В школе задали сочинить свой стих.
Как Малышу написать четверостишие?
Удастся ли сочинить коротенькое детское стихотворение тому, кто никогда раньше ничего подобного не делал?
Наконец-то. По украинской литературе дали домашнее задание: самому сочинить четверостишие на зимнюю тему.
Свой первый стих лично я сочинила именно по заданию учительницы Украинской Литературы (на укр. языке, соответственно), потому сейчас я обрадовалась, что и в Володиной творческой жизни настал подобный исторический момент.
Я решила провести домашний экспресс-урок по ритму и рифмам.
Задача:
Сохраняя слова и идеи маленького автора, НАУЧИТЬ его облекать мысль в стихотворную форму.
***
Вовка любит эксперименты, потому сегодня мы играли в поэтическую лабораторию.
В результате литературного эксперимента, должны получиться четыре строчки текста и, главное, это должно произойти
посредством обретение ЗНАНИЯ того, какие ингредиенты могут понадобиться для стихотворения и как их смешивать.
Подробности эксперимента и его результат:
Для начала мы прочитали вслух несколько стихов из учебника и простучали их ритм, отметив, что чаще всего ритм повторяется через строчку.
Затем, придумали свой ритм:
Парам-парам, парампам-пам,
Парам-парам, парампам - Рифма,
Парам-парам, парампам-пам,
Парам-парам, парампам - Рифма.
(Вариант, когда рифма присутствует также и в I и III строчках, мы пока отложили. Для учебы и более простой схемы
достаточно)
- Ну что, - говорю, - представь себе зимний день. Что происходило, отчего было радостно, кто там был и что делал?
Давай, первую строчку.
- Вже вибігли на двір діти... - с сомнением в голосе проговорил Вовка.
- Отличное начало! Остается только задать ритм для части твоего стиха. А для этого придется просто поменять местами
некоторые слова. Так, как же будет ритмично... Ага, смотри: "Вже діти вибігли на двір". Видишь, все твои слова остались,
но теперь у стиха появился свой ритм: Та-тАм та-тАм, та-тАм та-тАм. Этот же ритм будет в третьей строчке. Давай,
попробуешь сделать третью строчку с таким же ритмом.
- Так, так, так... - Вовка теребит футболку и усердно подбирает слова. - Сніг падав на наші курточки...
Наблюдаю, как хорошо складывается у автора картинка, но ритм пока не идет, самое время помочь:
- Очень хорошо! Просто замечательно! Теперь переставляешь слова, и строчка готова! Слово "курточки" придется чуть
упростить: "На наші куртки..."
- "...падав сніг". - Закончил фразу Вовка.
- Здорово! Две отличные зимние строчки готовы! Но теперь нас ждет чуть более сложное задание. Нам нужно придумать
две строчки, заканчивающиеся рифмой! Будь готов к тому, что последнее слово в следующей придуманной тобой строчке
обязано будет обзавестись словом-рифмой, которое вскоре и завершит весь стих. Давай, продолжим историю, как там всё
дело было: "Вже діти вибігли на двір", что дальше?
- Я вибіг до своїх друзів, - предложил автор.
- Хорошо. Но как же ритм? Пробуем так: "І я до свОїх друзів вибіг". Чувствуешь? Та-тАм, та-тАтам, тА-там, тА-там.
Жертвуем ударением в слове "своЇх", в пользу нужного ритма, заменяем его на "свОїх". В стихах и песнях такое
случается, бывает нужно поменять ударение. И нам повезло, слово "свОїх" звучит вполне хорошо.
Но тут мы споткнулись, так как на ум совершенно отказывалась приходить рифма к слову "вибіг".
Что тут скажешь? Чтобы не биться головой о стену, решили придумать другую строчку.
- І ми катались на санкАх, - Вовка словил ритм первой строчки))) Умничка!
- Ритм второй и четвертой строчек будет немножко отличаться от ритма I и III. Так ты придашь своему стихотворению
еще больше красоты. Плюс помни, придется к последнему слову рифму подбирать! Итак, колдуем с ритмом: "Ми рАзом на
санкАх катались". К какому слову нужна рифма?
- Катались, - отвечает автор.
- Верно, - и, к счастью, таких рифм, причем, очень простых, просто вагон! "Грались, купались..." Нам понадобится что-то радостное,
в самый раз для веселого зимнего дня. Ну, давай, "катались"-...
- "...сміялись", - ответил Вовка.
- Точно! Молодец! Давай завершать стих. Итак, мы знаем, какой у четвертой строчки ритм, и какое слово стоит в конце.
Выглядеть всё будет вот так: "Та-тАм, та-тАтам, тА- сміялись". Попробуй придумать хорошую фразу, которая закончит эту
зимнюю историю.
И я еще несколько раз вслух проговорила получившуюся схему, со словом "сміялись" в конце.
И тут произошло нечто замечательное! Очень быстро Володе удалось всё - и ритм, и смысл, и нужное слово использовал:
- Ми грали в снІжки і сміялись.
После этого автор с особым удовольствием придумал и название для своего творения. Всё, он справился!
В школе за свой первый стих Вовка получил 12 баллов.
Зимня прогулянка
Вже діти вибігли на двір,
Ми разом на санках катались.
На наші куртки падав сніг,
Ми грали в сніжки і сміялись.
(с)
P.S. типичный родитель из какого-нибудь американского фильма, счастливо и гордо улыбаясь, в таких случаях обычно произносит довольным тоном: "That's my boy!" :)
При создании иллюстрации для поста, использованы картинки из моего портфолио:
здесь