Санкт-Петербург

Oct 11, 2015 03:02

Санкт-Петербург с детьми.

Я все подсчитываю, сколько же раз я была в Питере? Кстати, «Питер» мне намного лучше ложится и на язык, и на перо. «Санкт-Петебург» громоздок, застревает и заставляет останавливаться и внимательно себя рассматривать. Заостряет внимание и отвлекает от мыслей. Я завороженно смотрю на него и забываю, что же хотела сказать.

Да, о чем это я? А, в общем, «Питер».

Первые два раза я была здесь школьницей проездом в трудовой лагерь в Карелии и из него. Было у нас всего несколько часов между поездами. И все, что мы успели с девчонками - прогуляться по Невскому от Московского вокзала до Дворцовой площади, перейти на Васильевский остров и посетить Зоологический музей. Впрочем, в те времени достать билеты в Эрмитаж и Кунсткамеру было нереально даже при наличии свободного времени.
Зато я помню погоду - жара за тридцать градусов. Асфальт на Дворцовом мосту чуть ли не плавился. Вот таким жарким и запомнился мне Питер навсегда.

Что ж, он меня не разочаровывал и в дальнейшем. Дважды мы ездили в него на майские праздники - чудесная погода, даже без курток ходили. Один раз были с Игорем во время Белых ночей - ну тут уж лето было в самом разгаре. Правда, как-то в начале марта было холодновато, но на другое мы и не рассчитывали, не Африка все ж.
Вот и в этом году Питер не подвел. Пока в Москве народ замерзал, мы с удовольствием отогревались в северной столице. Жаль, не хватило времени покупаться. Но это не погода виновата, а обилие достопримечательностей.
Кажется, Питер нас любит.

Решив показать детям Санкт-Петербург, я сразу же понимала, что успеть посмотреть все, совершенно нереально. Даже из основного следовало выбрать самое-самое основное.
Так что заранее погрустив о том, что придется оставить на следующий раз, мы выбрали: Эрмитаж. Казанский собор, Летний сад, Исаакиевский собор, Петергоф, квартиру Пушкина на Мойке, Петропавловскую крепость и Лавру Александра Невского.

Жили мы очень удачно: на площади Островского, сразу за Александринским театром - в самом центре. Первым делом пошли пешком по Невскому проспекту в сторону Дворцовой площади.
Хотя нет. Первым делом, еще в вечер приезда и до заселения в квартиру, мы с детьми посидели в скверике перед театром. Дети показали себя во всей красе. Дорожки в скверике были посыпаны мелким гравием. Таня с Сашей немедленно стали рисовать кроксами на земле всякие зигзаги-узоры, поднимая тучи пыли. Когда мы подходили к центральной клумбе, все скамейки вокруг нее были заняты, я с трудом пристроилась на уголке одной из них. Минуты через две скамейка значительно опустела. Интересно, почему?
Потом мы заселились и пошли ужинать. Заодно искали хоть какой-нибудь продуктовый магазинчик, чтобы купить еды на завтрак. Вот с этим в центре плохо. В Гостином дворе и лавочках вокруг можно было купить разнообразные бутылки, конфеты и прочие джентльменские наборы. При этом Гостиный двор отличался от лавочек исключительно качеством предлагаемой продукции и, соответственно, ценой. Мы зашли в кафе-кондитерскую и купили пирожные. Это было ошибкой. Больше в Питере мы пирожные не покупали.
Потом мы нашли сеть неплохих супермаркетов недалеко от Невского. Они располагались в подвальчиках и в них было все, что нужно. Но пришлось поискать.

А вот утром мы наконец-то пошли гулять по городу.
По дороге к Эрмитажу заглянули в Казанский собор. Дети знали его по фильму «Необыкновенные приключения итальянцев в России» и жаждали посмотреть на ту самую колонну, которую сломал герой Евстигнеева. Санька очень долго удивлялся: разве можно такую толстую колонну на самом деле сломать?
Вася удивил тем, что самостоятельно обнаружил памятник Кутузову, а потом и его надгробие в соборе. Я как-то раньше не акцентировала на этом внимания и не помнила про такие подробности. Теперь помню - дети прекрасно обучают. Кстати, первым, что Вася нашел в Эрмитаже, был портрет Кутузова.

Я не умею описывать достопримечательности. У меня не очень получается. Да и как можно кратко описать огромный дворец и все, что в нем?
Зимний дворец прекрасен. Хочу жить в Питере достаточно долго, чтобы не спеша обойти его весь, все рассмотреть. А в этот раз мы посмотрели Леонардо да Винчи, Микеланджело, зал с Рыцарями и зал с часами-павлином. И все, что попалось по дороге.
А потом ушли, прежде чем успели устать и смазать впечатление.

