Сегодня я была на первом собрании Дагестанского культурно - исторического общества, оно проходило в университете. Председателем этого общества выбрали президента республики. Не помню название всех организаций, но 17 солидных учредителей. Заметила, что если какая-то идея президента поначалу рождает скептическое отношение, вызванное опытом многолетнего отношения власти к культуре как к некой фигуре украшения и обрамления, надо слушать лично Р.Г. Абдулатипова. Даже не верится, что руководитель такого уровня не на словах, не в малом приближении, не по остаточному подходу, а с полным пониманием фундаментального значения культуры в жизни общества строит свою политику. Можно сказать, что это политика модернизации общества, потому что иначе, без преобразований в головах все реформы обречены на короткую жизнь. Можно сказать, что это модернизация власти, потому что нет в нашей политике традиции рассматривать культуру как приоритет и так последовательно и масштабно воплощать в жизнь это понимание, причем слово и дело идут рядом. Эта быстрота воплощения мне особенно импонирует. Мне нравятся выступления президента - это уже третье я слушаю: в университете на конгрессе интеллигенции, во время встречи с женщинами в здании Кумыкского театра и сегодняшнее. Абсолютно четко можно выделить две особенности его выступлений. Первая: под каждую идею всегда дается убедительное обоснование: социальное, психологическое, философское, культурологическое, педагогическое. Все эти умные слова я сейчас вспомнила, осмысливая, а там слова просто воздействовали и всё. Все эти научные слова вроде бы существуют сами по себе и не кажутся каждому нужными ему лично. В выступлении (рассуждении, объяснении) Р.Абдулатипова есть помимо выразительности речи и ясности та органика, которая возвращает пульсацию жизни во все, о чем идет речь. А пульсация возвращается не только из -за личной убежденности говорящего, а потому что наше фрагментарное сознание вдруг удивительным образом обретает соединительную ткань. Отсюда особая атмосфера слушания, когда все слушают, как один человек, и это человеческое начало, снимающее все социальные роли, рождает особое чувство. Как бы его точнее объяснить? Может, это мое субъектное впечатление, но не думаю. Это чувство я бы сравнила с состоянием, когда больной или находящийся около больного, уже привыкшие к бесконечности болезни, вдруг находят внутреннее успокоение. От понимания, что все не называемое названо, и путь лечения выбран правильный. Неназываемое- это не то, что вы подумали. Это не разоблачения, не вскрытие коррупции, не факты. Многие явления и проблемы в публичном обсуждении на политическом уровне уже мертвецы, потому что личности, озвучивающие проблемы, живут параллельно от них, потому что эти слова практически никого и ни к чему не обязывают. И вдруг озвучиваются слова, которые существовали в свернутом режиме или режиме внутреннего монолога, обращенного к каждому , о том, что казалось важным для личного понимания и переживания , семейного, общего осмысления. То, что понималось как важное для государства, но в результате всеобщего отчуждения ставшее пустым словом, осмысливается как личная всеобщность. В общем, я еще не могу точно это впечатление объяснить, но это как явление насущного, умалчиваемого как незначительное внешне, при всей его внутренней важности.А может, дело в том, что мы имеем дело с феноменом коллективного со-осмысления и сопереживания проблемы? Все эти бесконечные конференции и правильные доклады с умными словами не производили такого впечатления. Может, дело еще и в том, что в выступлениях Абдулатипова есть абсолютная открытость, безоглядность, а значит смелость быть самим собой. У меня, например, после опыта выступлений в прессе в бытность мою начальником инф. управления сформировался внутренний цензор: надо думать, как это слово или выражение могут переврать журналисты или специалисты по грязным информационным войнам. Это мешает. конечно, нормально строить выступление. Коронный прием таких "специалистов" - вырвать слово, фразу, а порой и предложение из контекста, проигнорировать интонационный смысл или переделать его на свое усмотрение. Так вот, мне нравится, что этого негативного влияния недоброжелательной прессы или возможно таковой прессы на выступления президента нет. Его открытость не меняется, в это и доверие другим , и верность себе, и смелость.
И, конечно, нравится его самоирония и умение тонко чувствовать зал, видеть тех, кто с ним общается и иногда комментировать, озвучивая реакцию нашего внутреннего барометра на показатель "фальшиво- верно"
В общем, долго я над этим размышляю, потому что коротко не научилась формулировать. Дальше я для быстроты заполнения блога расскажу при помощи РИА Дагестан, благо там все подробно рассказано о содержании выступления Г.Абдулатипова.
Отмечу лишь, что идея создания такой организации мне нравится, и вот почему. В республике помимо государства и официальных структур, занимающихся культурой, появилось много общественных организаций и просто отдельных подвижников, которые уже на слуху у всех, которые очень много сделали для развития культуры: это художники, галеристы, писатели и поэты, музейщики, ученые. Зарема Дадаева, Джамиля Дагирова, Марат Гаджиев и многие-многие другие. Пора власти увидеть их работу, поддержать, объединиться. Я думаю, помимо поставленных задач, новая организация выполнит и эту объединяющую роль, позволит стать хозяевами положения не тех, кто паразитирует на словах и идеях, а тех, кто реально занимается делом.
