Образ - основное понятие науки образности. Однако ни Анастасия, ни Мегре не дают точного определения этому понятию.
В шестой книге, в главе «Образность. Испытание», Анастасия даёт следующее объяснение, что такое образ:
«Образ - это придуманная человеческой мыслью энергетическая сущность. Её может создать один человек или несколько.
Ярким примером коллективного сотворения образа является игра актёра. Один человек описывает образ на бумаге, другой изображает описанный образ на сцене.
Что происходит с актёром, изображающим вымышленный образ? Актёр на какое-то время заменяет собственные чувства, устремления, желания на те, что присущи вымышленному образу. При этом актёр может изменить свою походку, выражение лица, привычную одежду. Так вымышленный образ на время обретает плоть.
Способностью творить образы наделён только человек. Сотворённый человеком образ может жить в пространстве только до тех пор, пока его представляет своею мыслью человек. Один человек или сразу несколько.
Чем большее количество людей подпитывают образ своими чувствами, тем сильнее он становится.
Сотворённый коллективной человеческой мыслью образ может обладать колоссальной разрушительной или созидательной силой. Он имеет обратную связь с людьми и может формировать характеры, манеру поведения больших и малых групп людей.
Образ к прекрасному людей может вести, но может повести к уничтоженью, когда единство нарушается внутри».
Это описание несколько напоминает другое понятие - эгрегор. Он также создаётся коллективной мыслью, нуждается в подпитке чувствами от большого количества людей и формирует характеры и манеру поведения. Однако подробнее об эгрегорах я расскажу в другой главе настоящей работы.
В десятой книжке, «Анаста», в главе «Встреча с образом своим первозданным», Анастасия рассказывает следующее о способности человека создавать и материализовывать образы:
«Сам человек есть не что иное, как материализованный образ, и, будучи материализованным образом, сам человек может создавать своею мыслью и материализовывать образы. В этом заключается его никем и ничем не превзойденная сила Вселенская.
Если какой-то человек не осознаёт в себе подаренных ему Создателем способностей, то такой человек сам блокирует свою величественную силу и попадает под воздействие других образов, материализуя их замыслы, вплоть до уничтожения самого себя, своей семьи, своего рода, своего государства и всей планеты.
Искусственный технократический мир также создан человеком с помощью энергии образа, навеянного человеку его антиподами. Искусственный мир бренен. Даже самая совершенная машина, здание, любая иная вещь искусственного мира с каждой секундой разрушается и всего лишь за несколько лет превращается в прах или, ещё хуже, во вредоносные для человека отходы.
Сам человек, живущий в искусственном мире, также становится бренным. Ибо трудно человеку, ежеминутно глядя на множество разрушающихся предметов, лишённых способности самовоспроизводства, представить жизнь вечную, создать образ собственной вечности и материализовать его.
Естественный, видимый нами мир существует не миллиарды лет, а значительно больше, ибо сначала он существовал ещё в нематериализованном образе. Учёные, определившие возраст Земли, вычислили не дату её рождения, а лишь дату материализации, как один из этапов жизни».
В этой же главе упомянутой книги Анастасия сравнивает образ с информацией. «Информация - это образ. Образ - это информация», - говорит она. Однако такое определение, если это можно назвать определением, также мало что даёт в понимании того, что такое образ.
Дело в том, что единого определения информации как научного термина в настоящее время также не существует. Каждая область знания вкладывает в это понятие своё значение. Так, при изучении неживой природы понятие информации связывают с понятием отражения или отображения. В теории связи под информацией принято понимать любую последовательность символов, без учёта их смысла. Однако в лингвистике, или семантической теории, под информацией понимают не любые сообщения, а только те из них, которые обладают новизной или полезностью. В теории управления, по определению Н. Виннера, под информацией также понимают только ту часть знаний, которая используется для активного действия и управления, а также способствует сохранению, развитию и совершенствованию системы. В социальных науках, таких, как социология, психология, политология и др., под информацией понимаются сведения, данные, понятия, отражённые в нашем сознании и изменяющие наши представления о реальном мире. Наиболее же общим определением информации является понимание её как отражения внешнего мира с помощью знаков и символов.
