Скрытой камерой

Mar 13, 2014 22:55

Фильмы режиссера Дзиги Вертова я впервые увидела в аудитории университета − и сразу поняла, что они, без сомнения, считаются классикой советского документального кино и культовыми отечественными черно-белыми лентами этого жанра. Масштабность и вполне приличное качество съемки, искусно сделанный монтаж, широкий спектр изображаемых явлений, ощущение присутствия снимавшего за кадром и даже передача его эмоций − таков перечень достоинств данных фильмов. А как же обстоит дело со звуковым сопровождением? О времени его возникновения говорит как качество записи, так и музыкальный жанр. В первом случае изначально звукозапись сделана не была, она появилась значительно позже − это джазовая композиция британской группы The Cinematic Orchestra. Во втором случае звуковое сопровождение − не что иное, как преисполненные социалистического пафоса гимны, исполняемые советским народом.

Теперь о содержании. Первый фильм − «Человек с киноаппаратом» (1929) − о том, как кинооператору удалось снять один день из жизни крупного промышленного города, запечатлев на пленке практически все характерные черты и явления 20-х годов (начиная с работы городских предприятий и движения транспорта и заканчивая бытовыми мелочами повседневности), и при том с самых невероятных ракурсов. Впечатляет зоркий глаз и мастерство снимавшего, который ради уникальных кадров неоднократно рисковал жизнью: к примеру, не побоявшись лечь на рельсы, едва не погиб под колесами мчавшегося поезда.

image Click to view




«Энтузиазм: Симфония Донбасса» (1930−1931) − показывает толпы рабочих, с энтузиазмом ринувшихся на строительство Донецкого угольного бассейна под музыку Интернационала, выводит на первый план передовиков, освещает наиболее важные отрезки производственного процесса. Рабочий класс пропитан советским духом, прочно утвердившейся советской идеологией, охвачен душевным подъемом − типичная картина того времени. Но в этом же самом фильме, есть и то, что вызывает бурю возмущения и негодования и, по правде говоря, не укладывается в голове: кадры, показывающие кощунственное разрушение церкви и превращение ее… в рабочий клуб!

image Click to view



Что касается достоверности и объективности фильмов как исторических источников, то, на мой взгляд, отчетливо проступающая реальность снятых явлений никоим образом не ставит под сомнение первое, тогда как со вторым все гораздо сложнее. Объективность всего происходящего как данности, как неизбежной окружающей действительности, сложившейся в рамках нового государства не лишает кадры авторского субъективизма.

Думаю, фильмы Вертова, эту живую хронику не будет лишним посмотреть всякому образованному человеку − для более полного представления о прошлом страны, а уж тем более − историку, особенно исследователю советской эпохи.

video, cinema, иstoria

Previous post Next post
Up