12 октября - театр «Практика» - «Ниагара» (реж. Режис Обадиа). Просто прекрасный и очень своеобразный спектакль. Я бы сказала, такой творческий метод - именно то, чего я хотела бы добиться в своих будущих (эх, надеюсь!) постановках. Синтез пластики и актёрского мастерства. Артистов двое: Денис Баландин (известный нам по РАМТу) и Ирина Гринёва, играют они брата и сестру. Правда, присутствует ещё и шикарнейший видеоряд в финале (в роли их матери - Дани Каган): если честно, впервые вижу удивительно уместное видео, хотя я в принципе не особо спец в современных экспериментальных постановках.
У обоих артистов бесподобное пластическое самовыражение. Я бы сказала, это основное выражение их морального состояния - это танец, пластические миниатюры, положенные на какую-то удивительную музыку (что за музыка, не знаю, но в один прекрасный момент грянули Placebo). Биомеханика какая-то получается. Но это потрясающе! Честно! Даже можно запросто отметать все диалоги, главным стал танец, совершенно нетривиальный, стихийный какой-то. Гринёва, правда, местами не производила должного впечатления: голос у неё хороший (это главное впечатление), но местами хотелось его больше в дело; да и пластикой она существенно уступала Баландину. Но в целом спектакль запал глубоко: такое постепенное духовное обнажение перед зрителем, предельно красивое с эстетической точки зрения. Хорошо бы ещё что-нибудь в этом духе посмотреть.
13 октября - Драматический театр им. Эгидиюса Раджюса, Литва - «Записки сумасшедшего» (моноспектакль Нериюса Гэдминаса). Жаль, что фестиваль Solo прошёл мимо меня со всеми моими трабблами, и вот единственное, что я успела посетить, это те самые литовские «Записки сумасшедшего» (так сказать, морально готовлю себя к предстоящим пяти часам литовского языка))). Главный минус тут - синхронный перевод (лучше уж субтитру, честное слово!) - он просто жутким образом усыпляет…
Моноспектакль оформлен весьма любопытно, музыка местами очень хороша (а местами просто отвратительна!!). Актёр интересен внешне, играет изначально помешано-сумасшедшего (сопоставляю с «Он был титулярный советник», где А.Г. играет внешне нормального человека). Но всё-таки иной раз, как мне показалось, с «безумием» перегнул.
К сожалению, зал он удержать не смог. Вероятно, всё дело в том, что этот спектакль должен быть камерным, а его развернули на огромный зал.
(с) я
18 октября - РАМТ «Как кот гулял там, где ему вздумается». Второй просмотр спектакля, и ещё больший восторг, чем прежде! Прониклась спектаклем ещё больше, прямо-таки втянулась в эту замечательную игру. Что самое занятное: в первый раз, когда я смотрела, в зале было ну где-то 3 ребёнка, а теперь едва ли не ползала! И приняли они просто замечательно. Даже завидую этим детям: в моём детстве спектакли для детей были какими-то совсем отвратительными, разукрашенными, костюмированными и грубыми. Сейчас появляются такие прекрасные спектакли, что просто АХ! Но такого рода условность я даже не ожидала: что-то совсем необычное, но очень естественное. Сигрид всё-таки очень талантливый режиссёр (надеюсь, что работать она будет в России, а не уедет на родину!).
После спектакля было обсуждение, на которое, собственно, я и больше всего намеревалась попасть. Вспоминая о прекрасных встречах с артистами ВМТ я ждала чего-то очень прекрасного, а вышло несколько тухловато. К тому же, зрители отличались каким-то редкостным тупоумием - вопросы у них были просто ЖЕСТЬ (что странно: задавали их в основном явно не принадлежащие к студенческому сословию товарищи). Скажем, сначала все очень долго искали глубинную философскую концепцию, а потом какой-то товарищ и вовсе задал «прекрасный» вопрос: «А не хотели бы вы сыграть этот спектакль на большой сцене и с костюмами?». Большей тупости даже представить нельзя было. В общем, всё удовольствие от встречи свелось к прослушиванию рассказов артистов о том, как они делали спектакль. Зрительские вопросы только мешали.
(с) я