[В лавочке №1] Искала Бёрджеса, а купила детскую книжку о приключениях Незнайки... Подобные места всегда удивляют двумя вещами: во-первых, никогда не знаешь, с чем оттуда вернешься, во-вторых - убивает профессиональная "осведомленность" книжных продавцов. Когда в первой лавочке я задала вопрос о Бёрджесе, девушка замерла на какое-то время, затем сказала: - Я сейчас позвоню, спрошу. - Набрала номер, - У нас есть?... кто Вы говорите автор? Да, Бёрдис... как Вы говорите называется книга? Да, "Заводной апельсин". Да-да, посмотри в детских книгах... Никакого "Бёрдиса" у них не оказалось ни в детских книгах (ха-ха), ни в детективах (это был второй вариант, где стоит поискать, предложенный хозяйкой, которая переместилась откуда-то с улицы в лавочку, вслед за телефонным разговором).
Пришлось вспоминать, что из желанных, стареньких книг я все-таки могу здесь найти. Спросила о Туве Янссон. Вначале продавец сказала, что не знает кто это, затем сменила свое мнение, выдвинув вариант, что Оно было, но всё разобрали.
Надежда оставалась на книгу о Незнайке, для сына.
Дело в том, что я довольно давно, как говорится, неспешно ищу второй том из зеленого двухтомника Николая Носова, издательство "Детская литература", Москва, 1968г. Первый том - это рассказы и повести о школьниках, и он у меня уцелел. А вот том второй, про Незнайку, я в детстве простодушно дала почитать ушлой соседке, и она с виноватой улыбкой сообщила тогда, что книгу она не вернет, потому что потеряла...
Знаете, как бывает у детей, когда не можешь определиться, какие ягоды больше нравятся, клубника или малина. Когда ешь клубнику, то уверен, что она - любимая, но стоит начать лакомиться малиной, и вроде, любимая именно она. Так вот, в детстве такими ягодами для меня были "Муми-тролль и комета" и "Приключения Незнайки". Обе книги 60-х годов, появились у меня благодаря папе.
Вот так потрепанно выглядит обложка, зачитанного мною, первого тома:
Вот пример иллюстрации И. Семёнова, к рассказу "Приключения Толи Клюквина":
Больше половины иллюстраций в книге Г. Валька. А второй том полностью проиллюстрирован А. Лаптевым.
Вобщем, именно такой книги в лавочке, как всегда, не оказалось. Зато там отыскался неплохой вариант:
"Приключение Незнайки и его друзей", Москва, издательство "Правда", 1990, в отличном состоянии!
Книга одновременно и порадовала меня и расстроила. Порадовала черно-белыми иллюстрациями Г.Валька к "Незнайке на Луне" и симпатично оформленным форзацем. Я - фанат черно-белых иллюстраций, а именно эту сказку с такими иллюстрациями никогда не читала.
Странность и недоумение вызвал факт нехватки большей части, горячо любимых мною, иллюстраций Алексея Лаптева. Безобразие, там даже не оказалось одного из моих любимых в детстве изображений, где Свистулькин достает себе обед из кухонного лифта.
Даже современный двухтомник Незнайки, если отбросить ужасное качество страниц из тончайшей бумаги с расплывшимися по ним жирными, до неприличия увеличенными, иллюстрациями, и то может гордиться. Там хоть заметно больше ценнейших иллюстраций.
Во второй лавочке мужчина-продавец на мой вопрос об "Апельсине", для начала веселым голосом рассказал о своей поломанной руке, затем посоветовал прийти к нему через две недели, когда заживет рука и он сможет отыскать нужную мне книгу на своем складе. Насчет Туве Янссон и Муми-троллей, он ответил, что Его книги где-то были... ага, вот например, "Мио, мой Мио"... Последняя попытка, "Незнайка в зеленой обложке". - О-о-о, - снисходительно улыбаясь закатил глаза продавец. - Ну, это вообще тяжелый случай. Молдавское издание (и почему молдавское, когда оно Московское), 60-е годы, такого уже нигде не найти. Добавил, что Бёрждеса, если найдет, то передаст в палату лавочку №1.
Ладно с ним, с Бёрджесом, найдётся.
Обидно, что напоминанием о недоступном для меня Незнайке всегда будет коротенький рассказ, странным образом попавший в первый том Николая Носова.
Рассказ перепечатывать сюда, конечно, не буду. Но пускай здесь останутся две иллюстрации Г. Валька.
[60-е, 90-е, XXI век] 60-е годы - это вам не верблюд начхал. В 90-х - пресловутый верблюд уже начал морщить морду в издательствах затухающего СССР. С приходом XXI века, верблюд расчихался во все стороны. Причем, не со зла. И хотел бы сдержаться, да, видимо, захворал, а денег на лекарства в дырявом верблюдском бюджете нехватает, да и лечиться нет особого желания...