Оригинал взят у
domestic_lynx в
ВЫВОЗИТЬ ИЛИ НЕ ВЫВОЗИТЬ? Путин на днях пообещал: в течение 2012 г. не будет запретов и ограничений на экспорт зерна из России.
Сразу скажу, что считаю это обещание вполне выполнимым и полезным. Как вообще полезна всякая ясность и заблаговременное объявление правил игры. Так что спасибо партии и правительству, коли не шутят.
Вообще, позиция государства по отношению к земледельцам может быть двух видов: 1) ни во что не вмешиваться: рынок - так рынок; 2) регулировать и помогать, (чего у нас, заметим в скобках, никто не умеет и не понимает, как). Вторую позицию занимают все без исключения правительства развитых стран.
Так вот, если встать на первую позицию, то запрещать экспорт и любые другие действия - нельзя. А у нас - коктейль из взаимоисключающих принципов. Хорошие цены на мировом рынке - запрещают экспорт. Боятся, верно, что зажиреют мужики - пахать перестанут. А неурожай случится или цены низкие - извините, говорят, у нас - рынок. Вы уж определитесь там, наверху, рынок у нас в сельском хозяйстве или не рынок. Тогда земледельцы хоть будут понимать, на что им рассчитывать.
Но мне хотелось бы внести ясность в вопрос об экспорте зерна из России в принципе. Сегодня этот самый экспорт давно превратился, по нашему обычаю, из вопроса хозяйственно-практического в вопрос философски-идеологический. Экспорт зерна стал зримым доказательством наших побед в реформировании экономики; он же начертан на знамёнах российского либерализма. Даже г-н Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики как-то по «Эху Москвы» рассказывал, что при большевиках мы хлеб ввозили, а теперь вот вывозим, что представляет большое достижение и наглядно свидетельствует о преимуществах либерализма перед совком.
Я замечала, что не только в голове г-на Ясина, но и во многих мозгах существует такая картина: при царе Россия была крупнейшим экспортёром хлеба, пол-Европы кормила. Потом пришли большевики и своими бесчеловечными экспериментами довели сельское хозяйство до ручки. В результате при Хрущёве, а паче того - при Брежневе стали мы зерно ввозить, что является позором большевистского режима. Но вот пришёл рынок и прогресс - и всё поправилось: Россия снова в рядах экспортёров зерна. Налицо большое достижение. Странно вообще-то: мы видим поля, зарастающие берёзками, но при этом - прогресс…
Что же происходило и происходит на самом деле?
До революции зерно вывозили, но ценой постоянного недопотребления внутри страны. Почитайте позднюю публицистику Льва Толстого: как бедно и попросту голодно жили крестьяне в Тульской деревне, в той же Ясной Поляне. Хлеб с лебедой - нормальная и привычная еда, и это не тупая большевистская агитка. На Украине, откуда мои предки с отцовской стороны, было гораздо сытнее, но ведь там чернозём.
Сегодня аналогично обстоит дело с минеральными удобрениями: их увозят за границу, оставляя на родине экологический ущерб от химического производства и поля, истощённые хроническим недовнесением удобрений.
К тому же вывозили хлеб преимущественно степные помещики - те, чьи земли примыкают к южным портам. Примерно то же самое происходит, между прочим, и сегодня. Железнодорожные тарифы столь высоки, что делает невыгодным экспорт «дальнего» зерна.
Сталинская индустриализация была во многом оплачена хлебом: других массовых экспортных продуктов тогда у России не было. Этот хлеб был в значительной мере отнят у голодных.
В 60-70-х годах, когда советская экономика окрепла, начали ввозить фуражное, т.е. кормовое зерно. Почему так происходило?
При гармонично развивающейся экономике страна должна производить примерно одну тонну зерна на душу населения в год - простая такая формула. Тогда хватит всем: и людям, и скотам бессловесным, и в резерв. При СССР до этого уровня недотягивали, вот и докупали недостающее. Покупали, сколь я осведомлена, дешёвое фуражное зерно, что разумнее, чем покупать мясо. Душевое потребление мяса и молока было в РСФСР выше, чем сегодня в России.
В 1986-1990 г.г. производилось по 750 кг зерна на душу населения в год, а надо 1000, вот разницу и докупали. В этот период, конце жизни РСФСР, расход зерна на кормовые цели был 71-75 млн. тонн. Сегодня - 37-38.