Из хроники РИА Дагестан:
Новая общественная организация республики создана в целях консолидации сил и стремлений дагестанцев в деле изучения и популяризации истории и культуры Дагестана, для сохранения национальной памяти, обычаев и традиций, развития уникального этнокультурного своеобразия и самобытности дагестанских народов.
Обо всем этом говорили сегодня представители научной и культурной интеллигенции, органов власти республики, общественные деятели в ходе собрания, прошедшего в ДГУ. По своей сути оно было организационным: в первой половине собрания были избраны председатель - им стал врио Президента РД - и сопредседатели общества, утвержден Устав организации, избрана ревизионная комиссия.
Идея создания Общества, по словам главы Дагестана, возникла очень давно. В своем выступлении перед членами новой организации Рамазан Абдулатипов обратил внимание собравшихся на то, что без популяризации истории и культуры Дагестана невозможно будет добиться устойчивого развития региона. «В Дагестане сегодня происходят существенные изменения. Во главе республики - бывший ректор университета, во главе города - тоже ректор университета, глава администрации Президента и правительства РД - ректор университета. Когда такое было в Дагестане? Важно, чтобы приход научной, творческой интеллигенции во власть оправдал себя. Тогда это будет означать, что в Дагестане возможна новая модель власти. Хотя и до нас тоже было очень много приличных, грамотных людей. Магомедали Магомедович был академиком жизненной дагестанской мудрости в самые тяжелые годы, Муху Гимбатович - доктор философских наук, Магомедсалам Магомедалиевич - доктор экономических наук. Сегодня очень важно осмыслить историю того, как мы попали в смутные времена, когда произошел развал всех основ развития общества. Кроме того, нам надо осмыслить то, как выйти из этого смутного состояния, сохранив Дагестан. Сколько потребуется родниковой дагестанской воды для того, чтобы отмыть от воздействия смутных процессов дагестанское общество? И если сегодня общество будет лишь наблюдать и давать оценку нашим действиям, то мы не отмоемся никогда. Формирование культурно-исторического общества - это, прежде всего, попытка взять из истории потенциал для обновления республики», - подчеркнул врио Президента РД.
«Пророк (с.а.с.) говорил: «Бойся невежественных - от них все проблемы». А еще говорят, самая большая нищета - это невежество. В Дагестане это порицалось исторически. Но как победить это невежество сегодня? По любой религии верующий человек - это чистый человек. Мне бы хотелось изменить методику написания исторических учебников, исходя из того, что основа развития человеческого общества - это культурный процесс. Важно помнить, как обустроена жизнь народа, как народы общаются друг с другом, каковы их традиции. Культура - это и есть продолжение, воспроизводство, обновление традиций. Сегодняшнему же обществу грозят нетрадиционные системы. Важно провести культурно-исторический анализ, идти вперед, не задерживаясь, не впадая в крайности традиционного общества, но сохраняя накопленные тысячелетиями знания», - констатировал глава республики, отмечая необходимость обеспечить преемственность связей между поколениями. В очередной раз Рамазан Абдулатипов сделал акцент на важность сохранения родных языков. Нельзя утратить возможность прочитать Расула Гамзатова на родном языке, Омарлу Батырая - на даргинском, мужественную поэзию Ирчи Казака - на родном, кумыкском языке, Сулеймана Стальского - на лезгинском. По словам врио Президента РД, это величайшее благо. Очень важно при этом помнить об историческом единстве дагестанского народа: «Почти на 70% языковая основа у дагестанских языков идентична. А если взять уклад жизни народов Дагестана, то они еще ближе друг другу. Проработав 10 лет, я написал книгу «Мой дагестанский народ». Ни аварский, ни лезгинский, ни даргинский, а дагестанский! На основах каждого отдельного народа республики мы исторически формировались как единый народ. Мы говорим об идентичности, но в Дагестане пока не исследована на должном уровне проблема идентичности - культурной, религиозной, гражданской. Мы должны беречь дагестанское культурное пространство. Однако если посмотреть на столицу республики, то можно сделать вывод, что в Махачкале нет ни одного дагестанца. Этот город не является дагестанским ни по каким признакам. В связи с чем мы решили объявить международный конкурс и заняться проектированием городской среды. Агломерацию, в которую будут входить все близлежащие города республики, можно создать как единую культурную среду, обеспечив соответствующей инфраструктурой. Мы найдем на это средства. Сегодня же мы потеряли и свое, и ничего прогрессивного по-настоящему не заимствовали. Но ведь у нас есть перспективы. Считаю, что одна из задач созданного сегодня культурно-исторического общества - это проектирование культурной среды на основе наших традиций и современных достижений. При этом важно, чтобы никто не был превращен в объект истории, а все выступали субъектами исторического процесса. Если человек будет подключен к этому процессу, он не станет вредить Дагестану».
