В горах мое сердце

Apr 10, 2013 09:56

Народная артистка Дагестана Лариса Гаджиева относится к категории тех людей, которых называют достоянием республики, ее золотым фондом. Редкое сочетание таланта, молодости, ума, красоты, успеха. Лариса, солистка Дагестанской государственной филармонии им. Татама Мурадова, - единственная из певцов, кто в 30 лет получил звание народной артистки РД. Феномен всенародной любви к исполнительнице  лакских песен, независимо от национальности слушателя, объясняется не только уникальностью голоса Ларисы. И самый большой талант может потерять свою ценность, если он не оттачивается трудом и поиском, уважением к своему слушателю и чувством ответственности перед ним. У Ларисы Гаджиевой есть еще один счастливый дар - умение работать над собой, стремление совершенствоваться. Сегодня она практически единственная на дагестанской сцене, кто не оскорбляет свой дар пением под фонограмму, кто бережно  сохраняет народную песенную культуру, воспитывает любовь к ней, держит высокую планку исполнительского мастерства в кризисный для развития народной культуры период.
Лариса Гаджиева родилась и выросла в знаменитом высокогорном лакском ауле - Хосрех. Не село, а Кастальский ключ: родина поэтов, композиторов, певцов. Там на свадьбы певцов не принято приглашать: тамада ткнет в любого, и он запоет. Хосрех -это творческая Мекка всех лакцев.  Загадка: то ли село знаменито людьми, то ли Богом поцелованные люди рождаются в особом месте. Может, вода там звонче и чище, травы зеленее, небо, зовущее, как музыка. Пробежался ребенок по альпийским лугам - и уже особенный. Лариса, окончив школу с отличием, могла бы стать физиком или врачом. Прочил учитель физики своей любимой ученице блестящую карьеру физика-исследователя, но, подав документы в медицинский институт, Лариса случайно оказалась в музыкальном училище. Это нам так кажется, что случайно, а Фаина Графченко уверена: так захотел кто-то свыше. «В первый раз я ее услышала её, когда ей было всего 13 лет, и было это на 50-летии Мазагиба Шарипова, где я выполняла роли режиссера и ведущей концерта. Я не все помню в своей жизни, но пошагово могу вспомнить ее выступление. Это была последняя репетиция перед сборным концертом. Как всегда, кто-то шумел и в зале, и на сцене. Вышла маленькая девочка с кругленькими щечками. Я, стоя вполоборота, сказала: «Пойте!», потому что знала, ничего не услышу стоящего, давно ни от кого не слышала. Даже не посмотрела на нее. И вдруг взвился первый аккорд- я замерла… Второй звук, еще..- и в воздух полетели серебряные нити. Боже… Чистота абсолютная!... Это и есть божий дар. На сцене стояла девочка - ангел, и все, затаив дыхание, ловили «дождей серебряные нити». А когда она вступила в припев, я заплакала. Меня словно в кокон обернули, и я не могу ни двигаться, ни смотреть. Песня закончилась, все аплодируют. Я говорю ей: «Девочка, ты еще что-нибудь можешь спеть?» - «Могу». -«Пой!». И она еще две песни спела. И я взяла ее за руку и говорю всем: «Запомните это имя - Лариса Гаджиева. Она станет известна, и вы не раз еще будете рукоплескать ей. А тебе, девочка, я желаю замечательной дороги. Не жди, что она будет легкая, но пусть она будет красивой»
***
Талант требует характера, упорства, стремления к росту. Лариса получила академическое образование, закончив с отличием не только музыкальное училище Махачкалы, но и прошла полный курс профессиональной переподготовки в Ростовской консерватории (академии) им. С.Рахманинова по классу «народное пение». Стаж работы Л.Гаджиевой начинается еще со студенческих лет - 10 лет в театре оперы и балета и 8 лет в Государственном хоре Республики Дагестан.
