(Untitled)

Mar 09, 2009 22:31

У иудеев Пурим начался? Поздравлять надо? А как?
А как празднуют?

поздравления, вопросы

Leave a comment

leon_orr March 9 2009, 18:49:34 UTC
Персидский царь Ахашверош женился на еврейке Эстер, воспитаннице Мордехая.
Мордехай однажды спас жизнь царю, поэтому тот бросил свою жену Вашти и женился на Эстер.
А его придворный Аман страшно ревновал царя к евреям и злился, что Мордехай не хочет ему кланяться.
Он стал клеветать царю на евреев, сплел целую интригу и уговорил Ахашвероша уничтожить всех евреев.
Но Эстер заступилась перед царем за свой народ, царь узнал подоплеку действий Амана и велел его повесить.
Кроме того, он издал указ, разрешающий евреям обороняться, в результате чего были убиты и сыновья Амана.
А самому Аману перед казнью отрезали уши.

В память об этих событиях и был учрежден праздник Пурим: нужно крепко выпить, устраивается карнавал, все пекут пирожки - ументаши (гоменташи - идиш), озней аман ( иврит) - уши Амана.
Это треугольные пирожки с маковой начинкой.

Сталин, готовивший депортацию евреев в Сибирь, сдох в Пурим!
Потому что Аману в Пурим не жить.

Reply

leon_orr March 9 2009, 18:51:19 UTC
Название праздника происходит от слова «пур» (аккадское «пуру» - `жребий`), который бросал Аман, чтобы назначить месяц истребления евреев.

Reply

pulya_lyahovska March 9 2009, 18:58:40 UTC
эээ, мне трактовали этот день как "праздник женского непослушания". Ибо суть и величие подвига Эстер в том, что она вошла со своим еврейским вопросом к царю без доклада, т. е. без специального приглашения с его стороны. И реально должна была быть казнена за таковую дерзость.
Вот как если б я сейчас к Путину - шасть.

Reply

maria_gorynceva March 9 2009, 19:03:53 UTC
Даже у Пуссена картинка есть: Эсфирь перед Артаксерксом. Она там в обморок падает.

Reply

pulya_lyahovska March 9 2009, 19:06:44 UTC
точно, точно!

Reply

leon_orr March 9 2009, 19:10:23 UTC
Я бы не советовала считать Пуссена серьезным экспертом в иудейской истории.

Reply

pulya_lyahovska March 9 2009, 19:15:54 UTC
а она не только у него в обморок падает!
Нет, русскому бабьему сердцу такая история ближе. Как и про бедную бабу Рахилю и царя Ирода в вертепном действе.

Reply

maria_gorynceva March 9 2009, 19:21:00 UTC
Надо полагать, библейские сюжеты были Пуссену хорошо знакомы:

1 В тот день царь Артаксеркс отдал царице Есфири дом Амана, врага Иудеев; а Мардохей вошел пред лице царя, ибо Есфирь объявила, что он для нее.
2 И снял царь перстень свой, который он отнял у Амана, и отдал его Мардохею; Есфирь же поставила Мардохея смотрителем над домом Амана.
3 И продолжала Есфирь говорить пред царем и пала к ногам его, и плакала и умоляла его отвратить злобу Амана Вугеянина и замысел его, который он замыслил против Иудеев.
4 И простер царь к Есфири золотой скипетр; и поднялась Есфирь, и стала пред лицем царя...

(Есфирь, глава 8).

Царица, лишающаяся чувств вместо падения ниц, и Артаксеркс, простирающий к ней скипетр - именно это написал Пуссен.

Положение жён в Древнем мире иногда бывало ненамного лучше "чужих". Особенно это характерно для всех восточных деспотий.

Reply

pulya_lyahovska March 9 2009, 19:27:30 UTC
Оль, я догадалась, догадалась! Это было в наш, в православный Пурим!
Все мои друзья-евреи каждый Пурим говорят так (см. выше)

Reply

Цитирую вашу же цитату: leon_orr March 9 2009, 19:37:19 UTC
"И продолжала Есфирь говорить пред царем и пала к ногам его, и плакала и умоляла его ( ... )

Reply

Re: Цитирую вашу же цитату: pulya_lyahovska March 9 2009, 19:46:08 UTC
нет-нет-нет! А вот это как раз интересно: сравнить масштаб жертвы Эстер/Эсфирь в ортодоксальных русской и еврейской трактовках. Все-таки, те широкие права царских жен, на которых настаиваете Вы, величину ее подвига несколько умаляют, Вам не кажется?

Reply

Re: Цитирую вашу же цитату: maria_gorynceva March 9 2009, 20:02:59 UTC
Вот я ровно о том же говорю ниже: если бы она не рисковала, в чём был бы подвиг?

Reply

Re: Цитирую вашу же цитату: pulya_lyahovska March 9 2009, 20:04:44 UTC
нам для подвига нужен смертельный риск и смертная бледность. Может, в иудейской традиции святость и подвиг как-то без этого всего?..

Reply

Re: Цитирую вашу же цитату: maria_gorynceva March 9 2009, 19:56:46 UTC
Ну, у других народов с забитостью тоже было по-разному.
Аттические домохозяйки, как и римские матроны, тоже всецело распоряжались домом и домашними рабами. Древнеегипетские женщины вообще были наделены юридическими правами и считались субъектами права.

Речь просто идёт о том, что восточным деспотам, вообще говоря, было совершенно безразлично, где у кого какие обычаи. Если дама попадала в женскую часть дворца - она обязана была подчиняться протоколу. Для цариц протокол был в какой-то степени даже жёстче.

Но сказанное не умаляет смелости поступка Эсфири. Именно в свете того, что мы знаем о восточных деспотиях. Она, вообще говоря, рисковала.

Reply

Re: Цитирую вашу же цитату: maria_gorynceva March 9 2009, 20:09:56 UTC
Кстати, в вашей цитате нет ни слова об обмороке.

Могу предположить, зная о расхождениях в древнерусских переводах Библии, в классическом Синодальном и французском, что речь во французском переводе могла идти (но это надо смотреть, я лишь предполагаю) не о падении в ноги (то есть сознательном поклоне, проскинезе), а просто о падении. Тогда становится понятно, почему Пуссен изобразил обморок Эсфири.

Надо мне будет проверить мою гипотезу.

Вот, например, картина Франсуа де Труа: http://www.artfrance.ru/art/t/trua/art1.php . Эсфирь в обмороке, и если увеличить картинку, видно, что Артаксеркс простёр над ней свой скипетр.

Увы, проблемы перевода...

Reply

leon_orr March 9 2009, 19:45:29 UTC
Еще об "обмороке" Эстер: получается, что упасть в обморок - это знак непослушания?
Так можно любую болезнь начать считать бунтом!

Я выхожу из этого нелепого разговора.
Перечла все, что написала о празднике, и не увидела ни одного спорного утверждения.
А поскольку я в принципе спорить не люблю, особенно, когда протвная сторона и сама не понимает, о чем спорит, то не вижу причины продолжать.

Больше я на такую удочку не попадусь: человек задает вопрос о том, что такое Пурим, а когда ему рассказывают, вдруг затевает невнятный спор!
Я торчу.
Сходила за хлебушком!

Reply


Leave a comment

Up