Nov 23, 2015 03:07
Государственный музей Л.Н.Толстого (Москва) совместно с выдающимся композитором современности Ширвани Чалаевым реализовал два проекта - постановки опер «Хаджи-Мурат» (2003) и «Казаки» (2008). Первая была осуществлена на пленэре в толстовской усадьбе «Хамовники», вторая увидела свет в день 180-летия писателя и прошла на концертной площадке Государственного музея А.С.Пушкина.
Работа над вторым проектом, как и над первым, была захватывающей. Всю организационную работу и финансовое обеспечение взял на себя музей. От тиражирования нот партитуры, пошива костюмов, печатной продукции до организации самого действа с приглашением известных в стране и за рубежом творческих коллективов - Московский театр «Амадей» под управлением Олега Митрофанова, Симфонический оркестр им. С.В.Рахманинова (дирижер - Олег Солдатов), Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова (художественный руководитель - С.Гусев).
До сих пор в памяти светлый зал Пушкинского музея на Кропоткинской, сотни восторженных глаз, несмолкаемые аплодисменты, но главное - чарующая музыка композитора, незабываемые голоса солистов, блистательное хоровое пение Юрловской капеллы и, конечно, прозвучавший, как эхо гор, как родник живой воды, голос самого Чалаева.
Опера «Казаки», как и «Хаджи-Мурат», была написана в трудные годы, когда полыхал Северный Кавказ, зло, казалось, сильнее добра. Напряжение эпох, переплетение трагических жизненных судеб, сопряжение интересов народов и наций - все это воплотилось в драматургии музыки Ширвани Чалаева. Так может говорить с современником мудрый человек, знающий земную жизнь не понаслышке, проходящий по миру бесконечности через страдание, чтобы призвать современников к пониманию и любви. В музыке Чалаева слышится голос самой Земли, голоса гор и равнин, живой воды и пения птиц. Страдающая душа томится по родному дому, по мирной жизни. Как и у Толстого, у Ширвани «война есть противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». И потому в его операх так много лирики, света, материнской любви, отцовской сдержанности. Перефразируя Пушкина, можно сказать, что порой забываешь мир и в сладкой тишине душа «стесняется лирическим волненьем». В операх, как бы ни был трагичен финал, много света, много мелодий, захватывающих слушателя, «заражающих», употребляя слово Толстого, подлинным искусством - не головным, а органически выходящим из души великого композитора.
Уверен, что придет время, и каждый серьезный театральный коллектив (и не только у нас в стране) сочтет за честь исполнить оперы Ширвани Чалаева. Сознание радости, что я знаю этого человека и по мере сил смог помочь ему.
Виталий Ремизов, директор ГМТ