Мне бутылки очень мешали фотографировать. Слева- наш выдающийся археолог, академик Хизри Амирханов
Вот и Джамиля Дагирова, которая столько сделала для поддержки художников, хозяйка Первой галереи. Она напомнила, что в Дагестане 50 музеев, и нет хотя бы отделения по подготовке специалистов по музейному делу. Президент обратил на это внимание, поддержал идею. Вот бы еще отделение переводчиков на фил.факе открыть...
Как всегда, было великолепно выступление в защиту родных языков Гамидулаха Исмаиловича
"О значимости изучения родных языков в семье и в школе говорил и директор научно-исследовательского института педагогики им. А.А. Тахо-Годи, депутат Народного Собрания РД Гамидулах Магомедов: «С моей точки зрения, очень важен принятый по Вашей, Рамазан Гаджимурадович, инициативе Закон «Об ответственности семьи за воспитание и образование детей». Если мы не будем признавать в качестве основы владение родным языком, то никогда человек не будет воспитанным в полной мере. Мы должны привить любовь к малой родине, к республике и к России в целом. Должно быть три единства - родная культура и родной язык, русская культура и русский язык и общечеловеческая культура. Сегодня мы имеем слаженную систему этнокультурного образования республики. В других субъектах мы такого не найдем. Вместе с тем нам надо поднять статус родных языков. Они должны быть обязательной дисциплиной. Владимир Путин, когда ему преподнесли стандарты образования первого поколения, сделал замечание по поводу отсутствия там пунктов о родных языках: «Это большое упущение в законе. Россия богата не только природными ресурсами, но и традициями, культурой, языками. Это ее делает непотопляемой». Сегодня в приоритетной программе врио Президента РД «Просвещенный Дагестан» есть подпрограмма по развитию народных языков и целевая программа «Русский язык», потому что и русский язык в Дагестане тоже относится к родным. Хотелось бы, чтобы мы вместе работали над воспитанием наших детей, основываясь на лучших традициях наших народов, а это невозможно без знания родных языков».
замечательный был выступающий: он готовит книгу. серию книг, о подвигах наших солдат в годы Отечественной войны. Он просто не может спать ночами, потому что потрясен подвигами наших солдат, о которых написано почти ничего. С фамилиями на букву "А" том уже подготовлен...
" В ходе собрания глава Дагестана сообщил о подготовке Указа о борьбе с невежеством и экстремизмом.
«Мы должны встречаться, обмениваться идеями, предлагать то, что еще не исследовано, ново. Например, я выдвигаю идею создания Дагестанского театра поэзии. И я жду от вас инициатив. Власть нуждается в этом. Мы все нуждаемся в приобщении к истории, культуре. Вместе мы должны работать над тем, чтобы воссоздать нашу дагестанскую общность, общность людей, исторически известных как величайшие мастера, ученые, поэты. С такими характеристиками Дагестан заслуживает совершенно другой жизни. К этому, набравшись терпения, надо постепенно идти. Каждодневно своими руками строить свой Дагестан, свое село, свою семью», - обратился к участникам собрания врио Президента РД.
Завершая первое учредительное собрание Дагестанского культурно-исторического общества, глава республики отметил, что организация создана для того, чтобы дагестанское общество получило бы некий интеллектуальный, нравственный, философский импульс для дальнейшего развития: «Без этого прожектора очень трудно будет продвигаться дальше. Конечно, за короткий период мы можем построить, и мы это сделаем, 25 детских садов, десятки школ, отремонтируем больницы, построим новые дома и дороги, но очень важно, чтобы во всем этом участвовал сам человек, чтобы он становился лучше. Если этого не случится, тогда все, что мы сделаем, не будет служить Дагестану. Мы утонем во взрывах, разбирательствах, кражах, унижении. За шесть месяцев работы больших успехов достичь невозможно. Но то, что руководство страны приняло новую модель развития Дагестана - более того, председатель правительства РФ сказал, что всем нашим регионам надо перейти на такую модель, - это означает, что у нас есть шансы не быть всегда в отстающих. Мы должны продвигаться, причем по линии просвещения и образования. При этом мы должны быть единым народом. Мы не зря создаем дагестанские музейные центры, отдавая под них лучшие здания. Нам необходимо составить перечень имеющихся музеев. В одном из самых далеких сел Тляратинского района - Камилюхе - был один из лучших краеведческих музеев. Он держался на энтузиазме одного учителя. Учителя уже нет. Благодаря единицам людей мало что можно создать. Должна быть преемственность. Без нее нет культуры, нет семьи, нет рода. Наше культурно-историческое общество создано, чтобы обеспечить эту преемственность, которая повысит уровень достоинства и благополучия нашего народа».
Это фотография и.о. ректора ДГУ Магомеда Магомедовича Гасанова. Я его очень ценю, не только за ум и ответственность, но и за порядочность, за то, что без волокиты и бюрократизма решает все сложнейшие вопросы, вникает во все проблемы преподавателей и студентов и решает их по справедливости.
Единственное, что мне не понравилось, что неправильно посадили женщину. Выбрали Татьяну Владимировну секретарем собрания и посадили ее не за общий стол, а куда-то на кулички. Смотрите второй снимок сверху