Забавы элиты или стратегия кризиса культуры …

Apr 30, 2012 11:25

Оригинал взят у nikolino в Забавы элиты или стратегия кризиса культуры …
Забавы элиты или стратегия кризиса культуры …

Условия современного изобразительного искусства иногда позволяют обойти нелегкую школу мастерства и оказаться среди избранных гениев. Для этого, правда, необходим особый круг обстоятельств, который не открывается для всех с улицы. В основном такими обстоятельствами является политика, заинтересованные источники которой не в нашей государственности. Таким образом, еще в советский период во времена холодной войны некоторые из диссидентов были возвеличены как альтернатива русской школы живописи - это Целков, Шемякин, Пурыкин и т.п. Их творения на рынках Запада, в ряде случаев оценивались во много раз выше стоимости картин представителей русской классики.

Но все же это не произведения критики социалистической идеологии или оригинальные формальные решения. Они противопоставили эстетическим представлениям о красоте и гармонии, сумме накопленного человечеством творческого опыта свою субъективную патологию, в виде негативных и отвратных образов или фантазию болезненного свойства. Скрупулезность, упорство, с большими временными затратами, но с однообразным результатом и убежденность, оформленная в многословных замысловатых рассуждениях - позволяют предположить, что здесь, в основном, все же имеют место психические отклонения.

Потребность в мрачной или негативной стороне творчества может быть вызвана особенностями в работе системы желез организма, спровоцированными пьянством или наркотиками. А это особый материал для специалистов - тема многомерная и сложной определительной структуры.

Но кто этим будет заниматься, и какая есть в этом необходимость? Демократические свободы делают возможным самовыражаться любому - вопрос только в деньгах. Но за этим кроется и свобода силы, которая может контролировать всё. Почему же такая тенденция - приветствовать и поощрять безобразное и разрушительное в русском искусстве? Очевидно и то, что пропаганда искусства с патогенной информацией, оформленной в образы, - как компьютерный вирус, способный к разрушениям на качественном уровне. Результат - потеря интереса к искусству, где нет позитивной энергии, и в конечном итоге ко всем творческим артефактам культуры. Ориентиром остаются только прагматические интересы инстинктов.



Можно возразить, что в богемной среде, состоящей из представителей искусства, далеко не святые люди и всякое там можно увидеть. Все это так. Не всегда жизнь художника, его характер - это пример для подражания. Но творчество это не только профессия, а прежде всего исследовательский процесс, во многом сформированный идеалами общества. И это не только отражение состояния сегодняшнего дня, но и сумма общего познавательного опыта, во многом зависящего от уровня образования и интеллекта. Здесь ценность имеет позитивная сторона произведения, которая ориентирует на общий эволюционный путь сознания или исследовательского интереса к окружающему мiру. Хотя во многих случаях образное творчество утверждает или подтверждает существующую информацию об идеалах, тем самым выполняя роль артефакта - средства воздействия.

Если культура способствует нравственности и причастности к идеям цивилизации и государства, духовно объединяет народ и организует, то хаос и разрушения в идейных ориентирах делает человека безпринципным и неустойчивым. Это уже не народ, а бездушная толпа потребителей.

Положительный аспект формального искусства это создание декоративного фона пространственной среды - увлекательное занятие для игры экспериментов и эффектов, но не более. Любое содержание в этом направлении воспринимается как глупая литература с пустой демагогией. По поводу известного «Черного квадрата» Малевича много разных мнений, вплоть до дара провидения. Этот, ставший классикой образ, обобщил возникшие новые направления в изобразительном искусстве - прежде всего абстракционизм, функциональный конструктивизм и формальные эксперименты, изменившие привычную природу мiра в воображаемую, условную или просто безпредметную, когда основным поводом для творчества становится плоскость и красочный слой. Но маловероятно, что Малевич был настолько мудр и потому родил квадратной «живописью» концепцию будущего искусства вполне осознанно. Идея возникновения квадратного образа у автора проста: художник хотел видеть картину частью общей предметной среды, и как декоративное пятно квадрат оказался самым благополучным и универсальным решением в современном интерьере. Таким образом, картина была обречена быть вещью или предметом без привычного содержания.

Но знаковую информацию это творение все же имеет - оно совпадает с одним из оккультных символов разрушения, смерти и хаоса. И с начала своего создания этот архетип имеет постоянную прописку в нашей стране, бережно сохранятся в музейном запаснике. Попытка продать его на зарубежном аукционе однажды была, но не увенчалась успехом. Запад не захотел держать у себя знаменитый шедевр.

