отточенная утончённость,
пронизывающая пронзительность,
многоликая многогранность
Мне очень понравилась серия одноактных балетов XIX/XX/XXI (Екатеринбургский театр оперы и балета) - и мне хочется написать пару слов о каждом из них. Я не буду детально и дотошно описывать ни собственно постановку, ни - тем более - хореографию (потому как не являюсь профессиональным театральным критиком). Но попытаюсь описать те ассоциации, которые вызвал у меня каждый танец -- и музыка.
Часть 1, «Консерватория».
музыка -- Хольгер Симон Паулли (
Holger Simon Paulli), Дания
хореография -- Август Бурнонвилль (
August Bournonville), Дания
Румяные лица, робкие девичьи улыбки и задорные мальчишечьи взгляды. В пространстве и времени классики кружатся юные белые облака - утончённая отточенность и отточенная утончённость.
А на зелёном лугу расцветают цветы, кружатся бабочки, шмели и пчёлы, щебечут плицы. Они танцуют и ликуют! Потому что июнь. Потому что начало.
Часть 2, «Пять танго».
музыка -- Астор Пьяццолла (Astor Piazzolla), Аргентина
хореография -- Ханс ван Манен (
Hans van Manen), Нидерланды
Ночь и зной, чёрные глаза и красные губы, лёгкая дрожь в кончиках пальцев и частый пульс в висках, предельная сдержанность и закипающая страсть. Каждое движение - нечаянная случайность, каждый звук - пронизывающая пронзительность.
И вот я уже бреду по улицам ночного южного города. Где-то на юге Италии… а то и вовсе на Сицилии. Не одна. Со мной кто-то - или тот, кого я знаю, как саму себя, или тот, кого я не знаю совсем. Узкие улочки уводят вглубь лабиринта, плотно стоящие дома каждый раз как будто провожают своими наглухо закрытыми ставнями… Но мы-то знаем, что они всего лишь прикрыты, что за нами пристально следят.
Мой спутник не держит меня за руку - он просто бесшумно скользит вместе со мной. Невозмутимые двери, неожиданные ступеньки, тусклые фонари, тёмные тени…Вокруг - никого. Но это только так кажется. Кто-то есть. Кто-то, кроме того, кто идёт рядом. От этого вкуса опасности дрожат коленки. Но мы не останавливаемся… И не прячемся. Мы не уходим вдаль - и не заходим внутрь. Мы продолжаем плутать до рассвета - в надежде, что ничего не произойдет.
Часть 3, Cantus Arcticus.
музыка -- Эйноюхани Раутаваара (
Einojuhani Rautavaara), Финляндия
хореография --
Вячеслав Самодуров, Екатеринбургский театр оперы и балета
Они встречаются в пространстве стёкол и зеркал. То видят друг друга, но не слышат. То слышат друг друга, но не видят. Они касаются друг друга - и не могут перешагнуть. Не сквозь - насквозь. Но пытаются, пытаются, пытаются… Это не обречённость - это игра на преодоление. Это игра, которую они выбрали сами.
Полыхающее разноцветием северное сияние поражает, переливающееся многоголосием пение арктических птиц завораживает… И прямо перед глазами проносится вся многоликая многогранность мира, предстаёт недостижимость дикой природы - и непостижимость человеческой натуры.
Они встречаются в пространстве стёкол и зеркал. Шаг, один шаг, ещё один шаг - и виртуальное становится реальным. Они встречаются. Нечаянно - но неслучайно. Это не игра, это судьба.