Оригинал взят у
oohooв
«Мы сыграли с Талем десять партий…»За первую неделю лета набралось достаточно разнообразных и ярких событий, чтобы начать складывать их в боле менее понятный паззл. Толковать каждое событие по отдельности можно, но многообразие толкований не вдохновляет, скорее, утомляет. А при несиюминутном, хотя бы немного отсраненном взгляде можно заметить в паутине трещин на поверхности «черного ящика» проекции силовых линий и отпечатки следов истинных субъектов политики - надличных Интересов. Но и рассмотреть фрактальные узоры вблизи тоже не бесполезное занятие.
Например, весьма занятно событие, относящееся не к нынешнему, а к осеннему политическому сезону - отставка и самовыдвижение мэра Собянина. При всем уважении к статусу столичного градоначальника его веса все же не достаточно для формирования правил игры и тренда на целый политический сезон. Да и поздновато в июне, у нас повестку на осень обычно задают «апрельские тезисы». А уж кризисными ягодками эти весенние цветочки становятся обычно в августе плюс минус полмесяца.
Если кто-то еще помнит, то на прямой линии Путина в апреле единственным содержательным, но очень важным тезисом стало обещание вывести штаб-квартиры госкорпораций из Москвы в провинции, вместе с региональными и местными налогами, вестимо. Уже этой новации достаточно, чтобы под мэром Москвы зашевелилось кресло и захотелось побыстрее переизбраться.
Но не таков наш Сергей Семеныч, привыкший быть передвигаемой лояльной фигурой, даже не ферзем, а строго по диагонали. Так что даже этого надежного стимула для назначения выборов было недостаточно. Ну и досидел бы лояльно до 15-го года, а там, глядишь, еще куда-нибудь передвинули. Поэтому предстоящее раскулачивание столичного бюджета с одновременным снижением столичного трафика - необходимое, но не достаточное условие для очередного всплеска политических страстей внутри Садового кольца. Кстати, Сергей Семенович почему-то в предвыборных интервью говорит только о решении проблем трафика, не упоминая основного рычага для такой разгрузки.
Опять же политический ход, решающий лишь одну или даже две проблемы, - сам по себе проигрыш. Хороший ход разрешает целый узел текущих проблем, в том числе и тех, что являются негативными следствиями предшествующих хороших ходов. Скажем, многоходовка конем с перемещением Шойгу из МЧС в Минобороны через подмосковное губернаторство решала сразу несколько проблем. Это и подстраховка ключевого силовика перед 6-7 мая прошлого года, чтобы при любых возможных издержках, гарантирующих инаугурацию, сам надежа и опора политически сохранился. И плюс к тому Подмосковье - слишком чувствительный регион, чтобы доверить его менее надежным союзникам, а то и сдать в руки олигархов, способных в принципе в последний момент выйти из окопов и купить выборы. Однако именно из-за прошлогодней успешной многоходовки одной из первой проблем для связки Путин-Шойгу стали подмосковные выборы.
Воробьев - он, конечно, «свой сукин сын», но потому и поставлен, что неспособен к самостоятельным шагам. Для надежности снабжен инвалидной политической командой из аппарата «ЕР», умеющей лишь спускать любое дело на тормозах и докладывать наверх, как бы чего не вышло. Потому как любая другая свита немедленно сделала бы короля, и Кремлю пришлось бы иметь дело с очередной фигурой, а не просто пешкой, пусть даже и полупроходной.
Так вот, получается, что демарш Собянина снимает если не все, то значительную часть проблем для избрания Воробьева и закрепления столичной области за командой Шойгу. Теперь большая часть интереса СМИ и оппозиционеров будет сфокусирована на выборах мэра, вполне гарантированных, если не считать имиджевого урона и креста на прочих перспективах.
Впрочем, стараниями Медведева (читай олигархата) выборы у нас передвинуты в том же стиле, что и поясное время, - чем хуже для народа, тем лучше для олигархов. Так что и вне зависимости от внимания прессы к политическим клоунам на столичной арене, закулисные игроки могли бы изрядно изгадить провокациям предвыборный отпускной сезон. А если бы удалось раскачать ситуацию, то и выйти из окопа в последние две недели перед выборами 8 сентября. А скорее всего, сразу после. Ведь нынешнее политическое расписание так и составлено, чтобы пик сезона приходился не на выборы, а на уличные разборки после выборов.
После выталкивания на арену Собянина подобное развитие событий ударило бы и по нему, но главное - по интересам его давних партнеров из нефтяных олигархов. То есть, вполне возможно, подмосковные выборы удалось бы сорвать, отменить, переиграть или, что более вероятно, сторговаться о реальных властных позициях при номинальном главе области. Но в ситуации двойных выборов за такой выигрыш пришлось бы заплатить сдачей таких же позиций в самой Москве.
Ради такого укрепления стратегического статус-кво вполне можно было не только заставить Собянина идти на выборы, но даже для стимулирования этого пообещать вывести госкорпорации в более лояльные регионы. Раз уж все равно столичный бюджет достается в управление Капкову, Ликсутову и прочим комиссарам от олигархата.
