9 качеств Будды

Mar 20, 2011 23:31


Девять качеств Будды(Из лекции Саяджи УКьяу Хтута)
1. …Будда, это тот, кто достоин эпитета «Araha», он полностью оставил все омрачения вместе с врожденной кним склонностью. Во всех его телесных действиях, речи и умственной деятельностивсегда присутствует осознанность, они всегда возникают в связи с мудростью. Егонравственное поведение безупречно, он совершенно оставил омрачения, а именно:алчность, отвращение, неведение, тщеславие и неправильные взгляды.
2. Качество “Саммасамбуддха”(Samm?sambuddha). Саммасамбуддха это Совершенно, Самостоятельно Пробудившийся,тот, кто наделен … знанием всех дхамм., … кто знает все мирское и сверхмирское.
3. Качество "ВиджджачаранаСампанна” (Vijj?carana Sampanna).
Будда наделен качеством «Araham», - безупречный в нравственности, и качеством«Samm?sambuddha», - Совершенно самостоятельно-Пробужденный, непревзойденный вмудрости. Но в этом мире людей, где так много вражды и соперничества для Буддынедостаточно обладать только этими двумя качествами, чтобы быть совершеннымприбежищем и защитником живых существ. Можем ли мы сказать, что даже срединравственных, образованных людей не бывает соперничества и враждебности? Будденеобходимо обладать всеми разновидностями могущества и силы, для того чтобыпреодолеть все опасности, и защитить людей, которые пришли бы к нему со всемсвоим смирением и благоговением как к спасительному прибежищу, от всеговраждебного. Будда действительно обладает всеми этими способностями и силами.
Вследствие обладания такого рода силами, люди того времени восторженноприветствовали его - «он тот, кто наделен Защитными силами (Vijj?caranasampanna)»… «Vijj?» это vijja pa???, знание, которое дает возможностьдемонстрировать свое могущество, свои силы. «Carana» это основной способповедения или практики, предпринятый для того, чтобы овладеть vijja илимогуществом (высшим знанием).
С этими тремя качествами, а именно: качеством безупречной нравственности -«Araham»; качеством безграничной мудрости - «Samm?sambuddha»; качествомвладения разнообразными видами способностей и сил «Vijj?carana sampanna», Буддамог смело провозгласить: «В этом мире, Я единственный в СовершенствеСамостоятельно Пробужденный». Будда действительно тот, кто обладает качествами,достойными нашего почитания, нашего поклонения и принятия в нем прибежища.
Должны ли Будды, даже хотя они и достойны такого почитания, оставаться в покоеи самоудовлетворенности отшельнического уединения? Нет, не должны.
Будды должны учить всех живых существ Дхамме, которую они познали и постигли.Они должны основать общину - Сангху (Samgha) из числа своих последователей. Онитакже должны передавать знание Дхаммы людям, дэвам и брахмам, для того, чтобытьма неведения рассеялась и свет дхаммы смог бы появиться и вести живых существк «безопасному берегу» Нибб?ны.
Как Будде удалось справиться с такими важными задачами? Как оставшиеся качествастали известны во всем мире? Давайте продолжим и узнаем о них.
4. Качество "Сугато”(Sugato). 
Сострадание Будды ко всем живым существам безгранично. Оком мудрости он искалтех, кто должен быть освобожден и тех, кто мог бы освободиться от кругаповторных рождений (Sams?ra). С момента Пробуждения Будды и до времени «ухода»,он был самой усердной и трудолюбивой личностью. Разделив день на три периода,начиная с утренней зари и до рассвета следующего дня, он трудился на благосуществ, удовлетворяя их умственные и физические потребности.

Когда Будда ходил и собирал подаяние, он, бывало, после получения пищи,непосредственно на месте сбора подаяния определял тех, кто был достоин Освобождения,или достоин того, чтобы утвердиться в Sot?patti magga и phala и так далее, илиутвердиться в принятии Прибежища (saranagamana), или в том, чтобыпридерживаться нравственных правил поведения. Вернувшись в монастырь, онпреподавал монахам способы медитативной практики. Позже он произносил проповедимирским последователям, которые приходили к нему выразить почтение. Затем снаступлением ночи, Будда снова произносил проповеди монахам, которые занималисьмедитативной практикой, помогая им в их усилии достичь Пути (Magga) и Плода(Phala). Около полуночи, когда Будда был совсем один, дэвы и брахмы приходили кнему, и он отвечал на их вопросы и разрешал трудности. Только во времяпоследней трети первого часа, Будда, примерно на час двадцать шел спать; и дажев это время он не пребывал без осознанности и понимания.
В стремлении принести благо миру и всем людям, Будда с великим состраданиемискал тех, кто был бы готов освободиться от круга рождений. Ночью или днем,если это было необходимо, Будда мог отправиться в любое место, используя любыеподходящие возможности; посредством jh?na или пешком. Если это было для благакого-то, и если присутствовала необходимость личного участия Будды, он всегдамог самостоятельно пойти и сделать это.
Каждый год Будда, оставался в одном месте только на время затворничества всезон дождей (vassa). В течение оставшихся девяти месяцев он путешествовал поразличным местам, многочисленным городам и краям, произнося свои проповеди,принося, таким образом, благо людям. Он неослабно трудился до тех пор, пока непокинул этот мир в возрасте восьмидесяти лет.