В 2002 году вышел первый студийный альбом певицы -«Я вернулась», через два года  выпущен альбом «От сердца к сердцу», записанный в московской студии «ST». Затем последовали новые сольные концертные программы: «Пусть звёзды счастье всем несут» (2005), «Хосрех - душа моя!»  (2007), «Войди в огонь, в котором я горю» (2011), «Исповедь» (2012). Каждый сольный концерт Ларисы - событие в культурной жизни республики, и всегда - это новые песни. Работоспособность потрясающая, превышающая обычные человеческие возможности. Если в репертуаре певцов около тридцати песен, чаще всего повторяющих друг друга (а многие из них остаются исполнителями одного-двух хитов), то у Ларисы их более двухсот. Среди них старинные лакские песни и современные песни наших композиторов: Ширвани Чалаева, Мазагиба Шарипова и др. Каждая песня - подлинное произведение искусства, рожденное взыскательностью отбора, высокой культурой исполнения, умением выразить певческую душу народа, его боль и радость, его печаль и раздумья, пожелания и надежды. А иначе и быть не может, если нам  в наследство достались песни Щазы из Куркли, Патимат из Кумуха, Тагират Магомедовой, Сапижат Османовой, Марьям Дандамаевой и других.
«Ранней юности любовь, Видно, точно цепь, куется. Как ни рвут ее потом - Цепь нигде не разорвется. Веру первых, ранних лет Серебром, как видно, кроют. Как ни трут ее потом, Серебра вовек не смоют»…
Каждая из песен Ларисы неповторима, потому что исполняется на произведения лучших поэтов: Магомед-Загида Аминова, Мирзы Магомедова, Абачары Гусейнаева и прежде всего Сибирбага Касумова, чей поэтический талант тоже помог раскрыться ее голосу. В свою очередь, многие стихи Сибирбага написаны специально для певицы. Когда поэт ориентируется на определенный исполнительский дар, когда исполнитель находит своего автора, это взаимно обогащает, раскрывает новые грани возможностей творческих людей. Самый прекрасный голос обречен не состояться, если нет вкуса к слову. Лариса очень взыскательна к слову, зная, что только поэзия высокой пробы дает долгую жизнь песне. Многое в ее судьбе значила встреча с Фаиной Графченко, народной артисткой РД, заслуженной артисткой РФ, первой и до сих пор единственной на Северном Кавказе профессиональной исполнительницей поэтических произведений, великолепным знатоком литературы. Она начала работать с певицей, когда Лариса только начинала свой творческий путь. Да, счастлив тот, у кого окажется Учитель, проводник, не потакающий, не купающийся в лучах славы ученика, а имеющий свое имя, требовательный, умеющий вести через испытание медными трубами, пробуждать недовольство собой и превращать его в новые победы и обретения.
       Легко ли понять духовную жизнь народа, а тем более творить ее? Без встречного усилия войти в это живое поле бессмертия невозможно. Фаина Федоровна, тончайший знаток и ценитель слова, понимала: искусство певца - это и вкус к слову: «Лариса шла от известного к неизведанному, она входила в огромное пространство извлечения своих духовных возможностей, приходила к этому через этапы познания. Я вводила ее в мир, который ей предстояло открыть, чтобы творить в полную силу. Это был тяжелый путь. Я забирала ее к себе, мы много читали, я не давала ей покоя. Читала день и ночь, будила среди ночи, когда она засыпала в изнеможении, читала, объясняла, но никогда, никогда она не говорила мне: «Зачем мне это знать!»
Работая над стихами лакских поэтов, Лариса сначала переводит их на русский язык, знакомится с ритмикой, содержанием, образами. Погружаясь в стихию родного языка и его глубины, работая над каждым словом и звуком в процессе перевода, порой беспомощно останавливаясь перед непереводимостью, невозможностью найти хотя бы приближенные к оригиналу созвучия и образы, Лариса открывала величие своего языка. Еще нет поэтических переводов новых стихов Сибирбага Касумова, еще ни перед одним переводчиком не лег подстрочник поэта, а Лариса начинает с его составления работу над песней.
«Друг мой! Говорят, есть чинар в саду твоей   любви. Вырвался он из тесного сада в поле и растет там, вдалеке. Не я ли это, обессилевшая от твоей любви? Слово молвить - нет живой души вокруг, брожу одиноко. Есть, говорят, одна звезда, Вдали от всех находится она, Нет родной души во всем мире, - сама себе светит. Не я ли это? Обожженная пламенем твоей любви, Душа моя выгорает, и никто потушить не может. Один сокол, говорят, есть, по оврагам, рытвинам поет. Синее небо огнем горит - негде ему летать. Не я ли это, чья душа на куски разорвалась, От любви одурела,  с ума сошла и бродит по свету…» («Разве это я?»