Обедали в корейском ресторанчике на углу набережной Мойки. По пути я рассказывала детям, что на самом деле означают строки Чуковского «головою прямо в Мойку, прямо в Мойку окуну». Наглядное образование.

А потом пошли в Летний сад. Он стал таким интересным. Его отреставрировали в том виде, в каком он был создан при Петре Первом и везде расставили таблички с объяснениями. Прямо сад-музей получился. Атмосфера настолько соответствовала «царскому» саду, что мы не удержались и сели пить кофий за столиком у Кофейного домика. Надо же хоть немного почувствовать себя особами царских кровей. Детям досталось мороженое.

Кстати, поскольку в путешествии мы несколько поиздержались, было решено отправить детей на заработки. Они весьма удачно пристроились к веселому уличному музыканту в помощники. Мальчишки с воодушевлением трясли маракасами, а Таня прекрасно исполнила Тарантеллу, сорвав аплодисменты присутствующих. Вася выступал в жилете полицейского из Муммидола, а Санька в синей футболке.

Подняв, таким образом, как минимум психологическое благосостояние семьи, дети были вознаграждены песенкой про Чижика-Пыжика и показом его же скульптуры на Фонтанке.
Переполненные впечатлениями, уставшие и взбудораженные, мы возвращались через Михайловский сад, Собор Спаса на Крови, набережную канала Грибоедова и опять Невский проспект.

Санкт-Петербург совсем не похож на Москву. И дело вовсе не в архитектуре зданий или количестве воды вокруг.
Санкт-Петербург раскованней, веселей, свободней, радушней. По улицам бродят толпы восхищенных туристов, а город радостно предлагает им музеи, развлечения, кафешки, уличных музыкантов и фокусников, ларьки с сувенирами и прочую туристическую мишуру.
Москва чопорней и деловитей. Она отворачивается от чужаков, в ней все только для своих. Туристы? Какие туристы? Нам некогда, дел навалом.

В первоначальном плане на второй день были запланированы Петропавловская крепость и Исаакиевский собор. Но погода стояла настолько изумительная, что мы решили плыть в Петергоф на метеоре. На самом деле, это лучший способ попасть в Петергоф. Никаких пробок, никаких поисков стоянки, полчаса удовольствия - и мы на месте.

Встав ради такого случая пораньше, мы пробежали по Невскому и пришли к причалу. Здоровый скептицизм не дал нам купить билеты на метеор у большого количества рекламщиков, осаждавших проходящих мимо Зимнего дворца. Оказалось, что билеты в кассе, во-первых, дешевле, а во-вторых, метеоры от официального причала ходят чаще и последний возвращается позже. Так что с самого начала день удался. Да и как же могло быть иначе - ведь у меня как-никак был День рождения!

Петергоф блистательный и очень ветреный. Во всех смыслах.
Мы побывали в Большом Дворце. Там оказались прекрасно организованы экскурсии, особенно учитывая огромный поток жаждущих посмотреть на истинно царскую роскошь. Всех делили на группы, тут же выдавали приемники и наушники, чтобы слушать голос только «своего» экскурсовода. Все очень сплоченно двигались из зала в зал, буквально раскрыв рты. Было очень интересно.
В магазинчике музея (как я обожаю музейные магазинчики! Даже не столько покупать в них (финансы не всегда позволяют), а хотя бы просто разглядывать все эти сувениры и книги, и репродукции, которые делают как-то ближе и доступнее те шедевры, на которые ты только что смотрел с уважением, а теперь можешь взять в руки почти такие же.) мы купили Васе раскраску с видами Петергофа и книжку «История Санкт-Петербурга» в картинках для детей. Обе покупки оказались весьма удачны. Раскраску Вася использовал по назначению в первый же день, а книжку мы до сих пор читаем и перечитываем - детям очень нравится.

Потом мы гуляли по парку, добрались до шуточных фонтанов. Тут оказалось, что я крайне практичная особа, поскольку захватила с собой не только купальники-плавки, но и полотенца. Так приятно побыть практичной хотя бы в виде исключения.
Бегать под струями воды решились только Саша с Таней. Они вовсю веселились, становясь все мокрее и мокрее, а мы - глядя на них. Потом дети переодевались в полосатой будке гвардейца, пока я загораживала вход в нее полотенцем. Мы несколько сомневались в правильности выбранного места для переодевания, но потом увидели, что последовать нашему примеру чуть ли не очередь выстраивается.

