Посмотрела нашумевший сериал глазами иностранца, других глаз у меня нет, и всё, что скажу - чисто личное впечатление, без преклонения или глумления. Российский кинематограф в защите не нуждается, шестидесятые тоже.
Первое всегдашнее мое впечатление от российских фильмов - это непривычная манера актерской игры, совсем не западная. Кажется, они играют напыщенно и неестественно, как на театральных подмостках, но к этому быстро привыкаешь, и тогда становится ясно, что в этом стиле многие играют даже очень хорошо.
Первые пару серий уже все отругали, но с третьей становится интересней, и, как в любом сериале - привыкаешь к героям, и готов смотреть про них что угодно. Тем более, что фильм утоляет коллективную ностальгию по разложенной тахте у стеллажей, по клетчатым пледам, по советским машинам, по коммунальным кухням, дисковым телефонам у вахтеров и по временам, когда курить не было вредно. Многие зациклились на исторической подлинности предметов, самые дотошные даже заметили, что женские губы были в те времена без наполнителя. Я не такой пурист, я не настаиваю, чтобы актрисы носили губы и зубы тех лет. Меня другое волнует.
Вот, например, утверждение, что это русский "Мэдмен". "Оттепель" похожа на «Мэдмен”, как курящий и пьющий бомж на курящего и пьющего героя Хемингуэя.
В «Мэдмен» передана экзистенциальная тоска, неизбывное одиночество человека, бессмысленность и трагедийность существования, «Мэдмен» - это декадентское и депрессивное кино, а «Оттепель» - нетребовательна, оптимистична и забавна. Такие неприглядные вещи, как дефицит, очереди и тяжкий советский быт в «Оттепели» с большой долей условности вынесены за кадр. Это сразу делает ее розовой ностальгической теленовеллой.
У «Мэдмена» широкоугольная, панорамная камера: он честно пытается представить эпоху. В американской серии упоминаются, чувствуются и влияют на героев все события тех лет: Корейская и Вьетнамская войны, холодная война, Карибский кризис, убийства Кеннеди, Лютера Кинга, хиппи, борьба против расовой дискриминации, изменения в отношении к женщинам и к детям, сексуальная революция, сохранение окружающей среды, феминизм. Даже в рекламе, которую снимают в «Стерлинг-Купер», отражаются общественные сдвиги.
Из «Оттепели» вы не поймете, чем знамениты, славны и отличны шестидесятые от годов застоя. Несмотря на сценарий про мальчика из партизанского отряда, который хочет пробить Хрусталев, это вам не история создания "Покаяния", неа. Мне кажется, такую серию о 60-х могли бы поставить в советские времена, такая она для советской власти не обидная. Был, правда, один неустроенный и какой-то подозрительный творец-интеллектуал, но в первые же полчаса выбросился из окна. Все оставшиеся персонажи - профи, славные ребята, не советские, не антисоветские, совершенно аполитичные. Они ни Хемингуэев, ни "Новый мир" не читают, неположенных разговоров не ведут, всуе поминающиеся «голоса» не слушают. Помимо антуража нет ничего, что указывало бы специфически на 60-е. Герои снимают фильм о смычке города и деревни, который мог бы быть снят в 40-х или 50-х, и новаторства их умеренны и одобрены начальством - костюмы, съемка на планере... Одновременно сексуальная революция показана давно свершившимся фактом, и, кстати, семья, как институт, уже благополучно развалилась. Взаимоотношения полов вообще за истекшие полвека не изменились. Сегодня все тот же сексизм, к сожалению, разве что потолок товарной годности женщин сдвинулся с 33 на 40. А после сорока, увы, извините - сзади бьет копытами новое поколение непристроенных дев.
Если судить по «Оттепели», люди 60-х привлекательно равнодушны к материальному аспекту существования, и менее привлекательно - вообще ко всему миру вне стен Мосфильма. Один реабилитированный, комичный худсовет, упоминание уничтоженных родителей Марьяны, на этом атрибуты советской власти более-менее кончаются. Начальство патриархальное, суровое, но человечное и заботливое, как Суворов.
Помимо причесок и прочей бутафории дух времени обозначен легкостью, светлостью, оптимизмом. Легендарные шестидесятые предстают в очень узком разрезе - водевильными перипетиями личной жизни героев, семейственными отношениями с начальством и мосфильмовской пьяной тусовкой.
Если изучать эпохи по сериалам, то может показаться, что именно Америку, а не СССР в шестидесятые потрясали тектонические сдвиги в сознании, а советским людям послабления режима нужны были только для того, чтобы ̶б̶е̶з̶з̶а̶б̶о̶т̶н̶о̶ ̶в̶ы̶п̶и̶в̶а̶т̶ь̶ в кадре оказалась белая лошадь.
Это хорошая, незамысловатая серия про творческий коллектив и отношения внутри него. Начиная с 3 серии характеры и фабула набирают силу, смотреть легко, приятно и интересно.
Но я думала, это оттепель, а это застой.
Только я тут маловерила, как была посрамлена! В 10 серии главный герой ударил по идеологическим мотивам кого-то важного, подозреваю - самого какого-то генерала КГБ! Всё, щас эта советская прелесть превратится в "Гамлета"!