Как величественен, оказывается, родной язык! Любой перевод - бледный слепок с живой, полнокровной, мощной языковой стихии народной песни, доступной только владеющим всеми сокровищами языка. Неоткрытая Атлантида, ожидающая своего часа, и, может быть, никогда и никем не явленная миру, непереводимая поэзия… Разве можно передать бездну смыслов, заложенных в образах на родном языке, в его потрясающей звукописи, в аллитерациях, в которых звучит ритм сердца, голос любви к родине! Человек, утративший язык, любовь к отчизне - не гражданин. А если не гражданин, значит, нет у тебя под ногами земли, нет любви, которая делает крылатыми.
«Здравствуй, еще раз здравствуй, мой отчий край, - все, что у меня осталось. Здравствуйте, мои горные равнины, со скал льющиеся горные потоки, Здравствуй, белый снег на горных вершинах, с грустью застывшие тропинки и равнины, Здравствуйте, ладони посевных полей и душу щемящие развалины домов («Здравствуй, мой отчий край»)
Один в поле воин. Тот, кто ощущает кровное родство со своей землей, со своим народом, с его прошлым и настоящим, никогда не сможет потакать вкусу неразвитого слушателя или низводить его уровень профанацией искусства. Подлинный талант - это и интуитивное понимание пути, и верность подлинному и вечному, при всей ранимости и незащищенности перед жизнью. Концерт Ларисы всегда становится событием в культурной жизни. Дар певчей души народа возвращается к нему же с такой же щедростью и бескорыстием. Её зритель интернационален, потому что язык народного искусства един, а она одна из тех, кто сегодня держит планку исполнительского искусства. Имя знаменитым безголосым певцам, кто делает бизнес на поругании культуры и разложении вкуса зрителей, - тьма. Ответственность тех, кто возглавил этот поход на культуру, лежит и на нас, но более всего на плечах тех, кто именем государства руководит процессами развития культуры. Один в поле - воин, если он ведом силой своего дара, а не слабостью легкого успеха. А когда судьба сталкивает пути двух таких избранников, то благодать этого союза превращает путь каждого в восхождение.
Фаина Графченко: «Я благодарна судьбе за то, что узнала эту девочку. Нет ничего дороже, когда ты видишь, как твоя работа находит отзвук, когда вкладываешь себя, свою  душу, и видишь, как рядом вырастает замечательное произведение жизненной возможности. Работоспособная, умеющая критически отнестись к себе и переплавить в творческие достижения свой и чужой опыт, она сегодня не имеет себе равных в искусстве вокала и в наследовании, сохранении и развитии традиций народного песенного творчества». Каждая песня из репертуара певицы - отдельная жемчужина в ожерелье даров народного искусства. И рождается она большим трудом, высочайшим уважением к своим слушателям. Готовясь к встрече с ними, Лариса проводит просто титаническую работу, где нет мелочей. Кстати, именно Лариса первая начала готовить сольные концерты в Дагестане. Она перед своим зрителем предельно честна, отрабатывает концерт полностью сама. Парадокс: если на них артисты зарабатывают деньги, то для Ларисы они всегда убыточны, и после них еще год - два приходится работать на возвращение долгов. И это при том, что концерты идут с аншлагом, большой зал Русского театра всегда переполнен, билеты на ее концерты самые дорогие. Убытки и долги - это плата за то, что певица поднимает планку исполнительского искусства: она работает, и работает требовательно только с высокопрофессиональными аранжировщиками, звукорежиссерами, режиссерами, художниками по свету, декорациям. Все заработанные деньги она вкладывает в создание новых концертов, в рост своего профессионального уровня. Стремление к внешнему успеху обессмыслило профессионализм во многих сферах, привело к падению понятия нормы. Певцы, не знающие ноты, поющие под фонограмму, собирают полные залы, порой руководят учреждениями в сфере культуры - это парадокс времени. Никогда Лариса не пела под фонограмму сольные концерты. В ней заложен огромный потенциал работающего человека. Она пахарь, и еще не раз удивит своего слушателя. «Такую зрительскую любовь на тяжелых весах надо выкупать, дорого выкупать, причем и в прямом смысле слова, - говорит Фаина Федоровна, вместе с которой Лариса готовит сольные концерты. -  Все стоит очень больших вложений: декорации, свет, аранжировки. У меня ее отец недоуменно спрашивал: «Фаина, зачем ей эти концерты, если она потом работает на долги вместо того, чтобы думать о будущем своего сына? Ведь все стоит безумно дорого».