Несомненно, этот образ наиболее удачно соответствует идее конца содержательной живописи, замененной утилитарным мышлением. Черный символ новой эры в искусстве получил высокую оценку искусствоведов, всемiрное признание и значительную стоимость, превратившись в головное знамя современного искусства формальных тенденций. И сегодня, как и прежде, простой зритель доверчиво смотрит на сие изображение в попытке постичь премудрость наследия «гения», разгадать содержание, которого нет, и уходит ни с чем, осознав свою «недоразвитость». Многие избегают повторного напряжения ума, чтобы не смущать свою психику «комплексом неполноценности». Но есть и такие, которых образ вдохновил на идею, что они тоже способны сотворить нечто оригинальное, не уступающее по выразительности и сумме стоимости. Поиски новаторских концепций увлекли многих энтузиастов на волне моды к необычным и шумным формальным открытиям.

Так на Западе возникло в 60-х годах прошлого века еще одно направление в искусстве - «поп-арт». И в то время использованная консервная банка была продана за 300 тыс. долларов. Понятно, что пустая банка здесь - развитие или вариант концепции черного квадрата. Время содержания в творчестве закончилось, осталась только пустая форма, и это единственный объект для созерцания в нашей жизни. Возможно, образ пустой банки выявил сущность современных интересов или почти что так. Однако картины, творческую базу мы сохраняем, а банку... её место, все же определено на свалке. Справедливости ради можно отметить, что в большинстве своем представители нового искусства и сами как пустые банки или ограниченные квадраты. Они немногое знают и по-настоящему умеют. Разве что амбиции и истерические качества некоторых особей принуждают войти в число «героев нашего времени» при помощи авантюрной предприимчивости, связей и влиятельных знакомых.

Из всего вышесказанного, не надо понимать, что современное искусство - это всё плохо и художники должны изображать понятный всем реализм и писать только иконы. Творчество не стоит на месте и интересные находки, открытия в области формальных решений успешно используются в дизайне, декоративно-оформительском искусстве, графике, прикладной тематике. В живописи, однако, все не так благополучно. Эта область творчества нуждается в компетентной подготовке - школе, которая фактически утрачена и существует только по остаточным признакам. И судя по абсурдным композициям, нелепостям и техническим недоработкам в области реалистической живописи образ «черного квадрата», как закодированная программа активно работает.

И главное: формальное творчество - это полигон и простор для обманных манипуляций авантюристов и фальсификаторов, которые продают дырку от бублика за немалые деньги. Впрочем, такая особенность вполне вписывается в общий криминально-коррупционный фон нашей страны сегодняшнего дня. «Мир чудес», который продемонстрировал М. Гельман и его друзья, опустошив бюджетные средства г. Перми, и «гастроли» в Санкт-Петербурге, Москве, Пскове - выразительный и даже пугающий пример разгула темной стороны квадратной мысли, больше похожей на ритуально-бесовскую миссию. А если это вызов, то вероятно из области неизученного антропологами и этнографами неведомого и тайного навозного культа. Кто сможет положительно оценить подвиг одного из «адептов» команды гельманистов, когда была написана «картина» из свежих фекалий исполнителя? По телевидению г. Перми комментировались все возможности цветовых оттенков такой «краски», добиться которых и являлось подлинным «творческим» открытием и вершиной мастерства. Особой выразительности квадратная мысль в презрении к людям достигла в возне вокруг коровы, когда «мудрец» предлагал любому желающему заглянуть под хвост смиренно стоящего и жующего животного, и таким образом по-настоящему постичь русскую душу. Непонятно отождествление - разве в других странах, например в Израиле, нет и никогда не было коров?

Убежденные представители формальных поисков и решений обычно не любят посещать выставки реалистической живописи и музеи. Это скучное, неинтересное и устаревшее занятие, по их мнению, так как «литература, рассказ» в картине портят смысл произведения. И только минимальный объем информации соответствует эстетической выразительности образа. Вероятно, содержание из трех букв является, допустимым пределом такой доктрины на примере, который произошел в Санкт-Петербурге - на разводном мосту хунвейбинами «культурной революции» из объединения «Война», под руководством М. Гельмана, был воспроизведен мужской член 63 метра длины. И когда мост подняли... «это» предстало во весь рост перед зрителями. Посвящалось сие творение бывшему учреждению КГБ, расположенному напротив. Неизвестна реакция спецслужб. Скорее всего, им было некогда смотреть или не интересно. Однако, Министерством Культуры акция все же была одобрена... большой денежной премией. Что это? Курьез или мантрический волшебный ритуал, призванный поднять престиж и благосостояние государства? Всё это пока остается тайной, недоступной для понимания обычного человека.

