Спасибо за такой добрый и скорый отклик на встречу. Сегодня в "Даг.правде" вышла, забрала себе. Сын мне сделает замечание, что это нехорошо, нескромно, но где-то я должна хранить то, что дома не сохраняется. Хотя если в один прекрасный день жж рухнет, много чего хорошего потеряется.
http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=29890 Поэт не только воспевает. Чаще поэт негодует. А более всего через свое сердце пропускает свою и вселенскую боль. Как прекрасно, что у Дагестана, Кавказа, России и современности есть Миясат Муслимова - большой Поэт. Ее «Диалоги с Данте» - эта нагорная проповедь ХХI века. Поэтический вечер МИЯСАТ МУСЛИМОВОЙ прошел 5 марта в Московском Доме национальностей. После Расула Гамзатова москвичи давно не собирались в переполненных залах слушать поэта и прислушаться к его стихам, словам и голосу. Это было очищение, осмысление и возвышение духа!
Сколько же слов, встреч, конференций, маджлисов, ассамблей, фестивалей, молитв, диссертаций, монографий, документов, комитетов, призывов и воззваний, обещаний и обращений, программ и договоров о мире и согласии на Кавказе и с Кавказом! И никакого толка. Идет самоуничтожение Кавказа и взаимоистребление кавказцев, искусно запущенное и поддерживаемое теми, кому нужна расколотая Россия и кровавый Кавказ. Но что случилось с народом, позволившим и позволяющим в 21 веке устанавливать 11 век на своей земле? Кавказ стонет от безумия и алчности своих сынов и опекунов. Стыдно за тех кавказцев, которых можно купить, напугать, продать, оболванить и оплевывать! Инвестиции миллиардные, откаты миллионные, а результаты нулевые. «Если у нации нет человека, способного сказать самую горькую правду от ее имени, то нация умирает». Есть такой человек Правды и Отваги - Мариян Шейхова, дочь Кавказа и России. Есть Мариян Шейхова, которая несет в себе боль сынов Кавказа и встревожена творимым в России более, чем иные, которые говорят публично о любви ради карьеры, рекламы и успехов. Мариян не нуждается в рекламе. Она - совестливая высота России и душевная вершина Кавказа. Ей, как подлинным гражданам страны, нужна нормальная Россия, нужен мирный Кавказ. Попробуем прислушаться к ее «Диалогу с Данте». Эта книга (издательство «Эпоха») должна была бы быть на столе у каждого кавказца и каждого россиянина. У всех, кто с совестью в ладу! И у всех, кто ворует до молитвы, после молитвы и даже вместо молитвы. Пусть знают, что их имена и пошлые деяния прокляты сегодня и на века. Она аппелирует к векам, чтобы анализировать наше время. Строки ее поэзии пересекаются с мыслями героев документальных книг русской журналистки и учительницы Эльвиры Горюхиной «Путешествие учительницы на Кавказ», «Не разделяй нас, Господи, не разделяй!», посвященных кавказским войнам последних десятилетий. Не случайно Мариян Шейхова включила в свою книгу проект по книгам известной журналистки, в которых сами кавказцы пытаются осмыслить, что с ними происходит. «…Что происходит с народом? Старший младшему уже не указ? Вековые традиции перешли в противоречие с современной жизнью. Пока мы это не осознаем, мы будем самоуничтожаться…». Люди! Вы слышите набатные слова поэта?
Ваш дом во тьме. Объявлена война
Селеньям, памяти, истории родной.
Кто матерью рожден, не будет безучастен
К судьбе земли своей - но каждый к злу причастен.
Кавказский дом разрушит не чужой.
Не европейцы и американцы, не евреи и китайцы каждый день убивают дагестанцев. Сами себя уничтожаем. Откуда взошли эти зубы дракона? Почему предается память наших предков, наших отцов и матерей? Откуда в нас эта прогрессирующая одичалость?
Говорят, что раньше (сам ни разу не видел) через женский платок никто из кавказских мужчин не мог перейти и перешагнуть, а тем более - наступить на платок. Такому, оказывается, мужчины пожизненно руки не подавали. Дерущиеся с кинжалами мужчины вынуждены были отойти от платка, прекратить смертельную схватку и, по совету аксакалов, идти на примирение - маслиат. «Диалог с Данте» - тот духовный платок-барьер, через который настоящие мужчины не должны бы преступить! А в реальности кавказские мужчины стали опоясывать кавказских женщин взрывными поясами и направлять их на уничтожение своих имамов и убийство безвинных москвичей. Это дно нашего падения? Или еще есть подземный мир человеческой мерзости?
Скорбью и страданием затуманились вершины Кавказских гор. Они зовут своих детей и тени великих римлян обратить свой взор к трагическим коллизиям нового времени. «Ответь латинской тени. - Но, Вергилий, Здесь пыткой похищенья и тюрьмой Твердыни гор и реки отравили. Выпрашивают матери с мольбой Своих детей, и, обмывая раны Обманутых сынов тоской Корана, Как боль Земли, стоят передо мной...».