Обычное явление в концертной деятельности Ларисы - бесплатные концерты для селян. Там, где возможно, она привозит с собой декорации: сельский житель не должен ничего терять в полноте впечатлений от того, что у него другие возможности. А когда не удается доставить это удовольствие, тоже не беда: разве могут быть для народных песен лучшие декорации, чем сами горы? «Пенсии у пожилых людей маленькие: далеко не все могут себе позволить приехать в Махачкалу и купить билет. Зато я дарю им огромную радость. Когда-то Шаляпин сказал: «Мне радостно тогда, когда радостно и другим». Вот так и у меня. Односельчане радуются, и мне тоже от этого на сердце тепло».
Фаина Графченко: А что такое сольная программа- представляете ли вы себе? Это 30-35 совершенно новых песен. А сольных программ у Ларисы шесть, за каждым - годы подготовки и труда, еще плюс забракованные песни, а их немало. Но зритель, избалованный Ларисой, этого не видит ждет от нее каждый раз все новое и новое. Как-то в магазине я увидела женщину, бегущую к экрану телевизора с криком: «Лариса поет!» И затем слышу: «А, это же старая песня!» Спрашиваю ее: а что такое «старая песня»? -«Та, что я ее уже слышала», - отвечает женщина. Да, такую планку ожиданий зритель мало кому ставит. Итак, сольный концерт в дагестанском варианте. Это 16 - 18 человек гостей, певцов и танцоров, выступающих вместе с героем дня. Это 4,5 минуты на каждого, вот и посчитайте, сколько минут занимают гости и сколько длится концерт. Сегодня солист - это в лучшем случае 10 перепетых песен. Мало того, что сольные концерты идут как сборная солянка, они еще и исполняются под фонограмму. Живьем не поют, потому что не умеют. Все это называется творческим разбоем. А какой ты певец, если не умеешь пропускать через себя чужие трагедии, жизни, кому ты нужен?
Сегодня нам нужна реабилитационная программа по культуре, чтобы каждому ребенку показывать, что это не музыка, а постыдное явление. Как бы мы не хотели признаваться в этом, мы давно уже на той стадии падения в области культуры и образования, которую Рамазан Абдулатипов назвал невежеством.
***
У Ларисы Гаджиевой есть свой слушатель не только потому, что она как никто поет на лакском языке, но и потому, что она как никто хранит и возвышает традицию народного исполнительского искусства, одинаково дорогого и для аварцев, и для даргинцев,  и для кумыков, и для лезгин, для всех народов. Лариса умеет оправдывать ожидания слушателей, их требовательность. По-другому не может быть, если твое сердце бьется в унисон с его болью и надеждами, если талант дарован свыше и ты несешь этот дар со всей ответственностью перед Богом и перед людьми. Он прав, зритель. Разве не он дает тебе, Лариса, новые силы для творчества? Разве не его высокая печаль звучит в поднебесной высоте твоего голоса? Разве не над его памятью взмывает беспредельная нежность твоей дочерней любви и печали? Разве не твоя свирельная песня летит к чуткому молчанию гор и равнин? И разве не любовь благодарных зрителей дарует тебе желание открывать неиссякаемые родники его богатства? И, отраженная в чистом источнике своих истоков, просветляется лицо твоего народа, возвышается душа, освобождаясь от бремени забвения самой себя. Серебром невыплаканных слез ответит песня небу, птицам, опустевшим селам. Но когда растает в воздухе эхо голоса, вслушайтесь в тишину. Она вздрогнет под внезапной яростью каменного обвала, не знающего смирения и узды. Голосом Ширвани отвечает другая стихия кавказского космоса.
Что же, интересно, случилось с моим горным тюльпаном? Когда я плачу - он смеется, когда я смеюсь - он плачет навзрыд. Когда я приближаюсь к нему, испуганно улыбается, случайно улыбнусь - он слезами обливается… Погубленная любовь, что с тобой делать?...
В жизни каждого человека есть люди, встречи с которыми или чье мнение особенно значимы. Лариса не была знакома с Ниной Григоренко-Чалаевой, блестящей оперной певицей, чей голос звучал в лучших театрах страны. Однажды во время разговора с композитором трубку взяла его супруга: «Хочу выразить вам слова благодарности. Я много лет прожила с Ширвани, знаю весь его репертуар. Его лакские песни пели лучшие певицы в России и за ее пределами, пела и я. Не знаю, связано ли это с тем, что вы с Ширвани из одного села, но то, что он хотел передать в песнях, удалось сделать только вам».
