Feb 04, 2009 18:41
Таганка...
Все ночи полные огня...
Таганка...
За что сгубила ты меня?..
30 января была на спектакле "Живаго (доктор)" в Театре на Таганке.
И всё внутри перевернулось.
Если вы с трудом себе представляете творчество Пастернака и ни разу в жизни даже не открывали роман и сборник стихов Юрия Живаго - не стоит. Реакция будет отдалённо напоминать фразы "Я ничего не понял. Почему нет декораций? Почему актёры бегают туда-сюда бестолку? Зачем эти странные простыни? Почему то и дело выскакивает разношёрстная толпа оборванцев? Ненормальный спектакль, всё запутано, режиссёр хотел показать, что он умный, а я дурак".
У меня создалось ощущение, что любимовские спектакли не есть традиционные школьные мероприятия для культпохода. Предполагается, что зритель совершил хотя бы мало-мальскую душевную и умственную работу над текстом и готов к дальнейшей работе. Любимов по-своему толкует роман. Ставит акценты там, где ему кажется необходимым. Не боится смешивать различные произведения и различных авторов. Его "антидекорации" дают возможность увидеть гораздо больше, чем способны дать театральные подмостки.
Что говорить об актёрах!..
Конечно, первое, что бросается в глаза - несоответствие возрастов персонажей и исполнителей. Трофимов в роли юнца примерно моего возраста... И Золотухин, изображающий Живаго на протяжении всего спектакля... Но могу найти хотя бы одно оправдание - эти артисты так прекрасно, живо и верно играют... нет, не играют, по-настоящему проживают роман, что спектакль нисколечки не теряет, а только выигрывает... Ну покажите мне 30-тилетнего актёра, обладающего такой бездной таланта, которая позволила бы почти в отстутствии декораций сделать такое!
Но Трофимов изумителен в роли Стрельникова. Финальные сцены с его участием заставляют сердце рваться... Хочется кричать, кричать сильнее, чем он, кричать от боли, несправедливости, жалости, отчаяния...
Любовь Селютина в конце просто-таки по-цветаевски кусала губы... Лучшая, с моей точки зрения, оценка её игры - слёзы моей мамы. Она довольно спокойно относится и к театру, и к любимовским постановкам, но здесь эмоции били через край...
Золотухин красиво и дозированно изобразил портрет доктора. Обида от действий сына Живаго была написана на лице актёра... И ремарки автора были даже излишни... По залу просто-таки прошла волна этой боли, отцовской...
Анна Агапова чудесно и играла, и пела...Лара очень по-человечески выглядела... А как показатель... Сцены, где Лара прячет в муфте пистолет я представляла себе ровно также, как это сыграла Анна Агапова...
Дабы не быть обвинённой в заносчивости, уточню, что великим знатоком Пастернака и литературы себя не считаю, однако посвятила часть своей жизни изучению, анализу, осмыслению и проживанию его творчества. Роман, к сожалению, не прочла, нахожусь в процессе. Потому и сформулировать могу лишь результат восприятия на эмоциональном уровне. Прочту, посмотрю ещё раз, возможно и пойму что-нибудь, да оформлю и причешу мысли.
Видимо, и я была внутренне готова, и спектакль настолько сильно подействовал... С того вечера я стала легко, не прилагая никаких усилий, читать Бродского. Думать над ним. Анализировать. Пытаться понять. Мне не надо было заставлять себя делать выбор между чтивом и Бродским в пользу последнего. Такого давно не было. То, что во мне надломилось прошлой весной, почти срослось. И - во многом - благодаря Таганке.
И теперь вполне осознанное и жгучее желание сдать всё с первого раза подкрепилось не менее страстным желанием каждую неделю ходить на Таганку.
Таганка...
театр