Не запутаться бы в хитросплетениях лжи и жестокости, не утерять бы дороги Правды, сохранить бы надежный взгляд в прошлое, к памяти поколений Чести!
Подумайте о том, чьи вы сыны.
Дух рыцарства хранившие веками,
Достоинства и доблести полны,
Отцы скрепляли пропасти телами,
Но никогда не оскорбляли дом
Раздором из-за веры, и теплом
Встречали путника. Да будет мир в исламе!
***
«Подумайте о том, чьи вы сыны…». Мы разучились думать, мы - биороботы, состоящие из зла и грехов; мы собственными руками пишем «черную книгу безумья и смерти своих сыновей». Убиваем с вызовом. Убиваем резонансно. Убиваем трусливо. Никто не берет на себя ответственности за убийства. Нет вызова на дуэль, а есть тайные злодеяния. Не люди, а варвары? Переселение в средневековье? За благополучие властвующих воров отданы в расход судьбы народов Кавказа. Неужто и не осталось на Кавказе тех, кого невозможно купить? «Продано, продано, продано… Преданных просят уйти. Родина, родина, родина - Нет к тебе больше пути. Делят, стреляют, враждуют, Ищут врагов, создают… Лекари, пастыри, лидеры - Сколько овец и братвы… Заказчики, скупщики, киллеры - Элита несчастной страны... ».
«И сколько еще будет пролито крови? И сколько на брата поднимется рук?..». Нет ответов на смертоносные вызовы времени. На Кавказе одни воруют, вторые убивают, а остальные в растерянности взирают на этот мрачный театр, не решаясь реанимировать честь Кавказа и достоинство России. Создали Северо-Кавказский федеральный округ, но ничего не изменилось. Только убивать стали больше, прицельнее, наглее, расчетливее и среди белого дня. Конвейер крови, смертей, безысходности и беспросветности.
Всех они взяли под прицел. Всех обложили данью и страхом. Коррупция крепчает. Уже никто никого и ничего не боится, когда разворовывают Россию.
Если мужчины изменили вековым традициям куначества, маслиата и братства, то, может, прислушаться нам к голосам матерей, сестер, жен, дочерей и возлюбленных! В поэмах и в стихах Мариян Шейховой - средоточие истинных и святых голосов кавказских женщин ушедших веков и будущих эпох, голоса великих современных кавказских женщин.
В стихах Мариян я слышу дух мятежного Михаила Лермонтова («А вы, надменные потомки, Известной подлостью прославленных отцов, Вы жадною толпой стоящие у трона…»).
Эпохи сменились. Режимы иные. Должности новые, но привычки старые. Неужели все безнадежно? И вновь поэт вопрошает: «Кто мы? Где мы?
Здесь перемен нет даже и в помине,
Вожди меняют слово на слова,
В плетении словес неутомимы,
Нам обещают выбор и права,
Но мул надежд и козлища вещаний
Равно жуют лохмотья обещаний
Докучные, как прелая трава».
«Диалог с Данте» - не выдумка и не мифология, а кровавая реальность Кавказа. «Человека не сгибают, а загибают. Чтобы ничего не осталось от чести, воли и совести», «Почему же за восемнадцать лет никто не спросил меня, как я растила сына? Хватало ли хлеба, молока? Почему же после восемнадцати его судьбой распоряжаются все?».
Некому и нечем отвечать матерям. Та же печаль и те же страсти. Из прошлого безумства и кровь дошли до сегодняшнего дня. Продолжение этой идеологии приведет к торжеству темноты сегодня и мрака в будущем. Крепчает дух стяжательства, ненасытности и безответственности. Волчьи повадки стали главенствовать на Кавказе и в России. Мы больны национализмом и манкуртизмом. Нам диагноз: шовинизм с неизлечимым безумием и безумие с безответственностью. Верхам это выгодно и доходно. А электорат поражен лестью, ленью и рабством. Рыцарство утрачено, совесть осмеяна. Кажется, все это уже беспросветно. («Я скорбный дух. Коль выпало с волками Над пропастью во лжи искать свой путь… Не жди от стаи правды и пощады»).
Жемчужина книги - цикл стихов о судьбе и творчестве великого грузинского художника Нико Пиросмани. Это гимн жизни и бессмертию искусства. Нужно большое и отзывчивое сердце, чтобы через века выразить любовь к художнику другой эпохи и другого народа. Не случайно на проведенном в честь Мариян Шейховой вечере поэзии в Тбилиси в 2011 году от имени мэра Тбилиси ей было присвоено звание Посланника грузинской культуры. Издание великолепной книги-альбома «Ангел на кончике кисти» со стихами Мариян и репродукциями картин Нико - тоже подарок благодарной Грузии. Певучие строки, дышащие теплом земли и упоением неба:
Белый конь и черный конь
Греют отчую ладонь.
