Cтатья "Языковые задания в московском интеллектуальном марафоне"

Apr 16, 2006 12:58

Полностью по ссылке:
http://www.lgo.ru/urok5-1.htm

Под катом то же самое, с небольшими сокращениями просто на тот случай, если статья станет недоступной.


Задания по русскому языку для начальной школы

В данной статье мы не ставим целью дать анализ результатов марафона, а ограничимся лишь рассмотрением заданий по русскому языку для младших школьников. Ни для кого не секрет, что успех обучения в средних и старших классах зависит не только от того, насколько глубоко освоены начальные знания, но и от того, научили ли ребенка решать непривычные, нестандартные задачи. Как известно, младшие школьники отличаются от детей других возрастных групп искренностью, восприимчивостью и чуткостью к языковой культуре. Речь педагога, работающего с ребенком, его знания и методическое мастерство, круг чтения ученика, языковая среда семьи - вот факторы, определяющие уровень овладения родным языком, и чем он, этот уровень, выше, тем больше возможностей у растущего человека реализовать свои творческие способности, свою одаренность.
Рассмотрим некоторые типы заданий, предложенные учащимся младших классов в этом учебном году на различных этапах Московского интеллектуального марафона. Вот, например, задания на работу со словом. В школьном туре ученик первого (трехлетняя начальная школа) или второго (четырехлетняя начальная школа) класса подбирает слова, в которых нет других гласных, кроме О. От ребенка требуется не только хороший уровень начитанности и достаточный словарный запас, но и орфографическая зоркость. На следующем этапе - окружном туре - задание усложняется:

Необходимо записать имена существительные «лесенками» так, чтобы буква О постепенно перемещалась от начала слова к концу, например: оса - нож - ...

На городском туре одна из задач была такой:
Образуйте от слова «кочки» как можно больше новых слов, изменяя в нем каждый раз только одну букву.

Выполнение подобных заданий требует от учащихся знаний по морфемике (составу слова) и умения рассуждать, а также дает возможность выявить уровень развития логического мышления.
В последней задаче можно было образовать 16 - 17 слов. Весьма хорошим результатом было нахождение 10 слов, например: ночки, дочки, бочки, точки, почки, кучки, кошки, комки, корки, конки, колки. Такой результат показали 10% участников городского тура марафона. Это свидетельствует об умении оперировать своим словарным запасом. Слова «кички» (устар.: женский головной убор) и «конки» (устар.: вид общественного транспорта на гужевой тяге) говорят о значительной начитанности ребенка 7 - 8 лет. Слово «кокки» (стрептококки и др.) не употребил никто. Отрадно, что почти не встретились формы слова «кочки» (кочка, кочку и т.д.).
Очень трудными для участников оказались задачи, связанные с объяснением (пониманием) точного лексического значения слов и умением различать оттенки лексического значения. Рассмотрим подобные задания на разных турах. В школьном туре надо было образовать слова, включающие международные словообразовательные элементы, в окружном туре речь шла об умении выделять, узнавать устойчивые сочетания слов, в городском - требовалось объяснить их значения.

Перед вами задание городского тура:
Можно ли одним словом передать смысл данных словосочетаний:
окружать заботой -
хранить молчание -
предаваться мыслям -
давать клятву -
совершать прогулки -
проводить исследования -
вести переговоры -
ставить в известность -

Наибольшую трудность вызвали последние два словосочетания «вести переговоры» (договариваться) и «ставить в известность» (сообщать, извещать). Причина неудачи не только в недостаточном словарном запасе, но и в неумении им оперировать (многие истолковали словосочетание «вести переговоры» как «переговариваться»). И тем не менее, статистика показала, что почти 16% детей в городском туре справились с заданием полностью.
Во 2-м и 3-м классах задания, связанные с лексическим значением слова, были такими:

1. Можно сказать «урок начинается», «фильм начинается». Передайте значение начала действия другими словами, то есть словами-синонимами, подходящими к существительным: ветер - ... , дружба - ..., боль - ..., ссора - ..., зубки у ребенка - ..., привидение - ...

2. В каждой из задуманных пословиц есть два противоположных по смыслу слова. Отгадайте пословицы:
свет - тьма
мягко - жестко
кататься - возить
старый - новый
языком - делом
горек - сладок
горя - счастья

3. Подберите к данным словам фразеологизмы-антонимы:
трудиться -
молчать -
много -
медленно (идти) -
светло -
дружно (жить) -

Если в школьном туре был дан ключ к выполнению задания (объяснялось, что такое синонимы - см. задание 1), то в окружном туре степень трудности повышается: антонимы нужно восстановить в пословицах и узнать их. На городском туре термины «фразеологизмы», «антонимы» не комментируются. Результаты городского тура показали, что термин «антонимы» не вызвал такого затруднения, как термин «фразеологизмы». И все же каждый восьмой ребенок успешно справился с заданием подобного типа.
В городском туре для 2 - 3-го класса одно из заданий было связано с выявлением лексического значения суффикса:

Что общего у слов «водный, водяной, водянистый»? Чем они отличаются? Составьте с каждым словосочетания.