Дуэт Ширвани Чалаева и Ларисы Гаджиевой- новое и счастливое обретение для зрителей, для искусства. Два разных голоса, которые гармонично дополняют друг друга. Мелодия, рожденная выдающимися композитором, непревзойденным знатоком народной поэзии, самобытным певцом - и вот два талантливых человека разворачивают нас лицом к нашему живому наследию. Требовательный и непримиримый, когда речь заходит о чистоте искусства, о его сохранении, он находит в Ларисе единомышленницу, соратника. «Ты моя вторая родина», - сказал Ширвани Чалаев Ларисе, и она очень дорожит этой оценкой. 
Фаина Графченко: Когда я впервые услыхала их совместное пение, я зааплодировала: «Все! Вы будете петь вместе!» Мне, как и зрителям, очень нравится их творческий союз. Ширвани в последнее время написал для нее много мелодий, и хотя она вполовину его моложе, именно это содружество, их акапельные дуэты обогатили их творчески. Они показали, что классической музыке надо преодолевать свою отъединенность от народа, надо уметь интерпретировать ее, чтобы донести к слушателю, развить диапазон его восприятия. Это дуэт стал большим подарком для лакцев. Я рада за них, искренне рада. Я понимаю, что такое ценить то народное, что может исчезнуть в любое время, в любую минуту, как вода из горсти. И тех людей, которые ограждают веками взращенные зерна - от плевел, от дыхания пустыни, - надо беречь! Их в розовой вате содержать нужно, на них надышаться нельзя, и нужно, чтобы они всё получали от этой жизни. Они же не умеют о себе думать, их Бог ведет, а людям велел заботиться о них. Надо, чтобы такие люди ни в чем не нуждались. А посмотрите, как они нуждаются… Конечно, я не брошу ее до конца своих дней, и наверное проживу долго, потому что мне надо дать ей возможность расцвести до конца. У нее необъятные возможности. Это абсолютный слух, это академически обученный голос, это редчайшей красоты серебряный тембр голоса. Да, она профессионал, но по-матерински я еще хочу увидеть ее счастливой женщиной.   
Лакцы, - культурный народ, тонкий. Я через себя пропустила богатую культуру каждого народа, о каждом могу написать. Лакцы умеют благодарно впитывать, расти над собой.  Я очень дорожу словами одной слушательницы на концерте: «Спасибо вам за нашу Ларису». Лариса - это единственная певица, которую можно послать в любую страну, на любой форум- она будет обязательно замеченной, она представит Дагестан, что его уже не забудут. Но надо же беречь ее, ухаживать за ней. Спрашивать: чем тебе помочь? Что тебе нужно, чтобы ты не растрачивала свои силы на свадьбах, зарабатывая на подарок твоему зрителю - на сольный концерт. Свадьбы- это прекрасно, дай бог каждой матери и отцу женить сына, отдать дочь замуж. Свадьба - действо, свадьба- пьеса, а творец ее -сам народ. И певцы должны быть там, чтобы люди были веселы, чтобы личный праздник стал праздником своего народа. Но вот тут давайте и остановимся. В Советском Союзе директор филармонии, если узнавал, что кто-то поет на свадьбе, мог выгнать с работы, лишить премии, потому что Голос дан одному из многих не для того, чтобы он им бездумно распоряжался. Связки - тончайшая материя, которая должна эксплуатироваться правильно. И опять же - в Советском Союзе существовала норма концертной деятельности: не больше 7-8 концертов, обратите внимание- не сольных концертов, а смешанных. Специалисты, знающие физиологию, возможности человеческого организма,  берегли своих певцов. А в Дагестане тем более надо беречь своих певцов: если каждый народ - это в среднем 100 или 200 тысяч человек, тогда даже на десять тысяч одного настоящего не насчитать. Конечно, тем, кто под фанеру поет, все равно: петь на свадьбе или похоронах, они могут и муляж поставить вместо себя. Вы понимаете, что такое слушать певца в концертном зале, не в записи? Ведь это жизнь, которую надо прожить вместе с певцом, и зрители хотят участвовать в этой сиюминутной жизни, воспроизводимой певцом. А какое участие в ней, если певец еле шевелит губами, не попадая в такт? Мы ведем наш народ к безвкусию, мы отучаем его воспринимать подлинное. Такие певцы, которых мы расплодили, - преступники перед народом. Почему мы участвуем в этой пошлости? И приводя детей на концерт, мы даем им отраву. Послушав их, они уже никогда не будут слушать классику, для них она будет тяжела. Мало тряски всеми частями тела, так добавьте тексты, от которых волосы дыбом: «Твои руки твои плечи подари ты мне на вечер». Сегодня народная музыка, народная песня умирают. Уже нет разницы - в репертуаре, в костюмах, в манере исполнения, в сценической культуре -  между свадьбами и сценой.