Но знаменитый кудесник «новой эстетики», тот самый организатор забав, прибывший в Краснодар в настоящее время, эту тайну, несомненно, знает и намерен на юге нашей страны совершить нечто даже «покруче». Экстравагантный носитель «мысли, которую убить нельзя», горд своей неуязвимостью за счет неизвестной покровительственной силы, которая делает его полномочия провести масштабную гельманизацию Краснодарского края неизбежной. Отвечая на вопросы корреспондента, он пояснил, что не потерпит сопротивления и давления кого-либо, а если понадобится, может и... «перешибить». «Маэстро» Гельман подтвердил, что его деятельность потребует крупных бюджетных вложений, но затрудняется пока сказать цифру, т.к. большие горизонты, перспективы и размах он до конца еще не оценил. Но постоянное место жительства в г. Краснодаре предоставляет возможность не упустить многое. На волнующий вопрос, какая участь ожидает жителей «обреченного» города, последовал малоутешительный ответ, что он пока не решил - «...сразу по голове или что-то сделать постепенно...».

В г. Перми, в его окрестности, больше всего переживших деятельность гельманистов, арт-насилие и опустошение бюджетных средств все же совершилось, несмотря на протесты общественности. Большинство клубов, библиотек и т.п. учреждений было закрыто в пользу оплаты «творческих» акций и дорогостоящих фантазий друзей нашего «неотразимого гостя». Так может, если нет шанса избежать культурных потрясений и деньги все равно придется ему отдать, есть смысл администрации края предоставить откупную сразу? Пусть только ничего не делает! Но с процентной скидкой - т.к. ему не надо будет напрягаться. Однако вероятность счастливого избавления таким образом от напасти ультра-эстетов у нашего города очень мала. Потому что великий комбинатор культуры жить не может без увлекательной потребности творить «чудеса» по городам России, это уже как наркотик. И деньги для него не главное..., когда за спиной всемогущие покровители, он обязан выполнить свою умопомрачительную миссию.

В целом, учитывая предыдущий опыт в г. Перми, результат гельманизации Краснодарского края легко прогнозируется. Протесты общественности учтены не будут, но скандальные «приколы», как главный технический козырь нового веяния, привлекут внимание к развлекательным «чудесам» на фоне туристических мероприятий и черноморских зон отдыха. Однако с учётом огромных вложений, оплаты арт-акций и проектов друзьям Гельмана, строительства постоянно действующего базового центра и других «крутых» расходов - экономический эффект в пользу бюджета края мало вероятен. Что касается традиционной живописи - уничтожение, в прямом смысле, ей не грозит, но как «устаревшее» ремесло не будет иметь выхода по привычным каналам и сохранится в закоулках уходящей эпохи как атрибут второстепенного значения.

Сейчас Краснодарский выставочный зал изобразительного искусства и союз художников существуют в условиях, приближенных к самовыживанию, и переживают проблемы от запутанных и корыстных интриг. Равнодушие к существующему потенциалу культуры своего края и неожиданное внимание администрации к Гельману могут быть понятны, возможно, в этом кроется материальная подоплёка - основная причина неиссякаемого интереса «сильных мiра сего». Однако такое увлечение вряд ли оставит после себя пользу и добрую память.

Если сопоставить реальную базу интеллекта в культурной среде и патогенную организацию «новаторских приколов», то это как Слон и Моська. Слон терпим к амбиционной собачке - ну, что она может ему сделать в естественных условиях? Но хозяин у Моськи, очевидно, «волшебник» он решил любимую собачку превратить величиной в слона, а слона - в размеры с Моську.

Человеческая деятельность - часть общей природы мiра, основным законом которого является стремление к гармонии и равновесию. Цикличность - неотвратимая двигательная причина и сила таких процессов. Поэтому на смену холодной зиме приходит теплое лето, а значит, если есть «Великие антигерои» появятся и Великие герои. Никакой волшебник это не остановит. Что касается «фекальных новинок» современного «искусства» и «эффекта» пустой банки, в сознании обычных людей - это «мерзость запустения», которая заполнится не только разочарованием, но и будет вытеснена ориентирами, авторами которых станут совсем другие идеалы и люди.

В.Ф.Бугай, член союза художников России

P.S. В марте 2012 года Гельман по приглашению губернатора Краснодарского края Александра Ткачева посетил Краснодар, где под его руководством будет создаваться музей современного искусства.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/30/gelman_uzhe_v_krasnodare/

Гельман, культура, антиэлита, либерализм, демократия

Previous post Next post
Up