А точнее эта фамилия- планетарная. Мне посчастливилось с ним общаться, слушать его выступления, читать о нем, смотреть фильмы и передачи о нем, а главное- ассистировать ему в его уникальных операциях!
Сибирский город Курган стал во второй половине ХХ века и в начале ХХ1 века Меккой не только для тысяч пациентов со всего мира с переломами костей и деформациями опорно-двигательной системы, но и для нас- травматологов-ортопедов всех возрастов из многих стран. Миллионы излеченных по всему миру с использованием аппарата Илизарова! Общество друзей Илизарова в Италии и других странах! Во всех странах мира, во всех учебниках и руководствах по травматологии и ортопедии написано о методиках Илизарова! Его имя на веки в скрижалях мировой ортопедии и травматологии! Никто в мире до Г.А.Илизарова и после него из практикующих врачей не достиг при жизни подобной ему всемирной признательности! И, вряд ли, кому-либо в мировой истории из докторов удалось в провинциальном городке, в большой дали от столицы, создать научно-исследовательский институт высочайшего научно-практического уровня! «Это учреждение мирового уровня» (Доктор Ганг Ли из Белфаста). Институт, основанный на применении всего одного аппарата! «Гениальный человек, живя и творя, жертвует своими личными интересами рады блага всего человечества» (Артур Шопенгауэр).
А какие огромные были преодолены им препятствия, сложности, трудности и даже коварства, направленные против него и нового направления в травматологии и ортопедии? Не было подобное в истории и вряд ли еще такое повториться! У Советской эпохи были свои пороки, но были и свои пророки и свои преимущества! Мои строки- эта попытка тезисно поведать современникам о гениальном Гаврииле Илизарове, который школу-то стал посещать лишь в одиннадцатилетнем возрасте, ибо родился и рос он шестым ребенком в очень бедной семье тата из Дербента, был пастухом, учился в Буйнакском медрабфаке, а затем в Крымском медицинском институте и эвакуировался в Казахстан, работал в районной больнице Долгово Курганской области, а затем переведен в Курган. Илизаров- явление уникальное в мировой травматологии и ортопедии!
…Был я направлен в Курган на курсы усовершенствования по компрессионно-дистракционному остеосинтезу по системе Илизарова из Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии, где работал тогда старшим научным сотрудником.
Встретил я там и заведующего ортопедическим отделением Горьковского научно- исследовательского института Абакара Алиева. Ныне он- профессор, заведующий кафедрой Дагестанской медицинской академии.
Задолго до этой поездки в трудах всесоюзной научно-практической конференции: «Теоретические и практические аспекты компрессионного и дистракционного остеосинтеза» (Курган,1976 г.) были опубликованы и мои тезисы «Дистракция в хирургии кисти». Летел я в Курган с большим волнением, ибо противников и скептиков его методик и системы в стране были еще не мало. Не солидно повели солидные коллеги, организовав против Илизарова и его методик обструкцию. «Его травили, не признавали, не печатали, …не верили ему, считали шарлатаном. Время все поставило на свои места. Выходец из дагестанской глубинки, попав в сибирскую тьмутаракенье, где запросто можно было бы спиться, остаться в забвении, он достиг мирового уровня признания, навечно вписав свое имя в список величественных травматологов мира» ( А.Ш. Боруховский , коллега по райбольнице Дороховка).
Первое потрясение- это тесный, но уютный научно-исследовательский институт клинической и экспериментальной травматологии и ортопедии в Кургане, и огромное число пациентов с аппаратами Илизарова в транспорте, ресторанах, магазинах, гостиницах, а в приемной Гавриила Илизарова- огромная очередь пациентов, и он их принимал до 2-3 часов ночи, а утром он уже в операционной! Это не объяснимо. Откуда силы? Одержимая работоспособность! Влюбленность в профессию и жажда помочь страждущим! Он не жалел себя и говорил «пока жив хочу определить все возможности аппарата и системы»; не одобрял использование иных методов лечения в институте. Аппарат с перекрещивающимися спицами в кольцах был необычайно простым и невероятно многофункциональным, но требующего большой вдумчивости и постоянного наблюдения. Илизаров и коллеги назвали аппарат «детским конструктором» из-за его многообразия конструктивных и функциональных возможностей. Сотни комплектаций, изобретений и патентов; тысячи статьей, диссертаций и выступлений.
Второе потрясение- наличие в институте иностранных врачей и пациентов. Это в советское-то время! Я видел итальянских матерей, приехавших к доктору Илизарову со своими низкорослыми детьми, страдающих хондродистрофией (карликовостью). С салфетками на коленках они обедали в подоконниках института, оставаясь всегда элегантными. Я-то полагал, что Италия-эта страна Апполонов. Вероятно, сильное впечатление в мире и, особенно, в Италии произвела статья «Микеланджело в ортопедии» выдающегося журналиста и путешественника Карло Маури, которого Илизаров поставил на ноги после сложного перелома лодыжек и множественных операции в различных странах в этой связи.
