Леонид Бородин. Ловушка для Адама.

Jul 09, 2013 23:17


"Ловушка для Адама" - повесть, издана в 1994 году.
Герой повести - молодой интеллектуал начала девяностых. Жил, как жили другие, то есть - выживал в советских руинах. Занимался бандитизмом с друзьями помаленьку, рассуждал о смысле жизни, о месте человека в ней, ну и о тому подобном.
В начале повести мы узнаем, что герою приснилась его покойная мать; но сон этот был скорее сновидением и убедительно показал герою, что душа его матери страдает; для нее выделен личный ад - она обречена вечно наблюдать за сыном, за всеми его действиями, помыслами, каковы бы они не были - а чистотой они не отличались - и, как следствие, страдать. И что хуже, с его смертью её ад не закончится, а лишь вернется к началу, и снова она должна будет это проживать и страдать...
Герой, понимая весь ужас положения, решает облегчить участь матери и очиститься настолько, насколько вообще это возможно, чтобы мать радовалась, глядя на него оттуда.
Но герой наш - человек довольно слабый, да к тому же несколько горделивый (видимо, вследствие своей интеллектуальности) и как-то затягивается его очищение..
Побоявшись сказать своему другу, а по совместительству - главарю их банды, о своем намерении не участвовать больше в их противозаконных делах, он совершает еще одно из них - и как-то так получается, что напарываются они не на тех людей, половину банды убивают, а он успевает сесть за руль вездехода и укатить в направлении севера, в тайгу.
И вот едет он, обуреваемый благими намерениями, а по ходу дороги встречается с теми, кого уже нет в живых, или кого он оставил в прошлой жизни. Преподнесено это, как само собой разумеющееся, этакие беседы с прошлым. Эпизоды довольно странные и в ходе повествования никак не объясненные.
Лично для меня мысли героя явно попахивали гнильцой и несколько завышенными претензиями - комплекс Бога, так сказать. Но, у кого не бывает.
Продвигаясь по тайге, он встречает отца Виктория, отшельника, который вещает ему что-то о конце света, о его избранности и недавно появившейся на небе звезде. Не слишком внимая, герой двигается дальше и выходит к дому у озера. Муж с женой, метеорологи, и их маленький сын, поселились здесь несколько лет назад, удалившись от цивилизации и живут так, что просто мечта - коровку доят, дрова рубят, рыбу ловят и прочими прелестями лесной жизни занимаются - разве что по расписанию передают метеорологические сводки в город, по работе.
Герой наш, невозбранно назвавшийся им Адамом, просит у них разрешения пожить здесь за любую работу. Он им приглянулся, они ему тоже - остался он жить в их гостевом домике.
И все бы ничего но жена у метеоролога, Ксения,  - ну просто идеальная женщина, и Адам, естественно, не может этого не заметить. Да и она начинает проявлять к нему некий интерес. И в один из дней, когда глава семьи уезжает в город за покупками, так уж спонтанно получается, что Адам Ксению целует - с её, заметьте, согласия. Да так страстно, что у нее остаются вполне красноречивые следы. Метеоролог, возвратившись, конечно же гневается, гостя бьет и оставляет в сарайчике приходить в себя.
И пока Адам в себя приходит, заявляется к нему отец Викторий с победоносной улыбкой на лице, и вещает о том, что предназначение он свое выполнил.
А состояло оно вот в чем - звезда, взошедшая давеча на небе, возвещала  о Втором пришествии. Если на этот момент на земле окажется предсказанное число праведников - а именно сто сорок четыре - придет Сын Божий, заберет их, а все остальные останутся переживать вечные адские муки. И перед этим самым нужным моментом праведников стало сто сорок три - прелюбодействовавшая с нашим героем Ксения из их числа автоматически выбывает.