Опять много ходили и все равно не обошли и половины. Очень хочется в следующий раз сходить на экскурсию в гроты и дойти до Шахматного фонтана. Санька увидел рекламное объявление о рыбалке на прудах и теперь мечтает поймать в Петергофе осетра. Я бы погуляла еще и в Верхнем парке, а также посетила разные павильоны. В общем, есть, зачем возвращаться. А пока купили мороженое и поплыли обратно в город.

В честь меня ужинали в кафе «КороваМу» - такой аналог московского «Гудмана». Очень приятной неожиданностью оказалась возможность нам с Игорем побыть практически наедине: детей настолько увлекла детская комната, входить в которую нужно было через шкаф, что они быстренько съели свои порции и убежали развлекаться.

Третий день начали с посещения квартиры Пушкина. По дороге туда заглянули в кафе Вольфа и Беранже. Не ели и не пили - только посмотрели на восковую фигуру Пушкина, сидящего за столом и рассказали детям, что именно отсюда уехал поэт на роковую дуэль. А потом уже пошли на Мойку.

По музею-квартире тоже водят экскурсии. Оказалось, что детям это очень нравится. Они все доросли до возраста, когда им интересно слушать экскурсовода и впитывать информацию.

Сейчас, когда я пишу этот текст, прошло уже больше месяца с нашей поездки в Питер. Позавчера мы были в Третьяковской галерее и дети, войдя в первый зал и увидев там портреты Петра I, Анны Иоановны и царевича Петра Петровича, радостно стали делиться со мной тем, что помнили. В зале же Брюллова Вася удивил меня тем, что помнил рассказ экскурсовода о портрете князя Голицына, который слушал больше полугода назад! Честно, я его не вспомнила, пока Вася не рассказал мне заново - тут некие проблески появились в моей голове: да, действительно, экскурсовод про это говорила.

В квартире на Мойке было интересно и немного грустно. А в магазинчике при музее Саша купил себе золотой бюст Пушкина, с которым теперь и спит в обнимку.

Вторым пунктом программы на этот день была Петропавловская крепость. Придя в нее, дети стали требовать опять экскурсию, но мы решили обойтись на этот раз. Экскурсии - это прекрасно, но все хорошо в меру.
Ходили по крепости сами, зашли в собор посмотреть на царские надгробия. Детям интересна эта тема: кто где похоронен. Возможность посмотреть на могилы как-то упорядочивает их интерес к смерти. Тем более, что в соборе была захоронена Танина святая.
После собора осматривали тюрьму Трубецкого бастиона. Попытались освоить тюремную азбуку перестукиваний. Заходили в камеры и слушали воспоминания тех, кто сидел в них. И наконец, с чувством облегчения вышли в залитый солнцем двор.

К Исаакиевскому собору пошли через стрелку Васильевского острова. Сказывалась усталость от многодневной поездки и обилия впечатлений. Мы решали, идти ли в Собор сразу или сначала пообедать. Игорь знал хорошую кафешку недалеко от Собора, но оказалось, что ее уже нет. Так что мы пошли сначала за духовной пищей.

В Соборе тоже можно было ходить с экскурсиями, которые входили в стоимость посещения. Мы об этом не знали и успели купить аудиогид. Но поскольку он был всего один, то мы разделились. Я с Таней и Васей пошли слушать экскурсовода, а Игорь и Саша с аудиогидом ходили самостоятельно. Наверх мы подниматься не стали. Я боялась, что мои ноги этого не выдержат. Именно после взбирания на Исаакиевский собор во время беременности Таней у меня начались проблемы с венами. А Игорь без меня подниматься оказался. Вот так. Стареем, наверное. Сколько ступенек в разных соборах и ратушах мы преодолели с Машей и Темой!

После Исаакиевского собора и обеда в индийском ресторанчике, пошли к Медному всаднику. Дети поиграли на площадке (вот чего в Питере на-а-а-много меньше, чем в Москве, так это детских площадок. Можно сказать, что их практически нет. Да и те, что есть, так себе. Оказалось, я уже привыкла к тому, что везде есть детские площадки. К хорошему привыкаешь быстро.), мы с Игорем расположились прямо на газоне, почувствовали себя молодежью, которая во множестве непринужденно располагалась вокруг.

