Оригинал взят у
cyrilshishkin в
Либерализм и образование.Вопрос о том, что делать с нашим образованием настолько больной, что его поднимают в любом более-менее массовом обсуждении в каждом блоге.
Правда, предложения почему-то сводятся к тому, что надо выгнать Фурсенко, и сразу всё станет хорошо.
Не собираюсь ничего говорить в защиту Фурсенко.
Хотя я к чиновникам вообще, а к чиновникам от образования особо, отношусь негативно и не испытывая желание их поздравить с праздником, я уверен, что даже если расстрелять всех чиновников, картина не сильно изменится.
Я конечно не большой специалист в области наробраза, но мать учительница, жена в школе работает, и живу в доме, 45 квартир которого заселяли учителями. Так что не совсем далек от этой сферы.
И вот что можно с уверенностью утверждать. Школы у нас остались прежние, учителя те же самые, и учат они ни сколько не хуже А вот на выходе получаем совсем другое. И дело тут не в том, что сверху спускают. ЕГЭ это конечно «гэ», но экзамен в 11-м классе, никак не влияет на качество преподавания в 7-м. Вопрос явно глубже.
Теперь можно с уверенностью утверждать, что образование в СССР было на высшем уровне. Оно конечно во многим не соответствовало мировым стандартам. Но теперь-то мы хорошо понимаем, что это проблема «стандартов». Ибо сейчас, имеем те самые мировые стандарты. Только вот самые способные представители нашей молодежи, обученные в соответствии с этим стандартами, по нашим советским меркам вообще не тянут на грамотных. Так себе… твердые троечники.
Кто-то ещё сомневается, что дело не в Фурсенко, а в самой Системе? Причем, я говорю не о системе образования, а выше.
Давайте попробуем увидеть, с чего все началось и где произошли те самые изменения.
Два десятка лет назад мы окончательно перестали строить светлое коммунистическое будущее. Помните? Занавес железный открылся, свобода слова началась.
И естественно нас качнуло в сторону того, чего у нас в СССР не было. А не было у нас секса и либерализма. Секс трогать не будем, а вот либерализм - это важно. Народ всегда в крайности бросает. То, что СССР - это диктатура, спорить, наверное, никто не станет. И значит из одной крайности, нас понесло в другую. К полной свободе. К «либере». Свобода это конечно хорошо. Но это ведь как лекарство - передозировка может оказаться вреднее болезни, от которой лечим.
Сразу скажу, про возврат в СССР речи не идёт, да и желающих не наберем точно. Об этом сейчас всерьез говорят только совсем оторванные от жизни люди.
Но давайте попробуем сравнить, что изменилось. В том самом образовании.
Советская школа была до предела идеологизирована. Октябрята, пионерия, комсомол. С одной стороны к этому относились и тогда критически, но вспомните - какого было быть не принятым в пионеры, или хуже того, исключенным? При всех своих недостатках советская школа воспитывала граждан. Патриотов. И было понятно всем, что надо быть образованным. Это было престижно.
Мой сосед по парте, который учился на тройки лишь потому, что все годы с меня списывал, и у которого и в ПТУ то шансы поступить были минимальные, так и тот всерьез пытался рассуждать о том, в какой бы институт он хотел поступить.
А вот теперь все изменилось. В тех пор как пришла свобода и «все работы хороши» мы стали каждый сам по себе. О какой пользе своей профессии сейчас кто-то думает? Сегодня все оценивается только уровнем зарплаты, с тем, чтобы поменять пылесос «Сони» на «Филипс», как того требует реклама. Зачем нужна литература, физика, химия, если для того, чтобы считать деньги достаточно арифметики за 3-й класс? Как можно научить чему-то подрастающее поколение, если оно не понимает, зачем ему образование? Тем более, что у нас и большая часть старшего поколения уже переучилась жить по новому.
Цель жизни нынче это «срубить бабла» и государство сейчас в понимании таких людей лишь некое образование, которое должно им что-то дать. Но не следует забывать, что для того чтобы просить от государства, чтобы оно давало, надо сначала дать что-то ему. Почему-то многие уверены, что втюхивание доверчивым гражданам просроченных китайских товаров, это процесс приносящий пользу Родине. И даёт какие-то права.
Глядя на это, какие дети захотят чему-то учиться?
Ведь получение образования, выбор профессии, это выполнение гражданского долга. А многие из нас про это помнят? Про то, что есть вообще такое понятие как гражданский долг? И что государство, это не кто-то в Кремле, а это мы сами. И гражданский долг - это, в том числе, и есть получение образования, это стремление стать лучшим из лучших.
Я вспоминаю своих ровесников из театрального института. Каждый второй считал себя гением, считал своей целью создать такие шедевры, что его имя будет вписано большими буквами в историю.
А сегодня? Вы думаете, перед сегодняшними будущими режиссерами ставят целью получить «Оскара»? Щас! Их учат, что они должны найти богатого продюсера и делать то, что он скажет?
И после этого стоит ли удивляться тому, что мы видим на экранах?
Детей мы уже потеряли.
В этом году у меня внучка идёт школу. Школа отличная. Не потому что дорогая или модная. Потому что в ней хорошие учителя, богатые традиции, в неё всегда очередь желающих попасть и туда всегда отбирали не тех, у кого богатые родители, а тех, у кого способности есть. Наша школа известна не только в районе, но и в городе.
И что?
Мой сын эту же школу закончил, но его поколение и стало теми самыми гражданами, которые живут «сами по себе».
Я не могу сказать сейчас с уверенностью, что конкретно надо делать. Но уверен я в одном.
Можно конечно убрать Фурсенко, можно отменить ЕГЭ, но менять надо глубже. До тех пор, пока мы катимся по пути либерализации общества, у нас не будет не только нормального образования, но и нормальной жизни во всем. Мы должны не разобщаться, а сплачиваться. Либерализм разобщает, это идеология торговцев. Кому-то она может и подходит, но нашей стране эти идеи всегда были чужды.
Мы не страна торговцев.