Очков очарованье - любимые книги детства.

Sep 24, 2021 00:06

Идею для этого поста подал mishemplushem В обсуждении того, почему современным детям не интересна русская классика и что с этим делать Ленивы и нелюбопытны? я попыталась вспомнить, чем именно мне нравились любимые книги детства: что мне хотелось в них найти, а чего, наоборот, видеть не хотелось. mishemplushem предложил написать об этом пост и вспомнить те самые любимые книги. Что ж, попробую:)

Сначала уточню, что для меня, как и для многих советских детей, вопрос читать или не читать никогда не стоял. Читалось все, что содержало буквы и, если под рукой не было книги, то в ход шли газеты, журналы и надписи на пачке масла или чая:) Мама часто вспоминает, как, вернувшись с работы, застала меня в школьной форме с одним спущенным рукавом и с журналом Здоровье в руках. Я этого не помню, но маме верю. Книг в доме было много, читали все и непрерывно. Но даже у такого книжного пылесоса, как я, некоторые книги были любимы и зачитаны до отрыва обложки, а некоторые прочитаны один раз или вообще оставлены на середине. Я попыталась вспомнить, что же мне так нравилось в первых и вот что вспомнила:

Во-первых, часто хотелось отождествить себя с героем, почувствовать себя им/ей. Все-таки герой есть герой - ему всегда уделяется много внимания и судьба у него богата на всякие приключения. Ну и он/она делает удивительные вещи: фехтует, скачет на коне, летает в космос, ходит в море, делает сальто-мортале, встречает удивительных людей и существ. А это все очень хочется попробовать, так что сначала проживаешь жизнь героя через строчки, а потом еще играешь в него с друзьями (а если еще и смастерив реквизит и переодевшись, то вообще красота!). И конечно, герои живущие в других мирах и странах были еще притягательнее в силу своей необычности. Среди многочисленных персонажей русской литературы таких как-то мало находилось. Не хотелось становиться Раскольниковым, Пьером, Обломовым или Базаровым (и жить их тусклой жизнью). И Наташей не хотелось и Машей и даже Лизой из Барышни-Крестьянки. Может быть Татьяной (она хоть читать любила!), но во что потом играть: в письмо Онегину или в дуэль? В письмо скучно, а дуэли у мушкетеров зажигательнее были :)

Во вторых, хотелось испытать разные эмоции. Хотелось бояться, поэтому Мериме, или, например Стокер. Хотелось дрожать от любопытства, узнать, чем же все закончится, поэтому Верн или Дойль. Хотелось жалеть бедных, страдающих героев и пускать слезу над Геком Финном, который, конечно же не утонул! Смеяться тоже хотелось, поэтому Эмиль из Леннеберги Линдгрен.
Таких книг среди русских классиков у меня было больше. "Вечера" Гоголя пугают и интригуют ничуть не хуже Мериме. Над "Гуттаперчевым мальчиком" и "Детьми подземелья" горько рыдалось, а в "Идиоте" была вполне детективная интрига - это потом я узнала, что он писался, как роман фельетон и главы намеренно заканчивались на самом интересном месте.

Еще хотелось узнать что-то новое. И неважно о чем: как устроен цветок кислицы, как делаются звуковые эффекты в театре, или как склеить биплан из фанеры. Всякие "сделай сам". Руки у меня тогда были довольно кривые, получалось мало что, но очень нравилось читать и представлять, как я однажды это сделаю. А если книга была интересно написана, как, например, "Сто тысяч почему" Ильи Маршака, то это был дополнительный огромный плюс. "Интересно" чаще всего сводилось к загадке в начале и разгадке с какой-нибудь историей, то есть, опять же к интриге. Эти книги с классикой сравнивать вообще нельзя, но тоже нравились.

Что НЕ нравилось: морализаторство. Когда один герой такой хороший-хороший, что сразу чувствуешь к нему неприязнь, как к "сыну тети Маши, который отличник по математике и помогает по дому, не то что ты!" Когда с самого начала книжки понятно, что тут будут поучать. Была у меня такая книжица с героем по имени Группи-Группи-Ян, который мешал жить хорошим детям, ну вы понимаете, да?

