Азербайджанцы с туркменами собираются воевать из-за Каспия

Aug 17, 2012 15:29

Оригинал взят у pohabij_oplueff в Азербайджанцы с туркменами собираются воевать из-за Каспия
Вот мы тут сидим себе в России и ничего не знаем, а Азербайджан с Туркменией тем временем собираются воевать. Я не шучу. Поводом для вооружённого выяснения отношений может стать принадлежность нефтяного месторождения «Кяпаз» - каждая из сторон считает его своим. Не удивлюсь, если на этот раз дойдёт до кровопролития - это уже не первая попытка разделить Каспий с помощью силы.



Споры вокруг того, как правильно поделить Каспийское море, не стихают с момента образования на его берегах четырёх самостоятельных государств. Каспий - это не только зона, богатая энергоресурсами, это ещё и сложный геополитический перекрёсток. Отношения пяти прикаспийских стран осложняются так называемыми спорными территориями, и если Россия и Казахстан уже достигли серьёзных договорённостей по каспийской проблеме, то Азербайджан и Туркмения по вопросу принадлежности нескольких месторождений никак не придут к консенсусу.

До 1991 года Каспий был почти что внутренним морем СССР. Нам принадлежали 88 процентов его ресурсов, остальные 12 - Ирану. Сферу влияния Тегерана условно ограничивала так называемая линия Астара Гасан-Кули, которая не была зафиксирована ни в одном международном договоре. После распада Союза игроков стало уже не двое, а пятеро (Россия, Иран, Азербайджан, Туркмения, Казахстан), и Тегеран предложил разрабатывать минеральные ресурсы Каспия совместными силами всех прибрежных стран на условиях кондоминиума. Идея никому не понравилась, и тогда Иран предложил сценарий раздела Каспия на пять 20-процентных частей. При таком дележе Тегеран почти вдвое увеличивает свою сферу влияния, и для нас это неприемлемо. Ведь в этом случае морская граница Ирана уйдёт на север, отрезав нефтяные месторождения у южных берегов Туркмении и Азербайджана. Ашхабаду и Баку, а может быть, и Москве останется теснить Казахстан, уменьшая его сектор. Чем нам может грозить такой поворот событий, можно не объяснять. Ссорится с Астаной из-за Каспия Москва точно не станет.

Но, с другой стороны, в деле раздела Каспия у России практически нет союзников: бывшие республики СССР, став самостоятельными региональными игроками, таковыми уже не являются. И в Казахстане, и особенно в Туркмении стремятся ограничить влияние России в регионе. Элиты этих постсоветских стран опасаются денег и влияния Москвы и предпочтут признать своим неформальным лидером Баку. Им так спокойнее.

Сразу же после распада СССР, в 1992 году, США провозгласили Каспий «зоной своих стратегических интересов». Собственно, в первую очередь раздел Каспийского моря был нужен именно американцам: это существенно облегчало проникновение в регион западных нефтяных компаний. Ещё один интерес США состоит в том, чтобы грузопотоки и маршруты транспортировки азербайджанской и казахстанской нефти шли не по северным трубопроводным системам России, а прямиком на Запад, через Баку. В этом случае «при деле» будут ещё и Турция, и Украина с Грузией, которые наверняка окажутся весьма признательны Америке за возможность подзаработать на нефтяном транзите.

Договориться прикаспийским странам мешает и то, что США готовы всеми силами удерживать своё влияние в регионе и будут делать всё для того, чтобы ещё больше потеснить Россию. А получается это у американцев неплохо, достаточно вспомнить, как им удалось убедить российское руководство в целесообразности так называемого ступенчатого подхода к решению каспийской проблемы. Летом 1998 года России и Казахстану удалось договориться о том, какую часть Северного Каспия будет разрабатывать одна и другая страна. Появился принцип: «Делим дно - вода общая». Сначала разделить дно Каспия, а затем уже решать проблемы судоходства, рыболовства, безопасности, экологии, строительства трубопроводов. Как показало время, что было выгодно добывающим компаниям - читай США, - вовсе не соответствовало интересам прикаспийских стран. И логика такого подхода оказалась порочной: лоббисты этого варианта, получив доступ к шельфу Каспия, утратили интерес к дальнейшей юридической проработке вопроса.

Азербайджан, США, Россия, Туркменистан, геополитика

Previous post Next post
Up