Урок грамматики

Nov 06, 2011 12:12

Только что быстренько, буквально на коленке, провела с сыном урок русского языка.
Спасибо за идею home_school_ng
"показываю вот этот плакат - все понимает с первого раза"

русский язык, методические находки

Leave a comment

sn_owcat November 6 2011, 08:34:22 UTC
Я тоже не очень поняла, чем это поможет. И как кому-то в комментариях мне не очень нравится такое близкое располодение ч и ч, ж и Ы.

Reply

mari_marian November 6 2011, 08:41:30 UTC
Поможет запомнить наконец, какие буквы дают всегда мягкие звуки.
Какие гласные смягчают предыдущий согласный.
Это все абстракция, которая не нужна нигде, кроме как в фонетических разборах и сыну, например, никак не дается.
При этом зрительная память у него хорошая, и вполне работают такие отсылки: "А помнишь мы с тобой видели картинку на которой были король твердого и мягкого знака? В чьем царстве там жила буква "щ"?

Что касается соседства с "ю", то фонетика в принципе мешает грамотности. Была бы моя воля, я бы вообще ее исключила класса до 5-го, но кто же меня спрашивает? Сейчас дети еще и транскрипцию пишут рядом со словом (лыжи [лыжы]), вот где совсем финиш! :(

Reply

sn_owcat November 6 2011, 08:46:58 UTC
Мне кажется, что не надо запоминать, а надо слушать, на то он и фонетический разборю
Про то, что фонетика грамотности мешает в начальной школе - согласна. Именно по-этому сначала хотела показать ребенку (правда, он уже в третьем классе), а потом решила, что не надо.

Reply

mari_marian November 6 2011, 09:04:05 UTC
Я вообще не понимаю зачем и кому это надо! :)
Хоть слушать, хоть просто делать разборы по определенным правилам. Лично я в детстве никогда ничего не слушала. Я просто в 4-ом классе, когда все это началось, запомнила, что если я написала следом за согласной "я", значит она мягкая. Исключение "а" после "ч" или "щ", которые всегда мягкие.

Дочь учили по методике Эльконина-Давыдова. Ей объясняли, что в слове "мял" мы слышим мягкий звук, поэтому после него пишем "я", а в слова "мал" мы слышим твердый звук, поэтому пишем "а".
Дочери все эти премудрости были доступны даже в детском саду. Сыну они недоступны во втором классе и еще долго будут недоступны. Но фонетические то разборы и сыну тоже делать надо!

Вообще, мое личное мнение по поводу всей этой фонетики где-то совпадает с тем, что написано в часто цитируемой статье:
Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников

Reply

sn_owcat November 6 2011, 09:19:19 UTC
Маш, "надо", так как эти разборы есть в школьной программе. Во всех итоговых работах.

И эти мягкие и твердые звуки - это еще самая ерунда, потому что их ведь действительно просто слышно, если проговорить слово!

Самое интересное начинается дальше, когда ты думаешь, что здесь надо писать звук а, а на самом деле там пишется и, или е или еще что-нибудь совершенно неочевидное! Там ведь целая наука где-нибудь на филфаке преподается, а детям сбрасывают какие-то куски, естественно любой шаг в сторону вызывает недоумение.

Reply

mari_marian November 6 2011, 09:25:29 UTC
Так я об этом и написала.
Если бы ребенку не надо было бы сдавать русский язык, мне бы даже в голову не пришло так извращаться.
Фонетика нужна для иностранцев. А русскоговорящему ребенку ГОРАЗДО важнее научиться грамотно писать. Фонетика же у многих вступает в противоречие с грамотностью. Она не только не полезна в начальной школе, как минимум, пока не сложилось правильного зрительного образа слова, она просто там вредна.

Reply

krinichnaya November 6 2011, 09:28:25 UTC
Согласна с каждым словом, что называется...

Reply

krinichnaya November 6 2011, 09:28:07 UTC
"Самое интересное начинается дальше, когда ты думаешь, что здесь надо писать звук а, а на самом деле там пишется и, или е или еще что-нибудь совершенно неочевидное! Там ведь целая наука где-нибудь на филфаке преподается, а детям сбрасывают какие-то куски, естественно любой шаг в сторону вызывает недоумение" - да-да, именно так все и есть. У меня волосы дыбом от всех "псевдофонетических" (по-другому не назовешь) разборов...

Reply

mari_marian November 6 2011, 09:38:29 UTC
Я в курсе.
Не так давно ребенку было задано сделать фонетический разбор слова "жеребёнок". Были сомнения, поэтому я обратилась за помощью зала (в родительскую конференцию). Вариантов было масса. Сошлись на [жыр'иб'oнак]. Ну вот кто во втором классе это придумал?!

Reply

krinichnaya November 6 2011, 09:27:14 UTC
Все эти фонетические разборы в младшей школе - вообще бред полнейший, как на мой взгляд (а я по образованию - как раз профессиональный лингвист :).

И вдвойне бред из-за того, что даются эти фонетические разборы даже не просто в "усеченном", а еще и зачастую просто в неправильном варианте. И зачем такое нужно - учить НЕПРАВИЛЬНОМУ, да еще и так, что это мешает формированию грамотности у детей? Мне этого не понять.

Reply


Leave a comment

Up