Оригинал взят у
deni_spiri в
На берегу Костромы
В 30 верстах от истока реки Костромы стоит первое в Солигаличском уезде село - Верховье. От села практически нет и следа, но жив ещё храм с почти что трёхвековой историей и доживает свои последние годы колоссальных размеров богадельня, возвышающаяся неподалёку на высоком холме. Построенная петербургским купцом более ста лет назад и служившая многие десятилетия зданием Детского дома имени В.И. Ленина, ныне пребывает в запустении и медленно, но верно, разрушается.
По началу пост выходил совсем без истории, но случайно "зацепился" и накопал достаточно много информации из жизни села, церкви и детдома. Так что сегодняшний отчёт полон краеведческого материала и содержит несколько интересных архивных фотографий.
Место, куда мы прибыли на третий день
Кологриво-Судайского путешествия, а именно село Верховье - территория верховий реки Костромы и часть бывшей Высокосельской волости. Село известно с 1450 г., когда здесь ещё стоял починок, который великая княгиня Мария Ярославна, жена князя Василия II Тёмного, пожаловала чухломскому Городецкому Авраамиеву монастырю. Село Верховье иногда называлось Николо-Верховье - по имени стоявшей здесь Никольской церкви. В переписи 1614 г. о Верховье (тогда погосте) записано: «А на погосте церковь во имя Николая Чудотворца, да другой храм древян клецки...». В 1628 г. погост с другими деревнями царём Михаилом Фёдоровичем был пожалован стольнику Александру Воейкову за участие его в обороне Москвы от поляков.
В начале XX века село Верховье было расположено около церкви и состояло всего из 9 домов, в которых проживали служители храма. Рядом с храмом находится кладбище, территорию которого окружала, ныне частично сохранившаяся, кирпичная ограда (1850-е гг.) с воротами, фланкирующими с двух сторон колокольню.
За оградой располагались дома причта: вдоль западной стороны каменный и три деревянных.
Уцелел лишь каменный дом причта, построенный в 3-й четверти XIX века.
Строительство новой каменной церкви началось на месте бывшей деревянной в 1776 году, но главный престол в честь Святителя Николая был освящен лишь спустя 12 лет, в 1786-м. А через сто лет, в 1886 г., иждивением солигаличского мещанина Петра Михайловича Михалёва перестроены трапезная и боковые приделы. Действительно знаменательным событием села да и всего уезда стало освящение этих приделов, ибо литургию провёл сам епископ Костромской и Галичский Александр. Поскольку на строительство было израсходовано более 20 тысяч рублей, а иконостас для приделов заказан аж в Москве, Пётр Михалёв, страшный ценитель Церкви, страстно желал, чтобы освящение было проведено именно архиереем. И добился-таки этого.
Фото С.А. Орлова, начало XX столетия. Из архива ИИМК РАН.
Фото Алфея Органова, подпись Ариадны Касторской. 1900-1905 гг. Об этих личностях, связанных с селом, речь пойдёт чуть ниже.
В продолжение истории освящения новых приделов. Прибыв из Костромы в Верховье 19 декабря в пять часов вечера преосвященнийший Александр, устал с дороги и освящение было назначено на следующее утро... Цитата из "Костромских ведомостей" за 1887 г.: "...После окончания службы, Владыка и все служащие с ним, отправились в его квартиру, где П.М. Михалёвым был предложен чай, а затем и обед. Первый заздравный тост был предложен самим Владыкой за Государя Императора, и присутствовавшие здесь протодиакон, иподиаконы и некоторые священники, под руководством регента хора, пропели гимн: «Боже царя храни». Следующий тост, по предложению строителя Михалёва, был провозглашён за здоровье Преосвященного, а тот, в свою очередь - за строителя, и громкое «многая лета» дружно было пропето всеми присутствующими...".
Покос ромашек на фоне верховской церкви. 1910-1914 год. Из архива Т. Дроздовой (Бартеневой), как и верхнее фото.
Благодаря сайту "Большой Русский Альбом" мне удалось, правда основательно покопавшись, найти множество старинных фото, связанных с селом. Приведу лишь некоторые из них. На нижеследующей фотографии из коллекции Татьяны Дроздовой, проживающей ныне в Санкт-Петербурге, изображён её прадед - священник Аркадий Львович Органов. Фото сделано в Солигаличе в 1915-м, в год его 50-летнего служения дьяконом в церкви села Верховье. Отпечатана в фото-мастерской его сына Алфея Аркадиевича. На обратной стороне имеет клише "Фотографiя А.А. Органова въ Солигаличе". Так же Алфей имел свои филиалы в городах Тотьме и Кадникове Вологодской губернии. Благодаря его стараниям, как фотографа и предпринимателя, до нас и дошли столь уникальные для этого глухого края фото-кадры.