***
Талант Ларисы Гаджиевой - явление не только в дагестанской культуре. Где бы ни выступала певица, ее имя всегда звучит среди победителей различных конкурсов и фестивалей. В 2008 году она участвовала в фестивале «Дни культуры Дагестана в Москве», выступала в Кремлёвском дворце. В октябре 2010 года она вместе с Мурадом Магомедовым представляла Дагестан в Нижнем Новгороде в рамках зонального тура IV фестиваля самодеятельных творческих коллективов и исполнителей дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» «Факел». Лариса Гаджиева выступала от ООО «Газпром трансгаз Махачкала» в номинации «вокал народный (соло)». В этой номинации конкурировали 18 городов, в жюри входили культовые личности от искусства: Святослав Бэлза -председатель жюри, Александра Пермякова - художественный руководитель хора Пятницкого. Лариса исполняла народную песню в обработке Ширвани «Аман я» и стала победителем конкурса, заняв первое место. Александра Пермякова, вручая награду, сказала: «Не понимая ни одного слова, я всю песню слушала в состоянии ступора… И  вот уже 2 дня прошло, а я все испытываю это ощущение. Двери моего хора всегда открыты для тебя» . Что такое быть приглашенным в хор Пятницкого, своего рода визитную карточку во всем мире, в коллектив, куда самые высококлассные певцы попадают через жесточайший отбор, можно себе представить. Искусство Ларисы Гаджиевой признано лучшими музыкальными критиками страны, оценено музыковедами. В свое время она успешно сдала экзамены и была зачислена в петербургскую консерваторию, где ее слушали Валерий и Лариса Гергиевы, но, к сожалению, по семейным обстоятельствам пришлось вернуться домой.
Каждый из нас, оказываясь за пределами республики, вольно или невольно уже становится представителем всего Дагестана. А у деятелей культуры - это особая миссия, потому что их творчество раскрывает облик и дух народа для любой аудитории. Один пример: в 2005 году в Якутии проходила Ассамблея народов России, возглавлял ее Р.Г. Абдулатипов. В ней принимали участие представители многих стран. Дагестан представляли Ширвани Чалаев, Тагир Курачев, Гаджиева Лариса. Именно Рамазан Абдулатипов, обеспокоенный исчезновением народной культуры в Дагестане, ратовал за то, чтобы наша делегация участвовала в Ассамблее и тем самым могла показать себя миру. Успех дагестанцев был ошеломляющий. «Неужели в Дагестане есть такая музыка?»- удивлялись участники, полагавшие, что кроме убийств и взрывов в этой провинции ничего больше быть не может. В работе Ассамблеи принимали участие высокие лица: руководители всех субъектов, Сергей Филатов, Герман Греф и многие другие. И всех их притягивало общение с дагестанцами. Талант и красота Ларисы очаровывают знакомых и незнакомых, но кто общался с ней, ценит и ее живой, глубокий ум, искренность и простоту, скромность и силу характера, независимость суждений и чуткость к мнению собеседника, и все эти черты личности проявляются в ней через высочайшую культуру поведения. Всенародная любовь к народной артистке Дагестана - это не только дань молодости, красоте и таланту, это благодарность за сохранение живой связи с тем, что было в судьбе народа и прошло через века и что предстоит ему пройти.
Ларисе- 36 лет, у нее за плечами столько знаний, опыта, достижений, что ее потенциал уже должен в полную силу работать на благо республики. К тому же, не забудем, у нее есть еще и юридическое образование, прекрасные организаторские способности, твердый характер, дипломатичность, а самое главное, бескорыстная и самоотверженная любовь к своей земле.

Л. Гаджиева; искусство; статьи

Previous post Next post
Up