностью, или вообще не принимать.

В общем, если вы хотите быть одиноким и ни за что не отвечающим Сверхчеловеком (не в смысле Ницше), презирающим "стадо" (в смысле Лао-цзы), то вам туда - на "Озон", "Амазон" и прочие злачные поляны, где продаётся сей сборник откровений о Дао. Только автор названного труда забыл или не подумал об одной вещи: то, что достаточно легко получается у личностей харизматических и сходит им с рук, для людей обыкновенных может быть просто опасно. Видели, плавали, знаем. Интересно, сколько учеников Мэтра достигли этой самой "удовлетворённой жизни", о которой он столько пишет и говорит? Восторженную туроператоршу и ей подобных я не считаю; я видела не раз, отчего появляется подобная восторженность, и обсуждать эту тему здесь не хочу. Из Александра Аркадьевича получился средней руки бес (в смысле Достоевского), а из учеников его, среди которых вряд ли найдётся личность такого же масштаба - обычные мелкие бесенята. Наставник, без семьи, без детей, выдержит, потому что таков его жизненный выбор - он презирает институт семьи, и двуногих тварей миллионы для него орудие одно. А вот адептам его можно посочувствовать. Впрочем, на то и щука в море, чтобы карась не дремал. И вечная бдительность, как уверял Рокуэл Кент, есть залог свободы.

А почему Мэтр мой личный враг? Ну, он же записал Будду во враги, теперь я запишу его самого. Хоть он не Будда, но, думаю, он о моей вражде даже не узнает. Вот и Будда о его вражде - тоже.

Хотя не умею я не ровном месте враждовать. Плохо у меня это получится. Так что не ожидает Александра Аркадьевича тяжкое открытие каким-нибудь непрекрасным утром. А ежели захотите, Александр Аркадьевич, мемуары по-русски писать, сами не начинайте, пригласите лучше меня в качестве "негра", я быстро напишу и окатисто!

Алекс Анатоль рассказывает о даосизме в телестудии:
http://www.youtube.com/watch?v=xEKa7axaykc

Википедия: http://en.wikipedia.org/wiki/Alex_Anatole

А вот тут:  http://rukenau.livejournal.com/71647.html человек хорошо написал ещё четыре года назад.

ЗЫ: Если что, то именно я эту шнягу - "Истину Дао" - и перевела. И сломалась на ней - невозможно из господина Анатольева сделать Льва Толстого посредством художественного перевода. И о том, что Господин старший Бронемастер пишет ужасно, я сообщила ему лично, поэтому насчёт злопыхательства за спиной - это не ко мне.

пути в незнаемое, боевые искусства, религия

Previous post Next post
Up