Здесь погасла, там зажглась
Света призрачная вязь.
Дом без кровли, ночь без дома
Пой, Нико, и пей до дна.
Жизнь - предсмертная истома,
Смерть - рожденье и судьба.
Не пой о прошлом, Маргарита,
в ладони пряча лепестки,
Душа прощению открыта,
но нет спасенья от тоски.
И вновь воскрес Нико Пиросмани в поэзии и любви Мариян Шейховой. Да здравствует настоящая поэзия и искусство, не увядающие в веках! Думаю, что в стихах о Нико отразилась любовь Мариян и к своему родному селу Убра, где поля хранят тепло ладоней матери.
Много доброго я слышал о Мухаммаде Убри, выдающемся богослове прошлого, уроженце села Убра Лакского района от профессора Г.К. Гусейнова - главного фтизиатра Дагестана. Гусейн Камалович рассказывал мне много доброго, исторического и духовного об Убри. На стене дома многоуважаемого и гостеприимного Гусейна Камаловича красивое полотно генеалогического дерева, куда внесены имена всей родословной до 27(!) поколения. В с.Убра не могут не рождаться талантливые личности - с отважными сердцами, гражданскими поступками и человеческой печалью. Грустно от заброшенности сел, забвения, разрушения и потери корней.
Здесь хлеб с чабрецом не пекут, и дым не горчит над селом,
Убринские жены кувшин к роднику не поднимут на плечи,
В пахучие травы коровы не ткнутся шершавым теплом,
И вечер не выйдет навстречу отарам овечьим
Под говор реки и напевы родной лакской речи…
Был ли кто здесь?
Любовь к земле подлинная, глубинная, дочерняя. «Я трещины земли целую, как ладонь, С камнями говорю, как с целым миром…». «Я хочу быть маленьким камешком В ладонях твоих желаний, О, моя усталая родина…».
Поэт не может не быть связанным с землей, именами, историей и духом своих предков. «Хранит Убра, уснувшее в руинах, Кладбищенское воинство камней…».
Семь веков поминают свой дом на руинах мечети Убра
И читают священные книги кладбищенских дат,
Чтоб, проверив ушедшую жизнь на скрижалях добра,
Сохранить ее речь на погосте надежд и утрат…
Я потрясен, ибо история Кавказа писалась камнями, кинжалами и презрением к смерти. Не был в Убра, но хочу пройтись по аулу, которое породило Муххамада Убри, Мариян Шейхову, Гусейна Гусейнова..
Бьют родники в горах, как раны,
И камни обнажили лбы,
Когда страницами Корана
Жизнь посылают на дыбы…
Как же жить? Потребляя или созидая? Ты - раб или узден? Кавказ - земля Прометея или преступников? Уехать или остаться и бороться за свою судьбу и достоинство Кавказа?
Где сегодня опора, надежда и понимание? Не осталось апостолов Духа? Жить с совестью стало тяжело, ибо порядочность приравнена к примитиву, а честные люди - к лузерам. «Диалоги с Данте» Мариян Шейховой - родник чистой воды, окропленный кровью, болью, честью и отвагой. Мариян не равнодушна! Она талантлива! Она искренна! Этого невозможно не замечать.
Алигьери Данте писал: «Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет». «Диалог с Данте» превосходен и печален. Но тут я апеллирую к мнению другой блистательной кавказской дочери Сулиеты Кусовой, которая в предисловии к книге достойно и высоко оценила творчество Мариян: «Ее поэзия - распаханное болью поле. Здесь безысходность и надежда, обличение и сострадание, восторг, нежность. Сила строк поэта равна величию Кавказа, и это не ложный пафос, а констатация».
Поражает многообразие форм, богатство стиля, утонченность слога, образность, открытость и философичность. Книга «Диалоги с Данте» приближает не только кавказцев и русских, но и самих кавказцев друг к другу.
Мариян - это новое явление на Кавказе и в России. Она возвышает нас. Она побуждает мужчин задуматься: для чего они родились и живут? У неё свой голос, своя вершина, свой слог и своя глубина. Я исполнен чувства радости, удовлетворенности и гордости, что есть в Дагестане, на Кавказе и в России большой Поэт, истинный гуманист, отважный гражданин и благородный интернационалист - Мариян Шейхова. Пишите! Пишите так же чисто, остро, мудро и искренне! Пишите, потому что, как написала вам Ирина Безрукова из Приморья, «такие, как вы, возвращают Честь Кавказу». Книга «Диалоги с Данте», получившая такой резонанс в стране, заслуживает Государственной премии РД. Ее поэзия несет свою миссию, представляя Дагестан в России и в мире! Мы вправе гордиться талантом и пронзительностью строк нашей Миясат! Я в ожидании новых, еще более одаренных книг Миясат Муслимовой!