Реж. Даррен Аронофски. В гл. роли: Натали Портман.
Выбирая фильмы для просмотра, я ориентируюсь либо на сюжет, либо на актеров, которые там играют или на режиссера, который снял данный фильм. Для меня фильмы того или иного режиссера имеют свою особенность, «почерк». Так, например, сложно спутать фильмы Вуди Алена с фильмами Тима Бертона, или фильмы К.Тарантино\Р.Родригеса с фильмами А.Г.Иньяриту. Вот и фильмы Даррена Аронофски вызывают во мне особые эмоции и впечатления.
Про фильм «Черный лебедь» я узнала задолго до его выхода в прокат. Он тут же возбудил у меня интерес. Тут сложилось всё - Аронофски+Портман+балет, я сразу поняла, что хочу это увидеть. Могу сказать, что у меня не было каких-то представлений или ожиданий, как это будет. Просто было жгучее желание посмотреть данный фильм.
Для меня балет - это изящество, красота, при этом жесткая дисциплина, диеты, изнурительные репетиции, но красивая осанка и утонченность. Мне было любопытно, видение режиссера, с таким особенным «почерком», на эту тему.
С самого начала я обратила внимание, насколько главная героиня Нина, в исполнении Портман, живет балетом. У неё даже дома есть место для репетиций и тренировок. Меня впечатлило её отношение к работе. Я увидела в ней какую-то нездоровую фанатичность и склонность к перфекционизму, что постоянно держит Нину в напряжении. Возможно, это связано с теми, ожиданиями, которые возлагала на неё мать. Мне показалось, что она пыталась реализоваться за счет дочери. Мать, кстати, тоже в прошлом балерина. Но про мать Нины, я бы хотела сказать позже, это отдельная тема.
В целом весь фильм я посмотрела, что называется, на одном дыхании. Мне передалось, то напряжение, которое испытывала главная героиня. Меня в очередной раз поразила и взорвала мозг мысль о том, «насколько сильна наша голова». Поясню. В данной картине, Нине достается ведущая роль в балете «Лебединое озеро». Суть балета в том, что на берегу таинственного озера родилось чувство прекрасной королевы лебедей Одетты и юного принца Зигфрида, а злой волшебник Ротбарт и его дочь Одиллия - двойник Одетты изо всех сил стараются погубить их любовь. И по сюжету роль Одетты - белого лебедя и её антипода Одиллии должна играть одна и та же девушка. Только вот незадача. Нина прекрасно подходит на роль Одетты. Она трогательная, изящная, мягкая, сдержанная. Но вот черт, которые присуще её противоположности Одиллии в ней не видно. Режиссер спектакля, его, кстати, прекрасно сыграл Венсан Кассель, всячески пытается пробудить в ней «чертовщинку».
Громадное желание справится со своей сложной ролью, приводят к тому, что у Нины происходят изменения в психике. У неё начинаются галлюцинации, она видит себя в других людях, причем она в тот момент «белая», а видит себя «черную». Добавляет напряжение появление новой балерины Лили в труппе, которую ко всему прочему ставят дублершей Нины. Лили, идеально подходит на роль Одиллии, её играет соблазнительная Мила Кунис. Она воплощение всего отрицательного, чем может заниматься молодая девушка - пьет, курит, занимается сексом направо и налево. Она крайне раскрепощена и внутренне свободна.
Отдельное внимание, я обратила на то, как Аронофски подобрал цвета для сцен фильма. Все действие снято в сдержанных тонах - бежевый, серый, нежно розовый, и конечно белый и черный. Мне бросилось в глаза, что интерьер кабинета Лероя, режиссера постановки балета, и его квартиры выдержаны исключительно в черно-белых тонах.
Да, я хотела пару слов сказать, про мать Нины. Таких мам нужно ограждать от детей, поскольку их сверхопека, идет только во вред. На мой взгляд, Нине, по фильму где-то от 20 до 25 лет. При этом её комната напоминает комнату маленькой принцессы. Всё в бело-розовых тонах, большие мягкие игрушки в тон повсюду. Мама, даже, помогала героине раздеваться, и полностью была погружена в жизнь дочери, вместо того, чтобы устраивать собственную.
Апогеем всему стало то, что Нина стала на физическом уровне ощущать в себе появление черного лебедя. Аронофски позволил себе гротескно изобразить, как героиня превращается в птицу. Трюк с вытаскиванием из спины черного пера или ломание ног и шеи подстать лебедю оказали отдельное впечатление.
Даррен Аронофски произвел на свет очередной свой «особенный» фильм. Он получился прекрасным, утонченным, но в тоже время пугающим и отталкивающим. Для усиления эффекта, режиссер фильма использовал сюжет с зеркалом. У меня от этого дрожь и страх, я говорю о том, моменте, когда героиня смотрит в зеркало, а отражение за ней не повторяет, а делает что-то свое. Меня это очень пугает!
Фильм действует так, что, когда он закончился, я просто не могла сразу встать, и выйти из зала… Нужно было время, чтобы отойти немного…