Наблюдая, как Солнце садится прямо на голову Медного всадника, мы обсуждали планы на завтрашний день. Будучи в Москве, мы собирались посвятить четвертый день пребывания в Питере поездке в Царское село. Но вот сейчас стали сомневаться. Может сказалось длительное автомобильное путешествие и предстоящее возвращение, может переизбыток впечатлений, но ехать за город совсем не хотелось.
У нас были варианты интерактивных развлечений для детей: музей-панорама России, панорама старого Санкт-Петербурга в ТЦ Адмирал, Океанариум, Зоологический музей. От первого мы отказались, потому что до него далеко добираться, от второго по причине негуманной стоимости, Океанариум не очень подходил к теме Питера, да и мы только что были в котском Мариетариуме.

Обсуждали-обсуждали мы и решили вот что:
Никуда далеко завтра не ездить, а взять и пойти прямо сегодня вечером смотреть на разведение мостов! А утром встать не слишком рано, чтобы выспаться, сходить в Александро-Невскую лавру, тем более, там рака с мощами Санькиного святого, потом проехать по всему Невскому на троллейбусе и далее по настроению. Можно в Зоологический музей, можно еще куда-нибудь, можно просто по городу побродить.

Сказано-сделано. Мы пошли домой поужинать, дождались часа «икс» и отправились на Дворцовую набережную. Было необычно и волнительно. Дети впервые гуляли с нами ночью. Мы увидели ночную жизнь Невского, по которому туристы сначала шли вместе с нами смотреть разведение мостов, а потом возвращались. За три дня мы уже начали узнавать уличных музыкантов, дети радостно бросали им монетки в шляпы.

На набережную мы пришли минут за сорок до нужного времени, но оказалось, что там уже есть народ. К счастью, не слишком много - мы успели занять место в первом ряду. Кстати сказать, к моменту разведения моста, люди стояли примерно в пять-шесть рядов. Так что я очень порадовалась тому, что мы пришли пораньше.

Мосты очень красиво подсвечены и впечатляюще поднимаются. А потом сразу же по Неве в Ладогу пошли грузовые корабли. Один за другим. Так что разведение мостов оказалось вовсе не аттракционом для туристов, а очень даже нужным делом.

Я впервые видела разведение мостов. Теперь вот еще одна мысленная галочка поставлена. Не могу только понять: почему же раньше мы ни разу на разведение мостов не ходили? Сони мы, да?

Утром проснулись, не спеша позавтракали йогуртом со свежей черникой и отправились в Александро-Невскую Лавру. Туда ехали на метро - тоже приключение. Во-первых, турникеты с жетончиками (ах, ностальгия: у нас тоже такие были, и некоторые «умельцы» разделяли жетончики на две части ради экономии - автомат реагировал на цвет. Интересно, в Питере жетончики разламывают?), во-вторых, железные двери, закрывающие проемы на станциях. Дети были впечатлены.

Собор Лавры оказался очень необычным. Да, я здесь уже была и не один раз. Но вот совершенно не помнила. Дети поставили свечки - любят они это дело. Санька несколько разочаровался ракой с мощами Александра Невского: косточек не было видно. На кладбище я хотела было зайти (особенно на могилу Н.Н.Ланской, она же вдова Пушкина), но цены на вход… не думаю, что это правильно.

Потом поехали на троллейбусе по Невскому проспекту. В питерских троллейбусах и автобусах билетики на проезд отрывают от длинной ленты кондукторы! Это так по-домашнему мило. Не сравнить с турникетами в московском транспорте.

По дороге мне вдруг ужасно захотелось где-нибудь попить чая. Вот мы и вышли прямо у Елисеевского. Здесь опять ясно видна разница между двумя столицами. В Москве Елисеевский - обычный супермаркет. Разве что обстановка побогаче: зеркала, позолота. В Питере же это практически музей. Купить здесь можно только пирожные-печеньки, дорогие сыры, конфеты. Можно выпить кофею с теми же пирожными. В зале играл механический рояль - точка притяжения детей. В витринах двигались повара-мыши, а на балконе помахивали всем рукой господа предприниматели Елисеевы собственной персоной.

Мы попили кофе, посидели на бархатных креслах и решили, что хватит с нас музеев. Пойдем просто бродить по городу. И это было правильно. В памяти остался солнечный Питер, наполненный туристами, музыкой, смехом, памятниками и дворцами, каналами и речными трамвайчиками, зазывалами и афишами.

Мы не успели побывать во многих интересных музеях и местах. Мы не успели сходить в Мариинский театр и Русский музей, съездить в Кронштадт и Ораниенбаум, посмотреть на морские корабли и подводные лодки, побродить по Таврическому саду и Павловску. Мы успели так мало. И все же. Мы успели очень много за эти четыре дня. Мы успели передать детям наше восхищение величественным городом и желание вернуться в него еще не раз.

Поездки с детьми, экскурсии, Санкт-Петербург, путешествия