Боевые искусства и танцы

Nov 20, 2008 00:26

Несмотря на то, что есть не мало мужчин, которые любят танцевать, в нашем обществе до сих пор существует стереотип, что танцы - это не мужское занятие... что мужчине лучше качать мышцы и заниматься, например, какими-нибудь единоборствами, ну а танцы  - это для женщин, они ведь более пластичные и эмоциональные, и им нравится под музыку красиво двигаться. Однако, при некотором исследовании мы узнаем, что у боевых искусств и танца есть ряд общих моментов, да и вообще граница между ними не всегда бывает заметна, о чем нам говорят соприкосновения борьбы и танца в разных культурах... 

Чунлян Ал Хуан (мастер боевых искусств): "Время от времени до меня доходят слухи о том,  как критикуют меня другие учителя за то, что я не делаю настоящее Тай-цзи: «Его Тай-цзи -  это не больше чем танец». Я благодарен им за комплимент… Я учу своих учеников тому… чтобы  каждый был волен плыть в русле любой хореографии, в особенности своей собственной." 
Боевые искусства вышли из танца. Подобно танцу, боевые искусства становятся искусством только при вхождении человека в определенное состояние, без которого остается только техника. Несмотря на разницу в тренировочном (в единоборствах) и репетиционном (в танце) процессе, тело и у танцора, и у мастера боевых искусств работает по одним и тем же законам, а наиболее общие законы движения человеческого тела в пространстве (то есть хореография) универсальны. Суть не только в движении, но и в пространстве. Причем не стоит путать окружающее нас пространство и пространство движения - это разные понятия... Боевые искусства с позиции танца можно рассматривать как сценический contemporary dance, аналог контактной импровизации или как «китайский балет». А можно просто - как иной мир  движения, познакомиться с которым представителям мира танца не только чрезвычайно интересно, но и полезно ( "ВИДЕЛИ БЫ ВЫ, КАК ТАНЦЕВАЛ БРЮС ЛИ!  
http://www.hong-gia.com/various/dance_and_martial-arts.htm)

...Вы можете показать настоявший танец только тогда, когда покажете его дух, наполненный энергией, а для этого нужно научится управлять внутренней энергией, используя технику, которую дает кунг-фу. Танец и кунг-фу неразделимы, можно считать, что это синонимы. Поэтому танцор на паркете - это мастер кунг-фу. Наверное, все знают мастера кунг-фу Брюса Ли, но мало кто знает, что он был и мастером бальных танцев...
("КУНГ-ФУ И БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ" http://www.hong-gia.com/various/dance_and_kung-fu.htm)

...Например, река: она огибает препятствия, но все равно течет, у нее нет острых углов. Сальса и меренге тоже пластичны. К тому же женщина заставляет включить ощущения: я стараюсь почувствовать партнершу, и она старается почувствовать меня. Если в боевом искусстве я пытаюсь навязать свою технику, то тут наоборот: мне важно ощутить партнершу, и, возможно, это та недостающая часть, которая помогает мне распознать своих противников в боевом искусстве. Все взаимосвязано в жизни... И, безусловно, ты переходишь от простой драки к искусству. Аналогично в сальсе: ты танец воплощаешь в искусство. Сначала ты запоминаешь технику - шаги, повороты, потом тебя заставляют прислушиваться к ритму, потом соединить ритм и движения, потом танцевать с чувством. Открыть все энергетические центры - это уже следующий этап. То же самое в боевых искусствах...
( "Почему сальса и боевые искусства ходят рядом?" 
http://www.salsa-union.ru/index.php?ind=reviews&op=entry_view&iden=8)
...Свинговые танцы - это похоже на единоборства, только вместо борьбы - дружба... как будто задача в паре - умудриться вместе урвать побольше удовольствия... единодружества, получается... при всех различиях мужского и женского подхода почти ко всему...
("Между нами - мужчинами, танцующими swing - говоря..." http://dancingcompany.narod.ru/maninswing.html)

Те, кто уже утомился от большого количества букв в этом тексте, но не потерял интерес к теме, могут посмотреть видеоролик, где танцуют сальсу с элементами "борьбы" http://ru.youtube.com/watch?v=bKlL_vo-t3M&NR=1

В России тоже испокон веков борьба переплетается с танцем.
Существует, например, славянское боевое искусство - боевой пляс в присядку. Эта пляска была распространена по всей Руси. В раннем средневековье общая численность восточных славян не превышала миллиона, язык был практически единым, общение внутри воинского сословия тесным. Рос род славянский, увеличивалась численность, появлялись особенности в языке, культуре, появлялась вариативность в способах боя, видоизменялись и единые прежде боевые танцы. ...На северо-западе России пляска в присядку сохранилась в виде вариантов пляски русского, как в одиночку, так и в паре с соперником. Барыню плясали с женщиной, когда все те же коленца нужно было выбивать вокруг партнёрши, не подпуская к ней плясуна соперника. Тот, в свою очередь старался отбить плясунью, оттереть умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Этот вариант был очень труден, требовался высокий контроль за сложными боевыми движениями. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением(http://boevieiskusstva.narod.ru/2485.html)

Когда на разных христианских форумах я спрашивала мнения верующих людей о парных танцах, то в дискуссиях неоднократно почему-то упоминался гопак. Но мало, кто знает, что существует такая разновидность этого танца, как боевой гопак - исконно украинская боевая система, которая чем-то сродни бразильской капоэйре. Дело в том, что она сочетает в себе элементы и танца и боевого искусства. Равно как и в капоэйре многие приемы в гопаке скрываются за танцевально-акробатической формой... ( http://www.battleart.ru/gop.htm)

Те, кто увлекаются капоэйрой говорят о ней так: "Капоэйра - это причудливое сплетение боевого искусства, танца и игры. Это уникальный мир афро-бразильской культуры, позитивная энергетика и свобода самовыражения. Капоэйристы не сражаются - они играют, и стиль этой игры уникален и неповторим для каждого, как уникален и неповторим сам человек. (http://www.abadacapoeira.ru/)

Однако, продолжим освещать факты о взаимосвязи боевых искусств и танца в культуре близлежащих к нам республик и областей.
Хинчагов Руслан (Обладатель Кубка мира 1996 г, по вольной борьбе) о традициях борьбы в Осетии: "...У нас очень интересная там традиция - прежде, чем начать бороться, нужно выйти и сначала станцевать. И за это дают очки. После танца, потом, продолжается борьба. Такое своеобразие. Нужно быть хорошим танцором и нужно быть хорошим борцом... Сначала, когда идёт танец, играет музыка, борцы танцуют оба, друг перед другом...Они станцевали - оценка идет за танец, после этого начинается борьба. То есть, если человек хорошо танцует, ему легче выиграть. Только два борца - выходят, танцуют и борются. Потом следующая пара тоже так - выходят, танцуют, борются..." 
(http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=482&f=24&PHPSESSID=edf8e75c7ca14608c7e601d8db8fc13e)

Похожая традиция существует и в Адыгее перед соревнованиями по национальной борьбе. Спортсмен любой национальности в этой разминке должен 2-3 минуты танцевать лезгинку, представляя себя и демонстрируя свои физические данные. Нередко уже сама разминка определяет симпатии публики, сильно воздействующей на исход соревнований. Танец в этом случае является не просто демонстрацией ловкости юноши, но и условием постижения этой ловкости...  (http://www.lezginka.net/history.html)

Узнать еще больше о переплетении борьбы и танца можно, почитав статью "Танец и боевое искусство" (http://www.idance.ru/show.php?id_a=629)

social dance, сальса, танцы, народные танцы

Previous post Next post
Up