Поможет запомнить наконец, какие буквы дают всегда мягкие звуки. Какие гласные смягчают предыдущий согласный. Это все абстракция, которая не нужна нигде, кроме как в фонетических разборах и сыну, например, никак не дается. При этом зрительная память у него хорошая, и вполне работают такие отсылки: "А помнишь мы с тобой видели картинку на которой были король твердого и мягкого знака? В чьем царстве там жила буква "щ"?
Что касается соседства с "ю", то фонетика в принципе мешает грамотности. Была бы моя воля, я бы вообще ее исключила класса до 5-го, но кто же меня спрашивает? Сейчас дети еще и транскрипцию пишут рядом со словом (лыжи [лыжы]), вот где совсем финиш! :(
Мне кажется, что не надо запоминать, а надо слушать, на то он и фонетический разборю Про то, что фонетика грамотности мешает в начальной школе - согласна. Именно по-этому сначала хотела показать ребенку (правда, он уже в третьем классе), а потом решила, что не надо.
Я вообще не понимаю зачем и кому это надо! :) Хоть слушать, хоть просто делать разборы по определенным правилам. Лично я в детстве никогда ничего не слушала. Я просто в 4-ом классе, когда все это началось, запомнила, что если я написала следом за согласной "я", значит она мягкая. Исключение "а" после "ч" или "щ", которые всегда мягкие.
Дочь учили по методике Эльконина-Давыдова. Ей объясняли, что в слове "мял" мы слышим мягкий звук, поэтому после него пишем "я", а в слова "мал" мы слышим твердый звук, поэтому пишем "а". Дочери все эти премудрости были доступны даже в детском саду. Сыну они недоступны во втором классе и еще долго будут недоступны. Но фонетические то разборы и сыну тоже делать надо!
Маш, "надо", так как эти разборы есть в школьной программе. Во всех итоговых работах.
И эти мягкие и твердые звуки - это еще самая ерунда, потому что их ведь действительно просто слышно, если проговорить слово!
Самое интересное начинается дальше, когда ты думаешь, что здесь надо писать звук а, а на самом деле там пишется и, или е или еще что-нибудь совершенно неочевидное! Там ведь целая наука где-нибудь на филфаке преподается, а детям сбрасывают какие-то куски, естественно любой шаг в сторону вызывает недоумение.
Так я об этом и написала. Если бы ребенку не надо было бы сдавать русский язык, мне бы даже в голову не пришло так извращаться. Фонетика нужна для иностранцев. А русскоговорящему ребенку ГОРАЗДО важнее научиться грамотно писать. Фонетика же у многих вступает в противоречие с грамотностью. Она не только не полезна в начальной школе, как минимум, пока не сложилось правильного зрительного образа слова, она просто там вредна.
"Самое интересное начинается дальше, когда ты думаешь, что здесь надо писать звук а, а на самом деле там пишется и, или е или еще что-нибудь совершенно неочевидное! Там ведь целая наука где-нибудь на филфаке преподается, а детям сбрасывают какие-то куски, естественно любой шаг в сторону вызывает недоумение" - да-да, именно так все и есть. У меня волосы дыбом от всех "псевдофонетических" (по-другому не назовешь) разборов...
Я в курсе. Не так давно ребенку было задано сделать фонетический разбор слова "жеребёнок". Были сомнения, поэтому я обратилась за помощью зала (в родительскую конференцию). Вариантов было масса. Сошлись на [жыр'иб'oнак]. Ну вот кто во втором классе это придумал?!
Все эти фонетические разборы в младшей школе - вообще бред полнейший, как на мой взгляд (а я по образованию - как раз профессиональный лингвист :).
И вдвойне бред из-за того, что даются эти фонетические разборы даже не просто в "усеченном", а еще и зачастую просто в неправильном варианте. И зачем такое нужно - учить НЕПРАВИЛЬНОМУ, да еще и так, что это мешает формированию грамотности у детей? Мне этого не понять.
Reply
Какие гласные смягчают предыдущий согласный.
Это все абстракция, которая не нужна нигде, кроме как в фонетических разборах и сыну, например, никак не дается.
При этом зрительная память у него хорошая, и вполне работают такие отсылки: "А помнишь мы с тобой видели картинку на которой были король твердого и мягкого знака? В чьем царстве там жила буква "щ"?
Что касается соседства с "ю", то фонетика в принципе мешает грамотности. Была бы моя воля, я бы вообще ее исключила класса до 5-го, но кто же меня спрашивает? Сейчас дети еще и транскрипцию пишут рядом со словом (лыжи [лыжы]), вот где совсем финиш! :(
Reply
Про то, что фонетика грамотности мешает в начальной школе - согласна. Именно по-этому сначала хотела показать ребенку (правда, он уже в третьем классе), а потом решила, что не надо.
Reply
Хоть слушать, хоть просто делать разборы по определенным правилам. Лично я в детстве никогда ничего не слушала. Я просто в 4-ом классе, когда все это началось, запомнила, что если я написала следом за согласной "я", значит она мягкая. Исключение "а" после "ч" или "щ", которые всегда мягкие.
Дочь учили по методике Эльконина-Давыдова. Ей объясняли, что в слове "мял" мы слышим мягкий звук, поэтому после него пишем "я", а в слова "мал" мы слышим твердый звук, поэтому пишем "а".
Дочери все эти премудрости были доступны даже в детском саду. Сыну они недоступны во втором классе и еще долго будут недоступны. Но фонетические то разборы и сыну тоже делать надо!
Вообще, мое личное мнение по поводу всей этой фонетики где-то совпадает с тем, что написано в часто цитируемой статье:
Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников
Reply
И эти мягкие и твердые звуки - это еще самая ерунда, потому что их ведь действительно просто слышно, если проговорить слово!
Самое интересное начинается дальше, когда ты думаешь, что здесь надо писать звук а, а на самом деле там пишется и, или е или еще что-нибудь совершенно неочевидное! Там ведь целая наука где-нибудь на филфаке преподается, а детям сбрасывают какие-то куски, естественно любой шаг в сторону вызывает недоумение.
Reply
Если бы ребенку не надо было бы сдавать русский язык, мне бы даже в голову не пришло так извращаться.
Фонетика нужна для иностранцев. А русскоговорящему ребенку ГОРАЗДО важнее научиться грамотно писать. Фонетика же у многих вступает в противоречие с грамотностью. Она не только не полезна в начальной школе, как минимум, пока не сложилось правильного зрительного образа слова, она просто там вредна.
Reply
Reply
Reply
Не так давно ребенку было задано сделать фонетический разбор слова "жеребёнок". Были сомнения, поэтому я обратилась за помощью зала (в родительскую конференцию). Вариантов было масса. Сошлись на [жыр'иб'oнак]. Ну вот кто во втором классе это придумал?!
Reply
И вдвойне бред из-за того, что даются эти фонетические разборы даже не просто в "усеченном", а еще и зачастую просто в неправильном варианте. И зачем такое нужно - учить НЕПРАВИЛЬНОМУ, да еще и так, что это мешает формированию грамотности у детей? Мне этого не понять.
Reply
Leave a comment