Это задание требовало от учащихся объяснить различия в значениях прилагательных, проявив при этом особую чуткость к слову, умение различать оттенки лексического значения. Конечно, даже высоко мотивированные дети этого возраста не могут определить лексическое значение суффиксов, но почувствовать различие значений этих прилагательных через значение словосочетаний вполне способны. Успешно справились с заданием около 16% учащихся.
Особого внимания заслуживают творческие задания. Творчество - особая черта одаренного ребенка. Задания подобного типа практически всегда вызывают повышенный интерес. На городском туре 95% учащихся пробовали в них свои силы.
Для учащихся 2 - 3-го классов задание было сформулировано так:

Помните стихотворение Корнея Чуковского:
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон.
Откуда?
От верблюда.
Что Вам надо?
Шоколада... ?
Придумайте несколько коротких просьб от имени других зверей или сказочных героев (в стихах или в прозе - все равно).

Много интересных вариантов ответов в стихах и прозе прочитало жюри марафона. Дети не только придумали просьбу (и не одну), но и сохранили авторский стиль К.И. Чуковского. Некоторые работы поразили своей необычностью. Это еще раз доказывает, что творчество - неотъемлемая часть интеллектуальной жизни одаренных детей.
Еще одно задание подобного типа:

Напишите письмо с просьбой от имени любого сказочного героя (никто не должен заподозрить, что писал не он).

В третьем классе многим ребятам удалось сохранить особенности не только речи и характера героя, но даже и орфографию (Незнайка). Таких детей в 3 - 4 классах - 48%.
Другой тип заданий, включенных в марафон, был связан со знанием народных сказок и пониманием их особого мира. Пример подобного задания на городском туре:

Почему в сказках часто встречаются образы птиц? Назовите такие сказки, кратко объясните смысл появления птиц.

От детей требовалось не только знание сказок с образами птиц, но
и умение мыслить логично, показывая при этом свою нравственную позицию.
Следует обратить особое внимание на последнее задание по русскому языку в выпускном классе начальной школы:

Прочитайте отрывок из произведения:
Приказка за рибаря и рибката
Никого живели край морето
Край синьото море, старик и баба;
Те живели в схлупена землянка
Цели тридесят и три годони.
Старецът ловял със мрежа риба,
Баба си прела свойта и прежда...

Это произведение было переведено с русского языка на болгарский. Выпишите слова, которые совпадают с русскими полностью или отличаются очень незначительно. Найдите слова, которых нет в русском языке, и попытайтесь их перевести. Назовите автора и его произведение.

Сопоставляя перевод на болгарский язык отрывка из сказки А.С. Пушкина с оригиналом, нужно было перевести родственные русскому языку слова с болгарского на русский. Следует упомянуть, что большинство младших школьников уже изучают иностранные языки и знают принцип перевода незнакомых слов по контексту. Болгарский и русский - близкородственные языки, многие слова в них совпадают, а формы слов, естественно, имеют отличия. Лингвистическая задача такого плана актуализирует не только знание родного языка, но и умения, приобретенные при изучении иностранного языка. Если же иностранный язык еще не изучался, то она готовит детей к его последующему освоению, тем более что преподавание русского языка в начальной школе должно предусматривать и систему подготовки к изучению иностранных языков.
В составлении заданий по русскому языку для начальной школы принимали участие А.Р. Лукинова, И.М. Неретина и др. Особенно велика роль А.Р. Лукиновой, осуществлявшей подбор и окончательную редакцию заданий по русскому языку и литературе.

Леонид Огурэ, Ирина Позднякова / Московский институт открытого образования
Елена Рассадина / школа «Созвездие»

Задания по иностранным языкам

Отбор заданий для марафона по иностранному языку подчинен следующему основному принципу. Тема, по которой предлагают высказаться детям, должна иметь междисциплинарный характер, то есть в ней могут присутствовать элементы истории, географии, политологии, социологии, философии, в отличие от узких устных тем, так называемых «топиков», типичных для обычной школьной методики. Цель, которую ставят составители заданий, - активизация интеллектуальных возможностей учащихся с использованием лингвистических знаний. Иначе говоря, знание иностранного языка - это не цель, а средство. Здесь уместно вспомнить Байрона:

Я изучил наречия чужие,
К иным входил не чужестранцем я.
Кто независим, тот в своей стихии,
В какие он бы ни попал края...

