16 февраля - Студия Театрального Искусства «Мальчики» (по девяти главам романа «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского; реж. С.Женовач).
«Вы социалист? Когда же Вы успели? Вам, кажется, тринадцать лет!»
Некогда, ещё в пору учёбы на первом курсе, это был первый виденный мною в СТИ спектакль. Подняла старые записи, ничего дельного, кроме дикого восторга не обнаружила. Что ж. И по сей день меня можно уличить в предвзятости к театру Женовача - это театр-дом, светлое место, нечто вроде семейного круга. Не знаю, почему такое к нему отношение.
Первый просмотр был давно, и главное его отличие от нынешнего - в том, что к тому дню я ещё не читала роман. Но спектакль Женовача - тот случай, когда приходит светлая печаль. Смотришь - и улыбаешься. Здесь «Мальчики» - не эпизод в глыбе романа; равно как и мальчики - не эпизод в жизни Алексея Фёдоровича. В этот раз заметила: мальчики всегда присутствуют на сцене, они оценивают ситуацию, они действуют даже там, где, казалось, не должны; каждый персонаж проходит какой-то внутренний путь. Конечно, было радостно в роли мальчиков увидеть своих любимых мальчиков второго выпуска - Прошина, Назимова, Москового и Сирадзе.
Сцены в доме Снегирева смотреть неловко: кажется, будто бы подсматриваешь за чужой драмой. Боже, какой всё-таки потрясающий артист Вертков! Наверное, другого слова и не подобрать, кроме достоевского «надрыв». Шашлова - чудо, как всегда. Пирняк, кажется, повзрослел в этой роли (Илюши) и немножко из неё вырос. А вот Шибаршин в роли Красоткина радует всё так же! И диалоги с Карамазовым - главный пласт спектакля. Пожалуй, такое может статься лишь у Достоевского: эти разговоры. Хотя иногда мне кажется, что и в мои тринадцать точно такие же велись на режиссёрской кухне в однушке по улице Ленина. Записала себе в блокнот пометку - «Алёша К. напоминает ГП», потом долго не могла вспомнить, что ещё за ГП. Ага, Прутцкова, вспомнила.
«Покажите вы русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленную».
« - А Белинского вы читали?
- Видите ли... нет... я не совсем читал, но... место о Татьяне, зачем она не пошла с Онегиным, я читал»
«Вольтер в Бога веровал, но, кажется, мало. Да и человечество мало любил».
Ну, так что же вы думаете, дорогие мои читатели, я и не упомяну в своей заметочке ни разу про Аброскина? Ан нет. Перезвон - лучшая его роль несомненно, и ведь как она точно придумана, как славно проработана! Мелькнуло в голове одно. Это бессловесное воплощение - Бенджи из всем хорошо известного спектакля по Фолкнеру 92 года…
Ну и, к слову сказать, вы наверняка уже в курсе, что Женовач ставит новую работу по «Карамазовым» - «Брат Иван Фёдорович». Я её очень жду, хотя всё, что знаю, так это то, что оченьлюбимая Васильева будет играть Катерину Ивановну
17 февраля - театр на Таганке «До и после» (бриколаж по авторам Серебряного века; реж. Ю.Любимов). По-моему, внимательным читателям давно ясны мои отношения с театром на Таганке: некое любопытство вперемешку с неприятием. Стоит отдать должное этому спектаклю: по сравнению с предыдущими просмотренными двумя хотя бы не хотелось сбежать, предварительно изволив поскандалить с постановщиками. Более того, придя домой, я даже переслушала радиоспектакль Каменьковича «Феникс» (ну, вы помните Car l'homme vieux a pour ennemis la nature entière) и даже решила переслушивать «Приключение» Поповски, да пока времени не хватило («Анри-Генриэтта, лунный лёд», сказанное меланхолично-тягучими интонациями Тюниной…). Ну да ладно. Сабж.