Перед войной храм закрыли, но открыли в 1943-1944-х. Священником в то время был А.И. Касторский (на фото из архива Владимира Кострова). Александр Иванович служил и в г. Чухломе и г. Солигаличе, имел чин протоиерея. После Солигалича купил себе дом в двух км от села Верховья, а затем приобрёл домик прямо возле храма. Прослужил здесь до конца своих лет.
На обратной стороне надпись: "В 1934 году. февраль. у собственного дома в Верховье. 66 лет. на 46 году службы".
На фото 1970-х годов - последний священник Николай Молодцов с прихожанами возле часовни-склепа Никольского храма.
Более двадцати лет отец Николай прослужил в Верховье. 8 января 1972 г. когда его не стало, приход сразу осиротел. Как видно из фото, последними прихожанами были древние старушки, так что не удивительно, что спустя два года после кончины отца Николая, службы стали проходить очень редко, ведь новое поколение было воспитано на других идеалах и в церковь не стремилось.
Поскольку церковь никогда не закрывлась, внутри до сих пор целы великолепные позолоченные трёхъярусные иконостасы с тонкой резьбой, выполненые в конце XVIII века. Их фото можно увидеть
здесь. Интересный факт: в 1986 г. из холодного храма был вывезен в Нерехту семиярусный иконостас, и там отреставрирован. Иконостас состоит из икон палехского письма, возможно, написанных в одной из иконописных мастерских Петербурга, т.к. на серебряных венчиках стоит клеймо петербургского серебряника.
На начало XX столетия приход состоял из 35 селений в основном сельскохозяйственных, с отхожими промыслами, но было и немало торговцев. Для деревень, что были отсюда в 10-12 верстах, весеннее время разлития рек препятствовало сообщению с храмом. Это побудило жителей дальних деревень устроить в местности под названием Горы-Займищи самостоятельный приход.
Чуть позже мы побываем и в родной деревне Василия Андреевича Серова.
Приятной неожиданностью было увидеть неподалёку, на высоком холме, открытое ветрам и взорам огромное здание Детского дома имени В.И. Ленина (в прошлом - богадельня). Пока бродили вокруг храма, я горел желанием поскорее попасть туда, т.к. смотрится всё это очень величественно. Не говоря уже, что во всей Костромской области такие громадные постройки можно пересчитать по пальцам.
Вот она - главная достопримечательность Верховья - богадельня. Хотя мне больше импонирует название Детдом имени Ленина. Такое здание и для детей сирот! Собственно, именно для них оно прослужило приютом более 60 лет - в шесть раз дольше, чем для богомольцев. Верховская богадельня редкий для сельской местности комплекс благотворительных сооружений и отличается крупностью здания и своеобразным декором в духе эклектики.
Первоначально богадельня состояла из трёх кирпичных зданий: главного корпуса и двух вспомогательных построек: электростанции (первой в уезде) и хозяйственного флигеля. Во флигеле располагалась прачечная, кладовые и другие службы.
Богадельня возведена по заказу и на средства петербургского купца Василия Михайловича Орлова, уроженца здешних мест. Василий Михайлович происходил из крестьян деревни Бордуково (куда мы заедем чуть позже). Строительство здания богадельни велось с 1880-х, и было завершено в 1905 г.. Однако через четыре года после окончания строительства, В.М. Орлов скончался. В 1915 г. внутри была устроена домовая церковь. А после революции здесь основали детский дом.
В 1980 г. детдом был расформирован и в 1983 г. здание заняла воинская строительная часть. Вследствие жизнедеятельности военных были утрачены два исторических памятника - это дача купца Орлова и двухэтажный флигель. Кроме того, Верховскую школу, что находилась в селе, для безопасности детей и по настоянию родителей, перевели в д. Бурдуково. В 1989 г. войсковая часть село покинула, оставив о себе неприятные воспоминания. История с военными напомнила мне судьбу
Кологривского техникума, который так же был "убит" военными строителями. Проще говоря стройбатом, в котором служили далеко не лучшие представители служивых людей, плюс большая часть стройбатов состояла из призывников республик Средней Азии.
Внутри, как оказалось, всё в таком состоянии, что и глазу зацепиться не за что. Поэтому внешний вид богадельни оказался единственным примечательным моментом.
Здесь когда-то был кинозал (вверху находится кинопроекторная).
Необычен такой вот довольно-таки низкий арочный вход на втором этаже. Может хоть на его наличниках подлинный декор?
Единственное, что точно тут сохранилось из старины, так это лестница со скромными перилами.
Пока ходили там, Катя всё боялась, что под нами, т.е. под ней, рухнет пол или обвалится потолок. Пришлось убеждать, что рушится всё большей частью по весне, когда промёрзшие стены начинают оттаивать, или когда ходит кто-то очень тяжёлый... Разрушения, кстати, произошли из-за перестроек советского периода. Поскольку обрушения произошли именно в кладке силикатного кирпича. Видать, не выдержала некачественная работа проверкой временем и непогодой.