5. Качество "Локавиду”(Lokavid?)
После того как он стал Буддой, в Совершенстве Самостоятельно Пробужденным,благодаря постижению Четырех Благородных Истин под деревом Бо, его главнойцелью была работа по освобождению живых существ от sams?ra dukkha.
Он знал все о мире людей, дэв, брахм и был осведомленотносительно всей их деятельности, занятий и дел. Его проницательность быланепревзойденной, он знал все о степени их зрелости и незрелости, природных иинтеллектуальных способностях, привычках, предрасположенностях и желаниях.

6. Качество "Аннутаропурисо даммасаратхи” (Annuttaro purisa dammasarathi).
В руководстве и наставлении кого-либо в соответствии с его потребностями илизрелостью, а также умственных и природных способностей Будда не имел себеравных.
Поэтому он и был провозглашен «Несравненным» в укрощениитех, кого требовалось укрощать.

Будда был столь успешен в руководстве, в действительности,по причине того что:
- Он был наделен качеством «Sugata», поэтому множество людей из всех стран,городов и деревень восторженно приветствовало его таким образом: «ПоявлениеБудды, несомненно, является для нас благом».
- Он был наделен качеством «Lokavid?», потому что знание им мира, с людьми,дэвами и брахмами, с их желаниями и склонностями, не имело себе равных.
- Он был наделен качеством «Anuttaro purisa dammas?rathi», потому что былнепревзойден в усмирении и укрощении тех, кто в этом нуждался.

7. Качество "Саттхадэвамануссанам” (Satth?deva manuss?nam)
Достойный Почтения, Будда, предводитель людей, дэв и брахм.

8. Качество "Буддхо”(Buddho)
…Будда дал Кеватте наставление о трех методах убеждениялюдей:
- Iddhip?tih?riya - привлечение людей с помощью демонстрации сверхъестественныхсил (которые могут быть спутаны со знанием магических заклинаний - gandh?r?);
- ?desan?patih?riya - привлечение людей с помощью демонстрации удивительныхспособностей, посредством знания ума других людей (знание, которое может бытьспутано со знанием, происходящим от драгоценного камня, исполняющего желания, -Cint?mani);
- Anus?sanip?t?h?riya - привлечение людей с помощью наставления и разъяснениятого, что является умелым, а что нет (это то, что является подлинным ибезупречным методом). Это качество позволяло давать людям знание Дхаммы,которым они прежде не владели, мог вести, объяснять и указывать свет людям вотьме.

9. Качество "Бхагава”(Bhagav?)
Будда был наделен такими качествами как тридцать двапризнака Благородной Личности и восьмьюдесятью малыми признаками, упоминаемымив Lakkhana Sutta P?thika Vagga, его внешность была в высшей степенипредставительной и вызывающей почтение. Поскольку он совершенно оставил всеомрачения (kilesa), его качества были чистыми, прекрасными и благородными.Физическая форма (upadhi) Будды, являлась непревзойденной и ее невозможно былос чем-либо сравнить.

Как на самом деле, Будде удалось сделать так, чтобы Учениена благо человечества сохранилось, на такой долгий период времени?
Три группы Качеств
Если каждый внимательно рассмотрит качества Будды, которыебыли прославленны на весь мир, он обнаружит, что они укладываются в три группы.

Первая группа: Содержит первые три качества. Это качества, которыми долженобладать тот, кто предъявляет права на то, чтобы быть Буддой.
Это следующие три качества:
(i) Araham: Он обладает безупречной нравственностью - будучи абсолютнонезапятнанным омрачениями (kilesa).
(ii) Samm?sambuddho: Ему известно все, что доступно познанию.
(iii) Vijj?c?ranasampanno: Он наделен всеми разновидностями психических сил инепобедим в них.