"- ЕГО число, оно сошлось, вопреки нам… День в день сошлось. Ты ведь и числа его не знаешь? Не знаешь! Сто сорок четыре! Всего-то сто сорок четыре! Ради них ОН должен был прийти, потому что это число - последнее неделимое ядро ЕГО истины. Оно непобедимо никаким намерением. Мы бессильны против него.
Вскочил вдруг, ко мне кинулся, упал на колени. Ко мне, отшатнувшемуся, лицом к лицу.
- ОН, так называемый Отец ваш любящий - и только ради ста сорока четырех! А остальные! Что им уготовано, миллионам! Знаешь? «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее. Пожелают умереть, но смерть убежит от них. Не убивать, но мучить будут пять месяцев, и мучение подобно будет мучению от скорпиона, когда ужалит человека. Молнии, громы и голоса сотворят такое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле». Это не я, это не мы, это ОН грозил и обещал, а вы не верили. Вот ты, ты… - палец его уперся мне в лоб, - ты хотел бы такой участи для близких своих и для неблизких и для чужих? Говори!
- А может, заслужили! - зло и упрямо ответил я, не отводя глаз.
- Что?! - взвыл он. - Вот она там, за Озером, страна твоя, одуревшая от свободы, ничего доброго еще не познавшая, кроме свободы ненависти, там сейчас толпы ходят на толпы и в толпах убивают и мордуют, а другие, корыстью изъеденные, тащат и грабят, В чем они виноваты, когда такие, какие есть? Ты не хочешь дать им время перебеситься? Пусть корчатся от яда скорпионова? И никакого шанса? Это ОН так решал и хотел! А ты был избран, чтоб помешать ему и разрушить число, и ты сделал это!
- Да что я сделал, черт тебя побери, космач проклятый!
Отпрянул. Поднялся с колен. Пыль отряхнул. Вернулся к чурке, сел.
- Значит, еще не понял? Ты можешь быть горд. Очень горд. Все те, в столицах мировых, важные и озабоченные, они думают и полагают, что вершат… А история свершилась здесь, на диком берегу жалкого озера. Все они, громогласные и могущественные - только пыль у твоих ног. Так не понял, значит? А все просто. Те, к кому ты спешил по камням и воде, они были в ЕГО числе. И ты разрушил число. ОН больше никогда не придет, и человечество ЕМУ более неподсудно! Свобода! Ты теперь - самый великий революционер в истории!
Сарай огласился мерзким хохотом.
- Понимаешь, Великомудрый перемудрил! Минимальное число людей, живущих по ЕГО законам, - ОН сам изобрел это число, как знак и время ЕГО пришествия. В Сыне ОН приравнял себя к этому числу, и сам стал числом, как когда-то Иисусом из Назарета. И стал уязвим. Ты вроде и сделал-то всего - бабенку одну совратил по простоте душевной, но распалось ЧИСЛО, и больше нет Сына, нет посредника, теперь ОН сам по себе, а люди сами по себе, то есть воистину свободны! И все - благодаря тебе. Возгордись же!"

Ну и собственно, конец.

Теперь о впечатлениях. Всю дорогу не покидало ощущение какой-то гнильцы, мерзости героя - и не обмануло. Получилась развернутая такая пословица - "благими намерениями дорога в ад вымощена".
Пафосная судьбоносная концовка на фоне постоянных метафизических измышлений героя и довольно вульгарной бытовухи в начале смотрится странно и потому еще более ошарашивающе. Как-то вот не ожидаешь так, что обычный паренек, хоть и задавшийся целью спасти маму на том свете, вдруг окажется нейтрализатором конца света - а все благодаря языку автора, который до последнего ничего такого в себе не скрывает.
Повесть интересная, но по мне слегка нудная и в некоторых местах слишком "двояковыпуклая" - наслоение смыслов такое обширное, что получается какой-то необъятный торт. Если б знала заранее, о чем она, возможно читать было бы легче. Но, может, теперь легче будет вам (:

бородин, лит, Адам

Previous post Next post
Up