Третье потрясение было от скромности, доступности и величии Гавриила Илизарова. Никакой маний! Простые костюмы и самые простые часы. У него были мощные усы, потрясающая улыбка и цепкий взгляд. Дети бывали в восторге, когда Илизаров посещал детские палаты. С ними он становился озорным. Они просили его показывать фокусы, на что он был большой мастер.
И главное потрясение заключалось в том, что работы Г.Илизарова и его учеников убедили медиков, биологов и физиологов в колоссальной пластичности костной ткани. В институте были мощные лаборатории, виварий, экспериментальное отделение, отличная библиотека, производственное предприятие по выпуску аппарата. Нам читали лекции артистичный профессор Дмитрий Ли, Анатолий Барабаш, Владимир Шевцов, Борис Константинов и, конечно же, и сам маэстро Гавриил Илизаров.
Ранее казалось, что кость-эта инертная, неизменная и устоявшаяся структура организма. В реальности, оказалось, что кость- самая динамичная и самая воссоздаваемая и восстанавливаемая ткань в человеческом организме. Сломанные кости срастались не только при сжатии в аппарате, но, что удивило нас- травматологов- и при растяжении, но в статусе стабильной фиксации отломков. Оказывается кость, сосуды, нервы, сухожилия можно удлинить путем постепенного растяжения. Илизаровцы удлиняли людей на 10-20-25 см, а при вторичном и третичном заходе- еще более! Выращивали стопу из культи! Растили пальцев рук и ног! Увеличивали толщину кости и объем конечности. Восполняли дефекты костей даже при остеомиэлите! Все это казалось невероятным и не укладывающим в устоявшиеся каноны. С юмором рассказывали нам и о попытке одного богатыря «укоротиться».
«Кость, доселе считавшаяся мало податливым органом, в руках умельцев при применении компрессионно- дистракционного остеосинтеза превращается чуть ли в глину, какую-то пластическую массу, легко поддающаяся изменению. Я в полном восторге от успехов, достигнутых школой Илизарова!» (Воронцов Л.Д., профессор). «Эта великолепная работа. Это искусство, и этому искусству надо учиться» (А.И.Казьмин, профессор).«Аппарат Илизарова- это только ключ, который открыл путь совершенно новому направлению в ортопедии и травматологии» (А.А.Девятов, профессор).«Умение лечить переломов из искусство превращается в точную науку. Для этого необходимо знать законы физиологии и регенерации костной ткани» (Г.И.Лаврищева, профессор ).
Аппарат особо востребован в военной травматологии. Открытые и огнестрельные переломы, ложные суставы и дефекты костей с гнойными осложнениями - суперпроблема в медицине даже и сегодня в век мощнейших антибиотиков и антисептиков. Таким пациентам безуспешно проводили и проводятся десятки операций в самых различных клиниках . Велико число тяжелых переломов, осложнений и инвалидности при этом. Аппарат Илизарова и его методики при этом играли, играют и будут играть большую позитивную роль в мировой практике.
Старшее поколение помнят судьбу легендарного легкоатлета, двукратного олимпийского чемпиона по прыжкам в высоту Валерия Брумеля, который страдал посттравматическим остеомиелитом и ложным суставом большеберцовой кости. В течение 10 лет никто в мире не мог перепрыгнуть Брумеля! После автоаварии у него произошел открытый перелом костей голени, осложненный остеомиелитом. Не удавалось его вылечить в Москве. Гавриил Илизаров применил ему уникальнейшую для тех лет операцию (билокальный компрессионно-дистракционный остеосинтез). Он удалил нагноившиеся концы кости и рассек (остеотомия) выше большеберцовую кость и медленным удлинением кости восполняли дефект. Результат фантастический. Валерий Брумель стал вновь прыгать! Об этом была написана книга и снят фильм. Именно тогда имя Илизарова стало планетарным. И началось всемирное паломничество в Курган.
Именно в этот период признания я и был в Кургане, но до этого драматичной была дорога к признанию Илизарова и его метода. Сильные мира в медицине тех лет подвергали его даже остракизму, называя слесарем и авантюристом, обвиняли даже в плагиатстве. Однако Витмозер и Монтичели (наши публиковали статью о том, что они ранее Илизарова пользовались таким же аппаратом) не согласились с таким обвинением в адрес Илизарова. Столкновения были очень серьезными и с очень могущественными оппонентами.
Ничего нового в этом не было, ибо любое новшество в мире проходит в консервативном сообществе коллег три этапа: этого не может быть никогда, иногда это может быть и как же без этого. Ныне илизаровская система лечения переломов и ортопедических деформаций являются всеми признанными, но не во всех случаях. У нее есть свои показания и свои ограничения. Да, и сам Гавриил Илизаров предостерегал коллег не считать его систему панацеей. Это верно на все времена и для всех методик. Да, и не простая эта методика. Нужно за пределами кости регулировать процессом регенерации кости, предотвратить инфекций вокруг спиц, сохранить напряженность и стабильность за все период лечения. «Ни одна швейная машина, если не знаешь ее, не сошьет хорошего костюма, даже из хорошего материала» (Г.А.Илизаров) .