Перевод В. Левика

Мы стремимся к тому, чтобы задания по иностранным языкам носили творческий, открытый характер. Например, ребята постарше могут высказать свою точку зрения по поводу злободневных общественно-политических проблем, а те, кто помоложе, имеют возможность порассуждать на тему сказочных или фантастических сюжетов. При формулировке заданий непременно учитывается интерес подростков к явлениям молодежной культуры или взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Цель заданий состоит в том, чтобы проверить, насколько хорошо дети умеют использовать определенные лексические и грамматические конструкции, логически последовательно выстраивать свои высказывания и выражать мысли, избегая русицизмов и придавая им интересную форму.
Высказываний, отвечающих этим требованиям, бывает немало во всех возрастных категориях, о чем свидетельствуют высокие средние баллы, получаемые учащимися. Причем иногда ребятам удается в трех-четырех строках раскрыть тему полнее, чем в ответах, занимающих несколько страниц. Особую радость у членов жюри вызывают интересные ответы, которые даны сразу на двух или трех языках.
Так как языковых заданий для 8 - 11 классов бывает несколько, то особенно высоко оцениваются те ответы, которые, во-первых, не дублируют друг друга, а, во-вторых, являются нестандартными. Но иногда встречаются и банальные промахи: незнание грамматического материала, скудный словарный запас, отсутствие навыков грамотного письма. К досадной статистике можно отнести и тот факт, что в среднем от 10 до 15% участников вообще не приступают к выполнению заданий по иностранному языку. Это объясняется тем, что участнику могло не хватить времени, которое он потратил на выполнение заданий из других областей, или он мог просто не знать, о чем писать.
В составлении и проверке заданий исключительно активную роль сыграла В.Б. Дамаскина, кроме того, в проверке ученических работ принимали участие М.Г. Камень, Е.А. Громова и Л.А. Шайкина.
Ниже приводятся некоторые задания, предлагавшиеся детям на разных этапах конкурса:

На любом иностранном языке напишите рассказ, который начинается со слов «Я люблю ходить в зоопарк...».

(Школьный тур, 6 класс)

В радуге - семь цветов. На иностранном языке объясните, какой из них Ваш любимый цвет и почему.

(Окружной тур, 5 класс)

Оглянитесь вокруг и опишите на иностранных языках то, что Вы видите.

(Городской тур, 5 класс)

На иностранном языке расскажите о своем классе. Интересно ли вы живете? Если нет, то как изменить ситуацию к лучшему?

(Городской тур, 5 класс)

Вы - сценарист-мультипликатор! Опишите на любом известном Вам иностранном языке эпизод, в котором главный герой залез на крышу. Что он там увидел?...

(Городской тур, 6 класс)

На любых известных Вам иностранных языках объясните жителям тропических стран, что такое русская зима!

(Городской тур, 7 класс)

У Вас был день рождения, и к Вам приходил весь Ваш класс. На любых известных Вам иностранных языках опишите квартиру после «налета»!

(Городской тур, 8 класс)

На любых известных Вам иностранных языках объясните архитектору - автору проекта Вашего будущего дома, каким Вы видите жилище Вашей мечты.

(Городской тур, 9 класс)

Вспомните ситуации, когда о человеке можно было сказать, что он буквально умирал от счастья. Расскажите об этом на любых известных Вам иностранных языках.

(Городской тур, 9 класс)

На любых известных Вам иностранных языках опровергните или докажите, что «поэзия - умирающий вид искусства».

(Городской тур, 10 класс)

Какова роль женщины в современном мире? Обоснованный ответ дайте на любых известных Вам иностранных языках.

(Городской тур, 10 класс)

На любых известных Вам иностранных языках выскажите свою точку зрения, докажите или опровергните, что терроризм - это:
- попытка смельчаков привлечь внимание мирового сообщества к неразрешенным политическим, национальным и социальным проблемам;
- попытка передела мировых сфер влияния;
- удовлетворение тщеславных замыслов отдельных «сильных» личностей;
- ненависть, индуцированная завистью к тем, кто «живет лучше»;
- стремление любой ценой «попасть в рай».

(Городской тур, 11 класс)

Как видно из приведенных выше примеров, задания интеллектуального марафона не выходят за рамки традиционной школьной программы, однако предполагают нетривиальный подход к их выполнению.

русский язык, марафон, олимпиада, образование

Previous post Next post
Up