В настоящий момент Россия производит зерна меньше, чем когда-то производила РСФСР, примерно на 20 млн. тонн в год. Для примера: в пятилетку 1986-1990 г.г. было произведено 521,3 млн. тонн, а в период с 2006 по 2010 год чуть более 400 млн.
За последние пять лет в среднем производилось 88,7 млн. тонн в год. Производство зерна на душу населения составляет 620 кг. Это на 13% ниже «совковых» показателей и на 38% ниже оптимальных показателей. В урожайный 2009 г. собрали 97,1 млн. тонн, продали за границу 21,8 млн. тонн.
Я не считаю, что продажа зерна за границу - это ужасно, равно как не считаю, что это прекрасно и вдохновляюще. Это хозяйственное решение, обусловленное совокупностью нынешних обстоятельств жизни. Не блестящих, прямо сказать, обстоятельств.
Изменятся обстоятельства - будут и другие решения. Вполне допускаю, что при объективном ПОДЪЁМЕ сельского хозяйства зерно опять придётся закупать. Продавать уж, во всяком случае, не придётся.
Если в ближайшем пятилетии будет реализовываться Доктрина продовольственной безопасности и экономической доступности продовольствия (так это, кажется, называется) и потребление мяса на душу населения увеличится с нынешних 58 кг в год до 65-70 (при норме 81), а молока с нынешних 240 кг в год до 270-280 (при норме 392), потребуется на кормовые цели 10-12 млн. тонн зерна в год дополнительно.
Вот так обстоит дело с экспортом зерна. Гордиться тут нечем.
«В моём малом», как выражаются итальянцы, наблюдаю точно такую же картину: упадок животноводства приводит к экспорту зерна.
Вот как я стала экспортёром зерна.
В 2004 г. мы купили два бывших совхоза в одном из самых зерновых зон России - в Сальской степи. Когда-то за эти земли казаки бились насмерть: там и памятник стоит легендарной тачанке.
К 2004 г. «эффективный собственник», овладевший хозяйствами после капиталистической революции, выкачал всё, что мог, и набрал долгов. Собственно, уплатив его долги, мы овладели половиной хозяйств, а потом, поняв, что иметь с ним дело невозможно, т.к. ориентирован он строго на сиюминутный хапок, выкупили и вторую половину.
Уже восемь лет мы пытаемся наладить работу. Кое-что начало вырисовываться в последнее время: восстановили севообороты, полностью разрушенные «эффективным собственником», стараемся вносить больше удобрений… Наработался кое-какой опыт.
И вот в 2009 г. организовали компанию по экспорту зерна за границу. Только сделали несколько «ходок» - экспорт запретили. Потом, впрочем разрешили. Возим в Турцию небольшими баржами. Через нас экспортируют и другие близлежащие хозяйства: они не умеют взаимодействовать с заграницей, да и побаиваются, а через нас им удобнее.
Почему мы вывозим зерно? Да потому что использовать его особо не на что. Зерно у нас кормовое, а кормить некого: скотину извели. В наших хозяйствах «общественного» животноводства нет. Разводили поначалу овец, были и свиньи, но потом мы не совладали с массовым, прямо-таки промышленным, воровством кормов и животноводство ликвидировали.
Подобные процессы происходят и в других хозяйствах - вот и образуются умиляющие либералов «излишки зерна». Причина этих излишков - вовсе не невесть откуда взявшееся процветание (его нет и близко), а просто разгром животноводства. В нашем хозяйстве его нет просто физически, а в целом по стране поголовье уменьшилось вдвое. А ведь именно животноводство - главный потребитель зерна. Нет его - высвобождаются «излишки», вот и секрет «процветания».
По уму, с государственной точки зрения, импортировать мясо - не выгодно и не разумно. Гораздо умнее пропустить зерно через свинью или корову, а не вывозить просто так. Животноводство - это, так сказать, второй передел, ценность продукта возрастает. Но животноводство на порядок труднее как бизнес, чем полеводство, хотя бы потому, что требует единовременных и больших инвестиций: в оборудование, в племенных животных.
Вот так обстоит дело с экспортом зерна на самом деле.