В Буйнакск - к детям

Nov 17, 2012 02:40

Сегодня в Буйнакске проходил зональный семинар работников дополнительного образования. Вот в таком составе мы С Альбиной Сефербековной, Ириной Расуловной и Русланом Касумовичем приехали на встречу с учителями города.





Семинар проходил во Дворце детского творчества. Мне понравилось, что перед совещанием нас повели по кружкам на мастер-классы. Что может быть счастливее, чем видеть счастливых детей? Неподдельный интерес, радость - это то, что обязательно рождается, когда в творчество вводят творческие люди
Больше всего мне понравился вот этот проект




Наверху - фотография Булача Гаджиева, легендарного учителя истории знаменитой пятой школы города

Булач Имадутдинович Гаджиев родился в простой крестьянской семье в горном дагестанском ауле Мегеб.  В 1913 году семья Гаджиевых переехала в Темерхан-Шуру. Пять лет в качестве юнги пять лет мальчишка Булач провел вместе с братом, прославленным моряком-подводником Героем Советского Союза М.Гаджиевым на подводных лодках в далеком Заполярье. 
С первых дней войны молодой Булач Гаджиев добровольно ушел на фронт и вернулся домой уже в августе 1945 года.
Получив заочно диплом дагестанского государственного педагогического института, Булач Гаджиев в течение многих лет бессменно работал в средней школе г. Буйнакска. 55 лет, затаив дыхание, подрастающее поколение дагестанцев слушало курс истории и обществоведения не преподаваемых, а прожитых и пережитых знаменитым учителем.  
45 лет руководил Булач Гаджиев Клубом краеведов обычной буйнакской школы. Под его руководством было совершено около полутысячи походов по Дагестану, в которых участвовали десятки тысяч учащихся и взрослых. Гостями краеведов были граждане Болгарии, Германии, Кубы, Индии, Чехословакии, Польши, Японии и других стран. Были сделаны открытия российского масштаба - найдены наскальные рисунки в 18 точках Дагестана.
Б.Гаджиев - автор более 40 книг («Дагестан в истории и легендах», «Ворота в горы Дагестана», «У подножия Сала-Тау», «По следам М.Ю.Лермонтова в Дагестане», «Пленники дагестанских гор»,  «У каждого была своя война», «Я - учитель», «У отрогов Исмаил-меэра», «Тайны дагестанских скал», «Дорога на Гуниб», «У подножия Гимринского хребта» и другие).
Свыше сорока лет, отложив все дела, смотрели жители республики телепередачи «В стране легенд и преданий», которые Булач Гаджиев не просто вел, но и был реальным участником описываемых событий.
Б.И.Гаджиев - заслуженный учитель Дагестан и  РСФСР,  Народный учитель СССР, лауреат премий им. Н.К.Крупской и С.Стальского, кавалер орденов Ленина, «Отечественной войны 2-й степени», «Знак Почета», награжден «Золотой медалью Шамиля». 
Булач Гаджиев - почетный гражданин г.Буйнакска, и это не просто звание - это заслуженная дань уважения земляков к его огромному труду, искренней преданности родному городу.

Татьяна Петровна увидела фотографию из жизни Буйнакска 1912 года




И родилась идея: реконструировать эту сцену, заодно изучая историю города. А Буйнакск- город удивительный. Это бывшая столица дореволюционного Дагестана- Темирхан Шура. 
 Дагестанцы исторически были толерантны, как сейчас говорят. В конце XIX в. в городе было 9089 жителей (считая гарнизон в 2427 человек): 4633 православных, 1950 евреев, 1241 мусульманин (из них 455 шиитов, остальные сунниты), 685 армян, 433 католика, 121 протестант и 26 старообрядцев. Было 634 жилых дома и 128 лавок и складов; реальное, церковно-приходское и начальное городское училища, женская гимназия, 2 еврейские школы, больница, амбулатория, военный лазарет, типография, фотография и библиотека реального училища. 4 церкви (2 православных, католическая и армянская), 2 мечети, 2 синагоги. 10 фабрик и заводов (пивоваренные, кирпичные, мыловаренные и др.

Кумыкский язык был языком межнационального общения до революции, а в Буйнакске и сегодня жители города - аварцы, даргинцы и др. говорят и на втором языке- на кумыкском.

мы застали конец мастер-класса и я перехватила детей для фотографии у раздевалки




чудные девочки - они с таким удовольствием мне рассказывали об особенностях кружева  своих нарядов




и светские барышни. и горские красавицы - так естественно и гармонично могли существовать в жизни города




а этот славный горец - чем не славянин?



а смотрит-то как... И поговорить некогда в этой праздничной суете




Этот  проект надо бы на республиканском телевидении показать, предлагаю Татьяне Петровне. Сегодня приглашали республиканское тв, оно не приехало, - рассказывают учителя. А когда и приезжают, снимут две минуты и уедут.
Узнаю фирменный почерк наших телевизионщиков. Выдать случайную картинку в эфир- задокументировав свое присутствие, а не событие как таковое, сопроводить его случайным комментарием - они же не вслушались, не вдумались- им это и не надо, или дать голос участника событий со случайной репликой - вся эта типичная халтура  называется новости.

Потом дети показывали нам концерт. А какие красивые, все как на подбор




Девочки танцуют чеченский танец

цыганский




акушинский



заключительная песня 





слева девочка в джинсах- пела песню из репертуара ливерпульской группы . Талантище.

Педагоги у них замечательные. Не так просто на  зарплату около 5 тысяч руб. в среднем работать.  
Какое это счастье- поющие и танцующие дети. Из-за усиливающегося влияния религии не станет ли все труднее работать педагогам, не будут ли дети лишены радости творчества? Педагог рассказывала о ситуации, когда однажды на урок зашел старший брат за девочкой и увел ее насильно- грех. мол, петь.

А руководство страны уже распахнуло все двери и все закоулки жизни перед религией. Похоже, следующий шаг - уйти в монастырь и установить теократию. Это пока начальные шаги, но лиха беда начало

Наше министерство привезло учителям столько подарков: победители всяческих конкурсов по воспитательной работе получали помимо грамот микроволновки и всякую хорошую кухонную технику. Больше всего подарков увез Дербент.
В своем выступлении я озвучила идею Руслана - создать межведомственный центр помощи детям с отклоняющимся поведением. Неправильно, когда эту работу прежде всего выполняют МВД и Минсоцтруда. Все-таки курировать должно Минобразования, я думаю, поскольку педагоги - главные люди в работе с детьми, вне системы обучения и воспитания можно заниматься социальной защитой ребенка, а как же главное: его  сознание, его внутреннее развитие?  
Руслан считает, что такой центр лучше создавать при правительстве, независимо от всех ведомств. 
Тоже разумно. Посмотрим. А пока работаем в этом направлении.

дети

Previous post Next post
Up