Оригинал взят у
matveychev_oleg в
Слово об онко- логикеАвраам Покой
Публицист, социотерапевт. Автор блога ab-pokoj.livejournal.com
12 января 2012
Авраам Покой
Грань между жизнью и игрой в хоббитов сегодня опасно тонка. Умы слишком многих наших современников занимает, как правильно рассчитать влияние Нептуна на сексуальность; как восстановить мировую экономику путём урезания бюджетных расходов, не трогая спекулянтов; позорно ли кататься по столице на хюндае и не надо ли напрячься и купить хотя бы бмв.
Ужас ситуации состоит в том, что на каждый из этих вопросов можно дать компетентный ответ. Белый свет позорят своим существованием астрологические школы и отдельные профи, вполне старательно испускающие терабайты таблиц и рассчётов отношения Нептуна к эрекции. Дорогостоящие как Галкин вузы с помощью секретной магии превращают людей в экспертов МВФ и рейтинговых агентств. Автомобильная аналитика с фотосессиями и городскими тест-драйвами внедрилась в наш быт, как воскресная проповедь в средневековье.
Тем любопытнее истина: астрологи несколько десятилетий принимали за планету, влияющую на судьбы клиентов, крошечный транснептуновый объектик Плутон. Рейтинговые агенства до последнего выставляли пятёрки с плюсом т.н. восточноевропейским тиграм, а десяток лет назад Нобелевскую премию по экономике дали за доказательство того, что кризиса не будет. Владелец автомобиля в столице жестоко, мучительно завидует скорости перемещения пешехода и его способности отлучиться с дороги в туалет.
Таким образом, все перечисленные дисциплины объединяет одна общая черта. Их внутренняя логика похвально стройна, но не переносит реальности. Она отлично работает до тех пор, покуда из внешнего мира кротко и беззаветно поступает финансирование. Когда же Плутон, рейтинговые агентства и двухсотсильные бумеры кто-нибудь неосторожно начинает всерьёз применять во внешнем мире - начинаются нюансы. Ибо все эти взаимосвязи, рейтинги и скорости применимы только в особо отгороженных местах и в особое время. В этом смысле площадки фондовых рынков, где вертятся несуществующие миллиарды, являются близняшками площадок, где подростки без определённых занятий ночами драгрейсят на родительские средства.
Перед нами, по сути -- эмпирические дисциплины, превратившиеся в обнаглевшие фэнтези. Поначалу описывавшие реальность, они давно забили на этот малодоходный жанр и населили описываемые миры драконами и гномами. Теперь, на основании убедительной прописанности своих миров, они требуют от читателя делать вид, что драконы действительно есть, и платить за их кормёжку.
Фактически с таким же успехом может существовать дисциплина, считающая Луну огромным куском сыра. Пока на спутнике Земли не высадятся первые сыродобытчики - она будет даже доходна: эксперты по касеоселенологии будут носить костюмы от бриони и вполне компетентно обсуждать, с какой стороны лучше начать разработку лунной поверхности. А если они вовремя догадаются выпустить ценные бумаги - то их капитализации не слишком повредит даже отсутствие сыра на Луне.
Подобный способ существования современная наука называет «онкологикой» - за его удивительное сходство с процессами, происходящими в раковой опухоли. Ибо опухолям, в сущности, тоже мешает существовать вечно и процветать лишь одно. Вместо сферического бесконечного человека в вакууме, который может бесконечно поставлять ресурсы по нарастающей и абсорбировать продукты жизнедеятельности - им раз за разом попадаются какие-то неудачные реальные человечишки. Понимание, что человек по определению не является бесконечным и сферическим - столь же недоступно опухоли, как оголтелому автомобилисту - понимание, что городские улицы не спасёт никакая двадцатиполосность.
Онкологика коварна. Её носители нередко отличаются от носителей настоящей тем, что лучше говорят, свежее выглядят и дороже питаются. Но считать процветание проповедника достаточным доказательством истинности проповеди - ошибка: всегда следует проверять источники. Тот факт, что процветает И.Роулинг, вовсе не даёт ей оснований уверять, что волшебники действительно незримо летают над нами на мётлах. Не таковы типы, оснащённые аналитическими финансовыми текстомётами: эти почему-то искренне уверены, что их кормит не грязный чорный баррель с далёкого севера и не скучный мешок химических удобрений из невнятного замкадья, а живительные мегабайты в экселе, произведённые ими.
...К сказанному остаётся добавить, что за последние десятилетия на Человечестве повисло бесчисленное множество онкологичных наук и представлений. Как учит нас прошлое, кончается это, как правило, массовым отказом от неработающей модели мироздания со всеми её школами. Наши ближайшие потомки, читая воспоминания дедушек об их работе инструкторами по фитнесу, специалистами в салонах связи, диетологами, маркетологами и политологами - будут заливаться таким же смехом, каким заливались воспитанники колонии А.С.Макаренко, читая романы о майоратах, индульгенциях, софийности, салическом праве, двоеперстии и титулонаследиях.
Надо сказать, что по сравнению с предыдущим поколением образованных людей эти юноши и девушки обладали удивительно простеньким и примитивным взглядом на мир. Однако полное непонимание учения о сверхдолжных заслугах не помешало им ни стать тем, кем они захотели, ни сделать головокружительно много полезных дел.