Немного об образовании.

May 17, 2017 15:09

У меня пятеро детей и каждый из них хотя бы часть школьных лет учился не в обычной школе, а дома. Общая продолжительность школьной жизни у меня сейчас (не считая моей собственной учебы, конечно) 30 лет, еще осталось примерно 24 года. Середина пути.
За столько лет понято и передумано немало, сотни шаблонов отброшены, сотни мифов развенчаны. Очень ясно видно, насколько индивидуален путь каждого ребенка, даже детей из одной семьи со сходными условиями воспитания. То, что одному дается как бы само собой, то, что один умеет уже от рождения, другой осваивает с огромными затратами времени и энергии. У всех разные интересы и способы достижения цели, разные психологические типы, и все это меняется в зависимости от возраста, от жизненных обстоятельств. Наблюдая каждого из своих детей, я понимаю, как важно найти для них тот тип обучения, который подходит именно данному конкретному ребенку. И как далека обычная массовая школа от возможности дать индивидуальный подход.
В процессе поиска такого обучения иногда приходится довольно далеко отклоняться в сторону от общепринятых дорог. И проверяя на собственном опыте прочность «расхожих истин», отбрасывать их в сторону.
«Да вы что?! Это же тяжелейший труд, а образования никакого… Вы ломаете ребенку жизнь» - стандартная реакция собеседника на мои слова о том, что дочь учится в балетном училище. Стандартная реакция человека, настолько далекого от балета, что он запросто перепутает Чайковского с Прокофьевым.
Труд всегда тяжелый. Но когда ты знаешь, для чего трудишься и процесс приносит тебе удовольствие, ты видишь свои собственные результаты - это счастье. Дать ребенку возможность ощутить это счастье - что может быть ценнее? Разве не труд сидеть до двенадцати часов ночи над непонятными формулами, которые не пригодятся тебе ни разу в жизни? Труд, да еще какой. Жаль только бессмысленный, убивающий самое ценное в человеке: желание двигаться вперед.
«Спорт только калечит. Все спортсмены больные люди. И глупые к тому же. Им мозги развивать некогда» - еще один часто выслушиваемый мною «прогноз» относительно выбора сына. В ответ только улыбаюсь, с ностальгией вспоминая своих подружек из спортшколы, на сегодняшний момент имеющих не по одному высшему образованию, реализующих себя в самых разных сферах.
«Разве можно получить дома системное образование? Такое дает только школа» - а почему нельзя? И что, собственно, имеется в виду под «системным» образованием?
Современное школьное образование заставляет ребенка заучивать энциклопедические объемы информации, практически не оставляя времени на понимание связей между фактами, связей между различными научными дисциплинами. Все раздроблено. Отдельно проходим историю России, отдельно историю Европы, отдельно литературу все той же России, разбитую по векам, Индия и Китай мелькают где-то на периферии, если посчастливилось в этот момент не заболеть и не пропустить. География отдельно, физика и химия с их историческими открытиями сами по себе. Русский язык кружит из года в год вокруг одних и тех же понятий. Львиная доля учебного времени уходит на натаскивание ко всякого рода тестам и проверочным работам.
Где тут система? Для того, чтобы сложилась система, нужно время. Нужно узнать какой-то факт и долго обдумывать его, поворачивая в голове и так, и сяк, встраивая в свою картину мира.
«Мама, а Гоголь жил до Пушкина или после?» - вот третьеклассник уже мыслит системно. Главное, не мешать ему. Рассказать про Гоголя и Пушкина, выяснить, когда было восстание декабристов, а когда Бородинское сражение. Это не про Гоголя уже и вообще не литература? Зато это не обрывочные факты из учебника, а целостное восприятие мира.
Мы часто не понимаем, как мало времени оставляет современное образование на собственно познание. Все строго по расписанию: сорок пять минут вы решаете квадратные уравнения, потом сразу учите неправильные глаголы, а после почти без перерыва вам требуется перечислить климатические зоны Земли. И даже если вам понравились те самые уравнения, времени на обдумывание их у вас нет. Дома опять все уроки подряд по расписанию, причем тем, которые не нравятся и идут плохо, придется уделить времени больше. Не парадокс ли? Ребенок вынужден учить то, что ему не нравится и из-за этого пропускать то, что интересно.
Вот мы в поездке слушали аудиокнигу «Дети капитана Гранта». Заходим в музей - а там в витрине складная подзорная труба 19 века. «Как у Паганеля!» - восторженно кричит сын. Казалось бы, где Новгород, а где Австралия. Но это и есть тот самый системный подход: видеть взаимосвязь вещей. А через несколько дней родственники неожиданно показывают снятый ими фильм про Южную Америку и плавание мимо мыса Горн. Совпадение? Или та самая тесная связь неслучайностей, которую мы часто не замечаем?
Недостаточно просто узнать что-то. Важно пропустить это через себя, прожить. Нарисовать рисунки или написать стихи. Не по заданию на определенную тему, а по собственному желанию. И без оценивания, без поправок типа «тема не раскрыта», то есть раскрыта не так, как хотелось бы учителю. И тогда эти факты уже не забудутся сразу после сдачи экзамена. А если и забудутся - найти их с помощью современных систем поиска минутное дело. Главное, знать где искать и как, знать, как они связаны между собой.

обучение, home school, дети, Я, мысли, школа

Previous post Next post
Up