До того, как в Верховье в 1940-х открыли восьмилетнюю школу (до этого была лишь начальная до 4-го класса, преобразованная из церковно-приходской), деревенские и детдомовские ребята ходили учиться в разные места: деревенские в село Зашугомье (сейчас уже в Зашугомье от Верховья напрямик никак не попасть), а детдомовцы - в школу деревни Хлопово, что рядышком. А поводом для раздельного обучения стал трагический случай, примерно 1930-1933 гг.. В начале 1930-х в детдом завезли отчаянных беспризорников. В пасхальную ночь детдомовские ребята, придя в церковь, стали себя вести развязно. Деревенские вывели их из храма и завязалась драка, закончившаяся для детдомовцев трагедией (какой именно источник не указывает, возможно, сильно покалечили, а может кого и поленом пришибли).
Вид из окошек на костромские просторы у ребят был знатный.
В советское время в здании были проведёны водопровод, канализация, сделано отопление (руины котельной расположены рядом).
Именно здесь, в раздаточном окне детдомовской столовой, и сидела Маска, удосужившаяся в своё время
индивидуального поста.
Совершенно случайно удалось найти, на мой взгляд, уникальную фотографию воспитанников этого далёкого детского дома.
На обороте фото (из архива Елены Телицыной) надпись: "Орловский детский дом Костромского ГубОНО, 20.02.1924".
После Верховья мы было решили поехать на погост Высоко, но свернули не туда - в посёлок Высоковский (Высоковские Выселки). Поплутав по этому довольно крупному и вполне обитаемому селению, в конце-концов выехали на нужную дорогу.
Только эта дорога была слишком опасна и непроходима для нашего авто. Рисковать не стали и развернулись обратно. И по пути к следующему пункту заезжаем в весьма большую деревню Бурдуково, откуда был родом петербургский купец, выстроивший богадельню в Верховье. На окраине деревни расположен заброшенный льнозавод. Но его фотать не стали - не наша тематика. Поэтому сворачеваем в само Бурдуково.
Известна деревня с XVI века, когда являлась вотчиной Городецкого Авраамиева монастыря возле г. Чухломы, пожалованная в 1518 г. московским великим князем Василием Ивановичем, отцом Ивана Грозного.
Кроме множества домов советского периода есть здесь и колоритные, богато украшенные резьбою, дореволюционные дома. А данный дом даже был застрахован в Страховом обществе (как правило, от пожара), о чём возвещает полукруглая жестяная табличка.
В середине XIX века Бурдуково вместе с другими деревнями и сельцом Ермаково принадлежали писателю Петру Петровичу Сухонину (псевдоним Шадрин). Большим успехом пользовалась его пьеса «Русская свадьба», поставленная в Александринском театре в Петербурге.
Что зачастую свойственно северным домам, и у этого жилая и хозяйственная часть под одною крышей.
Забавно, что хозчасть хозяева у домов не обшивали и половина их так и стоит открытая ветрам своим бревенчатым срубом.
Местный бурдуковский житель. Его жизненый путь и заслуги мне не известны. Может и его корни уходят к коту местного помещика.
Пошёл фотать эту добротную, думаю, советской постройки домину, предполагая, что она необитаема. Как изнутри вышел пропитой товарищ, который оказался вовсе мне и не товарищ. Вместе с соседом, до этого молча взиравшего, как я хожу вокруг и снимаю, начал ко мне весьма недружелюбно вопршать из разряда: что я тут забыл. Плюс зашлась диким лаем соседская псина. Пришлось объяснять, что мы любители старины и т.д. и т.п. Впрочем, уверен, они не поняли моё увлечение. В итоге разговор свёлся: не хочу ли купить этот дом. Сказав, что подумаю, я неспешно или всё-таки спешно ретировался.
Далее мы подъехали к давным-давно неработающему Дому Культуры. Судя по размерам внутри, одназначно, располагался кинозал.
Опосля завернули на другой конец деревни, где массово разбросана проржавевшая сельхозтехника.
Хотя некоторые экземпляры явно на ходу. Но и здесь не смог от души пофотать, ибо напротив собралась компания из местных. Мужики делали явно что-то нехорошее, т.к. с опаской и недоверием поглядывая на меня, что-то разгружали. Скорее всего, сворованные откуда-то стройматериалы.
Так что испытывать судьбу я не стал и прыгнув в поджидавшую меня машину, рванул с Катькой в очень атмосферное место - село Зашугомье.
Предыдущие части этого путешествия:
-
Костромской Север-
Эпитафия Плотине-
Следуя старинным Вятским трактом-
Солтановский храм и ДК Брантовский-
Кологривский Zoo-Техникум При создании поста использован материал следующих сайтов:
-
сайт "Солигаличское благочиние"-
статья Галины Громовой "Верховье - отчий дом"-
статья инокинии Афанасии -
заметка В.А. Дудина-
Большой Русский Альбом-
Генеалогический форум ВГД-
ЛитМир-
Православные храмы Костромской губернии