Apr 09, 2009 20:12
Сегодня Месса совсем не весёлая - если она когда-либо бывает "весёлой", Жертва есть Жертва; но проповедь была такая, что засмеялись все.
Делюсь некоторыми выдержками, пока в памяти не скисло.
Отец Ириней.
...одной из особенностей иудейской Пасхи было то, что старший, отвечая на ритуальный вопрос младшего "Зачем мы сегодня собрались?", не говорил "наши прапрадеды были рабами в Египте", он говорил "мы". Мы были рабами в Египте. Мы вышли из рабства.
...Иисус много раз, когда был мальчиком, задавал этот вопрос во время празднования Пасхи, а Иосиф, как старший мужчина в доме, рассказывал, отвечая. И с учениками своими Он минимум две Пасхи встретил. Возможно, спрашивал Иоанн, а Иисус отвечал.
...они рассказывали из года в год одну и ту же историю о выходе из Египта - не потому, что не знали её. Это был обряд, ритуал.
...а в тот раз всё пошло как-то не так. Начиная с приближения к Иерусалиму, когда Иисус начал говорить о своём страдании, о смерти. И потом, когда уже был накрыт стол, вместо вопроса "зачем мы здесь собрались?" Иоанн спросил: "Кто Тебя предаст?"
Иисус ответил тоже не по ритуалу. Не о том, как народ вышел из Египта. Он дал ученикам хлеб и вино, говоря, что это Его Тело и Кровь, даваемые во спасение... Нет отдельных слов в Евангелии, которыми Христос установил бы таинство священства - есть установление Евхаристии, поскольку священник это всего лишь слуга Евхаристии. С того дня и всегда - мы совершаем одну и ту же Службу, мистическим образом участвуя в Тайной вечере. И мы можем говорить так же, как евреи при свершении своего обряда - но с бОльшим основанием: МЫ были на Тайной Вечере, МЫ приняли Тело и Кровь Спасителя...
...и совсем не по обряду Пасхи Он вдруг стал мыть ноги ученикам. Никакого таинства с этим обрядом не связано. Я сам много раз совершал омовение ног по время Литургии Великого Четверга, и могу сказать, что ничего особенного, мистического не испытал. Думаю, что Иисусу это тоже не было трудно - Он сделал это просто и с радостью.
Если в чём и была трудность с омовением ног, то это вопли Петра: нет, не надо, не хочу, не делай этого!... И я прекрасно его понимаю. Ещё когда я был министрантом, и настоятель говорил мне, чтобы я был готов к данному обряду, я упрашивал его: а давайте я вам помогать буду, я буду миску с водой за вами носить, но не сажайте меня в первый ряд, пожалуйста... И столько проблем бывает с тем, чтобы найти "участников" - мужчины стараются сесть подальше, спрятаться за колоннами храма, даже потихоньку улизнуть на улицу в этот момент... Проще, конечно, настоятелю монастыря, поскольку братьев обязывает обет послушания, и им деваться некуда. (Вот тут раздался негромкий, но явный смех всех собравшихся). Поэтому я, как настоятель этого монастыря, сейчас приглашаю братьев...
Ну, и далее по тексту.
Хороша проповедь, честное слово... Такая очень _человеческая_. Без избитых мест и заумствований.
Спасибо Тебе, Господи, за отца Иринея!
Глядя в Книгу