Не нравились бессюжетные описания природы. В описаниях природы должны были быть действующие лица и сюжет:) И пусть это будут звери, как в книгах Сетона-Томпсона, но они должны быть. Алиса считала, что книга без картинок и разговоров не может быть интересной: без разговоров точно не может!
Подводя итог, можно сказать что нравились книги с персонажами, в шкуру которых хотелось влезть, книги, вызывающие эмоции, книги с действующими лицами и разговорами и желательно без морализаторства (этого и в обычной жизни хватало).

А какие книги в детстве нравилось или не нравилось читать вам? Помните, почему?

Список книг (будет дополняться, если еще что-нибудь вспомню):
А. Дюма "Три Мушкетера", "королева Марго", "Графиня де Монсоро"
Ж. Верн "Дети Капитана Гранта", "Двадцать тысяч лье под водой"
Р. Л. Стивенсон "Остров сокровищ"
Г.Х Андерсен "Снежная Королева" (Андерсена люблю не всего, в детстве у меня было довольно полное собрание сказок, включая Красные башмачки -слишком страшно)
В. Волков "Волшебник Изумрудного города" (вся серия из 7 книг, но дома был только Урфин Джюс)
Йорма Курвинен "Овчарка Рой", "Овчарка Рой и 9В"
М. Сервантес "Дон Кихот" (мушкетеры веселее)
Д. Дефо "Робинзон Крузо"
К. Паустовский - повести, особенно "Кот-Ворюга" и "Шкатулка проснулась"
Н. Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Махабхарата (какое-то сокращенное издание)
В. Гауф - сказки. Гауфа любила особенно.
А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
С. Михалков "Сон с продолжением"
Дж. Толкин "Властелин колец"
А. Куприн - "Белый пудель"
А. Чехов - "Каштанка"
А. Линдгрен "Карлсон, который живет на крыше", "Пеппи Длинныйчулок" "Эмиль из Леннеберги"
В. Крапивин "Дети синего фламинго"
В. Скотт "Айвенго"
А. Конан-Дойль, "Записки о Шерлоке Холмсе"
Л. Матвеева "Мы в пятом классе"
Р. Сабатини "Хроники капитана Блада"
Р. Джованьоли "Спартак"
М. Твен "Приключения Тома Сойера", "Принц и нищий"
В. Короленко "Дети подземелья"
Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома" "Незнайка в солнечном городе"
А. Гайдар "Тимур и его команда", "РВС", "Военная тайна"
Э. Успенский "Вниз по волшебной реке"
А. Беляев "Человек-амфибия", Голова Профессора Доуэля"
А. Толстой "Аэлита"
В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"
А. Грин "Алые паруса", "Бегущая по волнам"
Р. Бредбери "Марсианские хроники", "451 по Фаренгейту", "Вино из одуванчиков"
Средневековая персидская проза - особенно про Самака-айяра и книгу Бахтияра.
И. Ефремов" Туманность Андромеды"
К. Булычев "Миллион приключений"
П. Мериме "Хроники царствования Карла IX
К Льюис "Хроники Нарнии"
П. Бажов "Малахитовая шкатулка", "Хозяйка медной горы"
М. Ильин "Сто тысяч почему"
Б. Стокер "Дракула"
Ф. Достоевский "Идиот"
М. Додж "Серебряные коньки"
Э. Сетон-Томпсон, рассказы
Д. Лондон "Сердца трех"
Д. Стерлинг "Мэри Джейн"
М. Митчелл "Унесенные ветром"
Г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома"
Ш. Бронте "Джен" Эйр
А. Милн "Приключения Винни Пуха"
Т. Янссон Муми-Тролли, особенно "Муми-Тролль и комета"
П. Трэверс "Мери Поппинс"
Д. Монтгомери "Ищи на диком берегу"

lytdybr, литература, дневник, воспоминания

Previous post Next post
Up