Что мне после просмотра "Елены" показалось занятным и важным в плане режиссуры Звягинцева вообще: динамика его развития. На сюжетном уровне он пришел от бытийного начала ("Возвращение", "Изгнание") к бытовому ("Елена") - и - что интересно - в случае Звягинцева это оказалось расширением художественного взгляда, а не сужением. Да, он всегда был насквозь символичен, но раньше он казался мне почти голым экзистенциалистом, а сейчас - в "Елене" - я увидела еще и мощный акцент на социальном, без ущерба бытийности при этом.
Еще мне категорически нравится в Звягинцеве то, что хотя он всегда изображает только худшие или нейтральные проявления жизни, чернухой его фильмы при этом не назвать. Почему это так, объяснить трудно, но это так. Возможно, из-за ощущения того, что у самого автора есть позиция, несмотря на то что она не присутствует в художественной реальности сколь бы то ни было явно...
И немного собственно о символах. Да,
Настя, я тоже подумала, что Елена - это Россия. Которая помогает самым непутевым своим детям, любит и понимает самых неправильно себя ведущих. Для которой "путевые", умные, не агрессивные и заговорщицки-суетливые, а ироничные и спокойно-деятельные - чужие, к ним она испытывает если не неприязнь, то просто равнодушие. И по возможности похищает плоды их деятельности и использует их на благо тех, родных, детей.
Для меня "Елена" - это фильм про бессилие. Про то, что если где-то и есть какая-то справедливость, то ее победит любовь.
Так понятия побеждают закон.
И от этого темно и страшно.