Вторая группа: Включает следующие три качества, характеризующие способностьБудды располагать к себе людей. Следующие три качества:
(i) Sugato : Для блага всех существ он идет в любое место и время.
(ii) Lokavid? : Он знает все о мире и его делах.
(iii) Anuttaro purisa dammas?rathi : Он непревзойден в укрощении существ.

Третья группа: Включает последние три качества, которые провозглашаются миром(людей и божеств):
(i) Satth?devamanuss?nam: Он Предводитель людей, дэв и брахм.
(ii) Buddho: Он дает другим самое ясное (понятное) понимание Истины.
(iii) Bhagav?: Он самый Благородный.

Распределив таким образом качества Будды по трем группам, и приняв во вниманиеэти качества в свете той роли, которую Будда взял на себя ради пользы s?san? иблагополучия человечества, каждый поймет величие, достигнутого им успеха, и наосновании этого придет к уважению и благоговению перед ним.

Размышление и практика
Так, если кто-то с твердой верой и ясным пониманием,памятует с большим почтением о качествах Будды, то он непременно осознает -какие обязательства должен взять на себя в этом мире.

1. Araham : Тот кто постоянно памятует и неоднократно продумывает качествоБудды Araham (то есть, его безупречность в нравственности), непременно осознаетто, что он должен прилагать большие усилия для поддержания высокогонравственного уровня.

2. Samm?sambuddho : Тот, кто постоянно памятует и неоднократно продумываеткачество Будды - Samm?sambuddho (то есть, тот кто познал все, что может бытьпознано), будет ясно осознавать, что поскольку его нравственный уровеньповышается, он, следовательно, должен прилагать большие усилия для того, чтобыбыть сведущим, разумным, хорошо разбирающимся и во всех отношенияхосведомленным.

3. Vijj?carana sumpanno : Тот, кто постоянно памятует и неоднократнопродумывает качество Будды Vijj?carana sumpanno (то есть, неодолимый,наделенный всеми видами сил), тот не только будет обладать высоким нравственнымуровнем, разумностью и осведомленностью в любом деле, но также ясно осознаетто, что он должен иметь большое мужество, чтобы встречаться лицом к лицу совсеми опасностями и обладать способностью к преодолению всех препятствий.

4. Sugato : Тот, кто постоянно памятует и неоднократно продумывает качествоБудды Sugato (то есть, тот, кто ради блага и пользы всех существ идет в любоеместо и время), тот будет ясно осознавать свой долг - неутомимо приходить влюбое место и браться за любую деятельность в интересах людей и в соответствиисо своими возможностями.

5. Lokavid?: Тот, кто постоянно памятует и неоднократно продумываеткачество Будды Lokavid? (то есть тот, кому известно все о мире и его делах),ясно осознает, что при выполнении благотворительности и общественнойдеятельности одна из его обязанностей - это стараться понимать традиции обычаии интересы людей.

6. Anuttaro purisa dammas?rathi : Тот, кто постоянно памятует и неоднократнопродумывает качество Будды Anuttaro purisadammas?rathi (то есть тот, ктонесравним в укрощении людей), будет ясно осознавать важность того, что привыполнении благотворительности и общественной деятельности одна из егообязанностей - это направлять безрассудных к благоразумию и разумных кмудрости.

7. Satth? deva manuss?nam : Тот, кто постоянно памятует и неоднократнопродумывает качество Будды Satth? deva manuss?nam (то есть тот, кто являетсяПредводителем людей, дэв и брахм), будет ясно понимать, что при выполнениеобщественной деятельности и благотворительности он должен прилагать усилия длятого, чтобы приобрести энергичную поддержку большинства людей - из всех слоевобщества.

8. Buddho : Тот, кто постоянно памятует и неоднократно продумывает качествоБудды Buddho (то есть тот, кто дает наиболее ясное понимание Истины), будетясно понимать, что он достигнет цели в деле осуществления социальнойдеятельности и общественного благоденствия только, если будет помогать другимпостигать истину, но не через использование власти, «давание взяток» в виденаличных денег или в форме обещаний о получении официальных должностей.

9. Bhagav? : Тот, кто постоянно памятует и неоднократно продумывает качествоБудды Bhagav? (то есть тот, кто является самым Благородным), будет ясноосознавать, что для того чтобы приобрести уважения других - очень важно иметьчувство собственного достоинства, прилично одеваться, говорить правильнымобразом и вести себя должным образом.

http://vkontakte.ru/note4794789_10921653
Previous post Next post
Up