Итак, если сказать, что образ - это информация, всё равно остаётся непонятным, что такое образ, так как возникает другой закономерный вопрос: что такое информация? Как мы уже видели, в разных науках существует множество определений этого понятия, и Анастасия не уточняет, какое именно определение она имеет в виду. Поэтому смысл понятия «образ» в науке образности остаётся не определённым.
Однако ни одна наука не может двигаться вперёд и что-либо изучать, пока не разберётся с определениями своих основных понятий. Чтобы исследовать, как образы влияют на реальность, нужно сначала дать точное определение понятию «образ», иначе получится, что изучается влияние на реальность сами не знаем чего.
Так как в книгах такого определения не даётся, я решила разобраться с этим сама. Вначале я попыталась выяснить этимологию слова «образ».
Данное слово общеславянское, имеет приставку «об-» и корень «раз-» и является производным от «образити» (изобразить, нарисовать) или «разити» (резать, вырезать из дерева). Также, согласно Унбегауну, русское слово «образ» происходит от глагола «образовывать» или «создавать». На других языках этому слову соответствуют белорусское «вобраз», древнерусское и старославянское «образъ», верхнелужицкое «wobraz» и нижнелужицкое «hobraz». Болгарское слово «образ» имеет значение «лицо, щека»; чешское, словацкое и польское «obraz» - «изображение, картина или икона». Сходное значение имеют также древнегреческие слова εἰκών (образ, изображение, подобие, статуя; сравнение, притча), τύπος (удар, знак; след, отпечаток, рельеф; изображение, образ) и μορφή (вид, образ, наружность, красота, форма).
В толковом словаре современное слово «образ» имеет сразу несколько значений:
1) вид, облик кого-либо, возникающий в чьей-либо памяти («мне запомнился образ бабушки»);
2) живое, наглядное представление о ком-либо, чём-либо («светлые образы будущего»);
3) отражение в сознании чего-либо («наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира»);
4) воплощение в конкретно-чувственной форме представлений художника о действительности («поэт мыслит образами»);
5) тип, характер, созданный писателем, художником, артистом («образ революционера»);
6) порядок, способ чего-либо («образ жизни»);
7) то же, что икона.
Понятие «образ» используется в самых разных областях знаний и деятельности человека. В материалистической философии образ понимается как форма существования материального в идеальном, в более широком значении - как «форма репрезентации чего-либо». Русский философ Николай Бердяев противопоставлял образ и вещь. По его мнению, либо образ формируется на основе вещи, либо образ становится основой для создания вещи. Являясь субъективным и идеальным, образ не существует сам по себе, вне отношения к вещи. Гегель считал образ неотъемлемым компонентом символа (второй компонент - смысл), поэтому образ - выражение смысла. Изображение и образ - не одно и то же. Мы можем уничтожить изображение, однако с образом это сделать невозможно, так как он по-прежнему будет оставаться в нашей памяти, воодушевляя или, наоборот, угнетая нас.
В психологии образ определяется как «непосредственное или опосредованное отражение реальности в форме целостной невербальной структуры», а также как «чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику». Образ может быть как чувственным (конкретная картинка в голове), так и рациональным, абстрактным (например, образ атома, образ мира или войны).
В психологической науке выделяют образ восприятия, образ представления и образ воображения. Первый является отражением в идеальном плане (в нашем сознании) внешнего объекта, воздействующего на органы чувств. Второй - образ представления - представляет собой чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, свободно сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия объекта на органы чувств (например, воспоминание). Образ же воображения - это вымышленный образ, данный в представлении, но не имеющий аналогов в действительности.
Современная психология считает образ вторичным по отношению к материальному миру. Говоря простыми словами, образ, по мнению современных психологов, - это отражение материального мира в нашей голове. Воображение здесь не является исключением. Придумывая что-либо новое, мы лишь преобразовываем в своём сознании уже воспринятое ранее. Это, повторяюсь, мнение современной психологической науки.
Вообще в психологии существует множество понятий, включающих в себя слово «образ». Это и образ-я, или я-концепция - система представлений человека о самом себе, и образ-цель - идеальное представление будущего результата деятельности, и образ тела - восприятие человеком своего собственного тела, и образ, или картина, мира - обобщённые представления человека о мире, складывающиеся в результате переработки информации о нём.
Другое значение придаётся понятию «образ» в искусстве. Там образ - это форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов, а также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.