А спектакль, в общем-то, без какой бы то ни было стройной драматической канвы; это, скорее, какие-то фантазии на тему Серебряного века. Актёры появляются из «Чёрного квадрата», читают тексты, попеременно «становясь» каким бы то ни было автором: Ахматовой, Блоком, Гиппиус, Цветаевой, Мандельштамом, Маяковским, Бродским, и далее по списку, вы его и сами легко домыслите. Всё это напоминает балаганчик с масками, какую-то игру вроде «угадаете или нет?». Но вот именно отсутствие какой-то строгой классической композиции (с конфликтом, кульминацией…) и делает этот спектакль некоим подобием топи: он затягивает, но не в лучшем смысле этого слова. Слишком много одинакового и неменяющегося действия.
В какой-то момент ловишь себя на мысли, что «а вот я бы». Ну что, что? Сделала бы пластический рисунок более точным, филигранным: ритмика и движения здесь важны, но, кажется, недоработаны и получается грязновато. Светотени хороши, но почему столь одинаковы? Почему оркестр практически не оправдывает себя? Почему так сильно плюсуют в интонациях? Почему то, почему это. Тексты, не терпящие насилия. Bricole - безделица. Интересная, в принципе, форма, но не развитая до высшей точки. «А вот я бы» - я бы не стала так ставить. Но меня не спрашивали и даже не предлагали.
Поэзия на сцене - это тяжёлая работа. Это тот материал, на котором оступаться - непростительно. Не только в неверной интонации. Здесь нельзя забыть слова и выкрутиться, нельзя отступать от текста - потеряется. Эту планку держат далеко не все. Здесь ещё ведь в чём дело? В том, что чтобы играть полновесный Образ, нужно пережить немало. Полновесных образов не играется. Даже попытки - нет.
Неоспоримейший и, кажется, главный плюс спектакля - актриса Лариса Маслова.
Впрочем, ещё одну вещь понимаешь уже несколько часов спустя: в чём сверхзадача? Отыскать. Перечитать. Вспомнить все эти тексты (хотя многие давно уже выучены наизусть). Вот как-то так, мне кажется.
19 февраля - Мастерская О.Кудряшова «Печальная история одной пары. Истории, подслушанные в чужом ipod» (пластический спектакль Олега Глушкова). Ещё в прошлом году я писала, что этот спектакль нужно время от времени пересматривать, чтобы что-то где-то в сердце происходило. Но в этом сезоне как-то нечасто выходит. В принципе, уже изучив спектакль вдоль и поперёк, можешь, конечно, даже чью-нибудь партию станцевать, да и не ждёшь откровения, просто ходишь по любви, но… Я не знаю, что случилось в этот раз. Но в первую же секунду спектакля у меня как полились слёзы. Вдруг. Я сама от себя не ожидала.
Впрочем, кажется, я была готова уйти после первой части. Почему? Просто хотелось в себе оставить это чувство «печальной истории», и не разбавлять его ни капелькой легкомысленных айподовских танцев. Хотя: после второй части я просто была счастлива. Просто была счастлива их видеть.
Дорогие мои кудряши! Я люблю вас, каждого и всех вместе!
Но в этот раз были и неожиданности (конечно, не такие, как пропущенный танец в прошлый просмотр!). Главная неожиданность состояла в отсутствии Макара Запорожского. Уж не знаю, куда его задевали (в январе его на «Эдипе» не было, например - надеюсь, в «Униженных»-то хоть остался?). В первой части с Латушкой танцевал Саша Горелов. Это было так забавно - главным образом из-за того, с КАКИМ лицом он танцевал! Зал, кажется, тоже заметил это. А во второй части Cheers, darling перешёл к Кириллу Вытоптову (моему самому любимому кудряшу, кстати). И, кстати, так гармонично заменил: помнится, когда я первый раз попала на какие-то замены, это очень резало глаз, а сейчас совсем нет. А Ира Латушко теперь вошла в Tenessee, и, похоже, насовсем - и тоже хорошая там.
Вот так. А вообще, «Печалька» 19го была лишь частью прекрасного вечера с однокурсниками, а вернее даже будет сказать, прекрасных выходных с ними.
Фотографии (с) я, прошлый сезон.