А наиболее памятным для меня была встреча с самым Гавриилом Илизаровым. И я стал в большой очереди. Зашел. Он встал и пригласил сесть. Более часа продолжалась наша встреча. Он благодарно вспомнил мою статью о дистракции в хирургии кисти, сказав: «Я еще до кисти не добрался». Узнав, что я из Дагестана, Гавриил Абрамович заинтеросовался всем, происходящим в Дагестане. Предложил даже бы без единого рубля из бюджета Дагестана в Каспийске построить Северо-Кавказский центр травматологии и ортопедии, если руководство Дагестана проявит интерес, ибо к нему с очень большим почтением относятся руководители страны. Я отправил письмо об этой встрече к руководству Дагестана, но не получил ответа. Высокомерие, равнодушие и высокомерие у наших чиновников за пределами человеческой логики. С этим я сталкивался много раз.
А в завершении встречи я подарил Гавриилу Абрамовичу чернильный набор уницукульского производства, а он подарил мне фотографию с надписью «Родному Дагестану и замечательному многонациональному народу страны гор с любовью и с самыми добрыми пожеланиями». Позже при встрече в Москве Г.А.Илизаров спросил меня: «-А не хотите ли поехать в Курган на работу?». Я поблагодарил великого земляка и остался работать в ЦИТО, ибо должен был думать не только себе, но и о семье своей.
«Я был в большой дружбе с этим великим врачом и ученым. Такие личности рождаются раз в столетии. Бывал у него в Кургане, вместе с ним во многих странах мира, в родном Дербенте. Гавриил Илизаров бывал у меня в гостьях вместе с Расулом Гамзатовым и его супругой Патимат Саидовой. Великий поэт даже публиковал в газете «Правда» стихотворение, посвященное великому доктору. «…А в Курган я приеду, зови и не зови И скажу: «Моё сердце утешь ты, Человек, превеликою силой любви Возвращающий людям надежды» . Гавриил Абрамович был замечательным собеседником с большим достоинством и внутренней свободой. Его влюбленность во врачебную профессию была фантастической. Всюду к нему пациенты и коллеги приходили с просьбой, надеждой и за знаниями. Он никому не отказывал» ( профессор Борис Нувахов, друг Гаврила Абрамовича и автор книги «Доктор Илизаров»).
В Международной энциклопедии по ортопедии «Кто есть кто?» из России включены имена всего четырех ученых: Г.И.Турнера, Н.И.Пирогова, К.М.Сиваша и Г.А.Илизарова.
В 1993 году я был приглашен для внедрения методик Илизарова в клинику травматологии и ортопедии медицинского факультета Черноморского технологического университета (Турция). С огромным интересом слушали турецкие коллеги моих лекций об Илизарове и его системе лечения травматолого- ортопедических пациентов. Особый интерес они проявляли к практическим занятиям. Турецкие коллеги стали с большим успехом использовать дизайнерски улучшенный аппарат Илизарова в своей повседневной практике.
«Гавриил Илизаров- крупная личность, самобытный гений и великий врач ХХ века. Титан. Такие личности- штучный товар исторического процесса. В веках их было не более ста из нескольких миллиардов живших…Он был гениальный и одновременно обычный человек» (профессор Анатолий Каплунов). «Он не просто врачует болезни, он исцеляет человека» ( Дмитрий Шостакович, композитор).
Кандидатскую его диссертацию признали докторской. Редчайший случай в научном сообществе. Я читал эту огромную работу Илизарова. Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда, член-корреспондент АН СССР, Академик РАН, Заслуженный изобретатель РСФСР И СССР, Депутат Верховного Совета СССР и РСФСР, Заслуженный деятель науки РСФСР, почетный член многих зарубежных академий, удостоенный орденов и медалей многих стран… Как он успел сделать так много в короткое время жизни вдали от столицы? Не вероятно! «Гений- это высшая способность концентрировать внимание на изучаемом предмете» (Иван Павлов, лауреат Нобелевской премии, профессор по физиологии). Феномен, величие и отважность Илизарова еще предстоит постичь!
Почему работы Гаврила Абрамовича по ранее неизвестному управляемому костеобразованию и взращиванию кости, мышц, нервов и сосудов не были выдвинуты на Нобелевскую премию? Мне это не понятно, хотя догадываюсь об идеологических догмах и барьерах тех лет.
«В мировой травматологии и ортопедии не было и вряд ли будет фигуры более значимей, чем Гавриил Абрамович Илизиров!» ( профессор Вячеслав Ключевский из Ярославля на похоронах коллеги и друга)