Так что с перспективами для московских избирателей все, как в той советской частушке: Голосуй - не голосуй, все равно получишь… урезание бюджета, льгот, штатов офисного планктона. Наверное, уж лучше за Собянина, способного прогнуться ради поэтапного отрезания излишков. При оппозиционном выборе москвичей процесс урезания бюджета и льгот будет быстрым и решительным. Тогда можно будет и Госдуму в пользу ОНФ срочно переизбрать, ибо немосквичей среди избирателей много больше, и все они будут аплодировать. А при Собянине будет то же самое, но не срочно, по расписанию.
Опять же и съезд ОНФ, как дамоклов аппарат, подоспел быть подвешенным над интересами небедных друзей Собянина. Думаю, что и все думские фракции при таких раскладах будут намного более лояльными к законопроектам из Кремля или от имени «фронта». Хотя эта лояльность будет только сокращать их собственные шансы. Но чего не сделаешь ради продления статуса и прилагаемых к нему удовольствий.
Ну и на десерт придется разобрать ситуацию с разводом Путина. Придавать этому какое-то большое значение не стоит, но и признать событие неполитическим, сугубо личным или светским никак нельзя. Как индикатор состояния закулисных интриг и связей, невидимых никому, кроме личной охраны, это событие вполне показательно.
Ни у кого и не было иллюзий насчет фактического распада этого брака. Но самому Путину формальный развод был абсолютно не нужен, просто вреден. Как и нежелание, а не невозможность «первой леди» исполнять свои обязанности. Например, культурная программа питерского саммита Двадцатки из-за этого сильно урезана, что вредит и дипломатии, и имиджу России.
Семья главы государства - это политический институт, как бы нам была не мила Раиса Максимовна или наоборот мила Людмила Александровна. При авторитарных режимах, как при Ельцине или в первые путинские сроки, придворные партии имеют такие же формы и механизмы влияния, как и при монархиях. Даже если сам автократ и не желает этого, стремиться жестко разделить двор и семью, политическое и личное. Но если его жена, чьим родственным связям он был обязан своей политической карьерой, такого разделения не желала, то и поделать тут что-то сложно. Ну не разводиться же, ведь еше не одни выборы были впереди. Вот и возникают «партия самого» и «партия первой леди» как когда-то в Лувре или, если поближе, как при Милошевиче, не поминая на ночь глядя чету Чаушеску. У нас в России - это были «едросы» и «эсеры». Известно, что Миронов был на побегушках у Людмилы и тем выслужился до «всероссийской выхухоли».
Никогда наличие фавориток и даже внебрачных детишек у короля, президента, генсека не мешало, а может быть - даже помогало законной супруге иметь и играть свою собственную придворную партию. Примеров в истории предостаточно. Поэтому есть лишь одна причина для формального развода - нежелание государственного мужа и далее играть в эти политические альковные игры, а точнее даже - невозможность в них играть. Поскольку для этого достаточно желания одной стороны и рычагов для давления на мужа, вплоть до требования развода. Хотя поначалу можно отказаться от зарубежных визитов, затем не выйти к Пасхе, и только после этого крайний вариант. А до этого от женской партии была Ксюша на Болоте и отставленная из Совфеда мама Ксюши.
Разумеется, после официального развода Путину будет не легче на саммитах и при визитах, да и для четвертых выборов имиджевые потери ни к чему. Однако, это значит, что продолжение прежних игр для политического выживания - еще опаснее. Сегодня для выживания «короля» ему срочно понадобилась «партия кардинала» - верховного арбитра. Собственно, и не сегодня, а уже давно. Тандем был нужен именно для этого перехода в новое качество, оставив «партию короля» верному местоблюстителю.
И если мы обратимся к историческим прецедентам, то именно для России такой переход успешного правителя из роли «царя», то есть командующего, в роль верховного арбитра - скорее, правило, а не исключение. Вернее, только такой переход и делает правителя успешным, а не проходным. При этом роль «царя» над исполнительной ветвью передается если не сыну, то близкому, но недалекому соратнику (Иван Молодой, Симеон Бекбулатович, Меньшиков, Молотов, Медведев).
Кстати, отставка Суркова четко ложится в эту же линию завершения прежней придворной игры. Теперь нет нужды в посреднике- фигаро, снующем между половиной герцога и его дражайшей половины. Как нет нужды и в сонме состоящих при имиджевом «цирюльнике» менестрелей и трубадуров, призванных воспевать семейную идиллию или, наоборот, заглушать кошачьим концертом звуки пощечин и вопли, доносящиеся из стен дворца.
Должен сознаться, я и сам не сразу поверил в эти изменения. Когда меня спросили, будет ли вместо Суркова Приходько, я тут же ошибся: - Это вряд ли, потому что слишком откровенно представляет интересы одной из глобальных партий. Но таки да, назначили. А это означает одно из двух - либо поляризацию партий (реальных, а не формальных) для активного выяснения отношений, либо разграничение и закрепление ниш между партиями - и уже выяснение отношений внутри самих политических ниш. Судя по интриге с выборами в Москве и Подмосковье, речь идет именно о втором варианте - закрепление ниш за коалициями, а там пусть разбираются внутри сами с собой.
Для июньского вечера и так слишком большой материал, поэтому о Турции и иных внешних полях информационных битв как-нибудь потом. Только замечу, что Эрдоган явно учел и перенял прошлогодний опыт Кремля, преднамеренно спровоцировав протесты в максимально невыигрышное для оппозиции время - задолго до выборов и перед пиком курортного сезона, когда бизнес и всегда лояльные деньгам силовики заинтересованы в быстром прекращении бардака.