Понятие образ используется также в информатике и даже в математике.
В информатике образ - это «воспроизведение объекта, информация о нём или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним». В частности, в информатике используются такие понятия, как образ диска («компьютерный файл, содержащий в себе полную копию содержания и структуры файловой системы данных, находящихся на диске»), образ оптического диска («файл, содержащий в себе всю информацию и структуру оптического диска») и образ ПЗУ («файл, содержащий копию данных из микросхемы ПЗУ»).
Сказать честно, я не сильно разбираюсь в информатике, поэтому мне не очень понятны эти определения, особенно, что такое ПЗУ. Однако из вышеописанного ясно, что образ в информатике - это некий компьютерный файл, представляющий собой копию какого-либо объекта, например, диска.
Определение понятия «образ» в математике мне ещё более не ясно, так как в школе всегда была слаба в этом предмете. Поэтому просто процитирую это определение без комментариев. Итак, образ в математике - это "результат (y) отображения прообраза (x) для заданных отображения (функции) F:X → Y, x ∈ X и y ∈ Y. Записывается как y = F (x)".
Итак, мы видим, что понятие «образ» используется в самых разных науках и понимается в них тоже по-разному. Какое же значение имеет тогда это понятие для науки образности?
Владимир Мегре, когда приводит примеры влияния образов на реальность, говорит и о художественных образах (книги, фильмы, песни и т. д.), и о создаваемом имидже президента, и в общем об идеологии государства. Таким образом, под главное понятие науки образности попадает очень большая категория явлений.
Пытаясь найти такое определение образа, которое охватило бы все приводимые в книгах примеры, я решила остановиться на определении, данном Валерием Сагатовским в его работе «Бытие и сознание». Это определение я совершенно случайно нашла в интернете, и именно оно показалось мне наиболее подходящим.
«Под образом я понимаю состояние идеального бытия, - пишет Сагатовский, - как результата и предпосылки актов идеальной деятельности, соотнесённое с предметом. Это может быть понятие, восприятие, переживание и т. д.».
Итак, образ - это состояние идеального бытия! Это состояние может быть, как пишет Сагатовский, в любой конкретной форме - понятия, представления, переживания и т. д. Таким образом, наука образности под образом будет понимать состояние идеального бытия в его различных конкретных формах, таких как представление, мысль, чувство, понятие и т. д.
Следует отметить, что в таком случае у образа в науке образности будет два значения - широкое и узкое. В широком смысле образ - это общее название разных конкретных форм существования идеального, в более же узком смысле - одна из таких конкретных форм, именно «картинка в голове», чувственное представление, а также художественный образ.
Кроме образа, Сагатовский даёт также своё определение понятию информации. По его мнению, «информация представляет собою внешнюю оболочку идеального, поддающуюся объективации».
Отсюда видно различие между образом и информацией. Информация - тоже состояние идеального бытия, но, во-первых, облачённое в некую внешнюю оболочку в виде определённых знаков и символов и, во-вторых, объективированное благодаря этому. Так, если я, например, представляю в своей голове дерево, это представление будет образом, но не будет информацией, так как оно субъективно, существует только в моей голове и у него нет внешней оболочки в виде каких-либо знаков и символов, посредством которых я могла бы передать это представление другому. Однако данное представление может стать информацией, если я захочу поделиться им с другими людьми. Тогда мне придётся или нарисовать его, или описать словами, или найти ещё какой-либо способ донести образ до собеседника. Моё представляемое дерево обретёт таким образом внешнюю оболочку благодаря слову или рисунку и из субъективного представления станет объективной информацией. Поэтому можно сказать, что информация - это объективированный образ.
Мы помним, как Анастасия говорила, что «образ - это информация», а «информация - это образ». Эти слова мне хотелось бы несколько уточнить. Дело в том, что любая информация - образ, но не всякий образ - информация. Информацией становится лишь тот образ, который потенциально доступен для восприятия другим человеком.
Итак, мы более-менее разобрались с понятием «образ» в науке образности. И если образ - это состояние идеального бытия, то, следовательно, наука образности изучает, как это идеальное бытие влияет на бытие другое, материальное. Однако подробнее о том, что и как изучает наука образности, я расскажу в следующей главе.