12-18.03.

Apr 19, 2010 03:11

12 апреля - театр им. Е.Вахтангова «Дядя Ваня» (А. Чехов, реж. Римас Туминас). Наконец-то я увидела этот спектакль: заказывала билет на него раз 5, и вот мне ответили положительно. И спектакль оказался, как есть, бесподобным! На самом деле, я когда посмотрю что-то такое, поражающее, то даже не знаю, какими словами написать бы об этом, но это такой спектакль - мощная глыба просто. Мне сейчас не хочется перечитывать кучу рецензий и потом писать что-то "по мотивам", а то это как-то нечестно, мне кажется, просто поделюсь с вами парочкой своих ощущений от просмотра.
Похоже, что у Туминаса в спектакле получилось едва ли не больше экзистенциальных смыслов, чем у Чехова в пьесе. Я видела лишь одну постановку «Дяди Вани» (у Табакова), но кажется, что именно в этом спектакле нет привычных «чеховских» интонаций, актёры как будто совершенно свободны от штампов чеховских постановок, и получается что-то совершенно иное, нежели мы привыкли видеть. Никаких уютных комнат и садиков, а большое пустое тёмное разрушающееся пространство, от которого веет промозглостью и запустением. Никаких сентиментальностей, но жёсткое и прямолинейное высказывание. Поначалу кажется, что герои друг друга не слышат, но это не разлад друг с другом, а разлад с собой, отрешённое какое-то существование и глубокая, как бездна, печаль.
Первое потрясение было от музыки. Музыка постоянно звучит, и придаёт произнесённым речам какой-то новый смысл (похоже, «новый смысл» - ключевое понятие спектакля). Второе - от самого Дяди Вани - Маковецкого. И третье, как ни странно признавать, но самое сильное - от Сони (Мария Бердинских). Это абсолютно «мой» персонаж. Она самая живая и глупенькая, и потому самая несчастная. А судьба её навсегда перечёркнута внешним, всеобщей зависимостью от внешнего - о, как это чертовски знакомо! И бессмысленные утешения («у тебя красивые волосы»), и боль от соприкосновения с «прекрасным» (Еленой) - хотя по сути, по сути, Елена пустышка, скучная, ленивая, а Соня может и не стать такой. Но у неё каждое слово - как боль от неосуществившейся надежды. А последний монолог - не утешение, а заявление, почти истерика, крик.
Да и сам спектакль - это какое-то огромное крушение иллюзий и всего, что есть. Трагедия, помешанная с театром абсурда.
Но вообще - гениальная вещь и сильейшая встряска для ума и сердца.


13 апреля - театр «У моста» (Пермь) «Калека с Инишмана» (М.МакДонах, реж. Сергей Федотов). По-моему, одна из безусловных удач нынешней «Маски». Простой и честный спектакль по пьесе МакДонаха - ох, всё больше начинаю любить его драматургию, грубую и простоватую, но в итоге-то очень светлую и человечную. И пусть это «ирландская комедия», смотришь - и ком в горле стоит.
До «Калеки» я видела два спектакля по МакДонаху, и оба - «Тоскливый/Сиротливый Запад». О многих читала. Так вот, похоже, это первый спектакль по этому автору, в котором делается такой сильный акцент на национальный колорит, на культуру и фолклорность текста и образов. На сцене - бревенчатая избушка, лодка в дымке, персонажи, как будто сошедшие со сказочных иллюстраций. И при всей при этой аутентичности всё как будто подсмотрено в обычной нашей с вами реальности.
Правда, первое действие меня совсем не сразу подцепило, но потом эмоций хватило с полна. Поразилась, насколько точными и полновесными изображены все персонажи - и совершенно бесподобные необъятные тётушки, бранящие, но до помешательства любящие своего Билли, и придурковатый Бартли, и разбитная оторва Хелен, и мамаша Джоннипатинмайка, пьянчужка с поразительно-красивым лицом, да и сам неладный, страдающий Билли, в котором столько всего борется, что может просто разорвать. Но вот больше всех мне нравится сам Джоннипатинмайк (было за что номинировать на ЗМ)! Вроде бы вот сволочь такая, пустозвон, всех закладывает, спаивает мамашу, но - он же придумывает историю о благородстве неблагородных родителей, вздумавших утопить своего сына-уродца, - чтобы Билли было во что верить. Всё-таки самое страшное - это ненависть и презрение самых родных людей.
На самом деле, спектакль, он о многом. О том, как бездушная Америка пробирается потихоньку в такую особенную Ирландию (и если Ирландия на сцене изображена с любовью сказочными какими-то тонами, то Америка - лишь белой кроватью и резким светом). О том, что никакие роли и слава, никакие блага цивилизации и деньги не смогут заменить родину и родных людей. Об эгоизме и прощении. О том, что люди вокруг, быть может, куда большие калеки в душе, чем Билли. Да мало ли о чём ещё. О многом.
Ну и о любви, конечно.
Это ведь сказочка:
Хелен всё-таки согласиться прогуляться с колченогим неладным Билли и даже его поцелует. Из жалости или увидев Человека в этом вывернутом теле. Не важно.
И вот это - главная сказочка. Я ведь написала уже выше о всеобщей зависимости от внешнего. Никого не заботит, что там в твоей душонке, главное - яркий фантик и удачный декор.
Может, МакДонах и пишет про людей жестоких и низких, но они всё-таки лучше, чем персонажи реальной жизни, и, как не надейся на лучшее, то, о чём думаешь…
…. невозможно.


15 апреля - Театр оперы и балета им. П. Чайковского (Пермь) «Один день Ивана Денисовича» (А.Солженицын, реж. Георгий Исаакян, композитор Александр Чайковский). Поначалу я ожидала много от этой оперы. Потом, узнав, что текст не адаптировали совершенно, подумала, что ожидать особо и не стоит - скажу вам по секрету, я вообще русской опере предпочитаю немецкую или итальянскую. Наверное, причина в том, что русский язык как-то умаляет возвышенное впечатление. Но вообще, то, что я увидела в итоге, не то, что разочаровало, а повергло в какое-то уныние. Да вообще, как можно 1 день, на описание которого ушло 40 дней, уложить в какие-то 2 часа?!
У оперы сумасшедшее число номинаций - чуть ли не на всех фронтах. И композитор, и режиссёр, и дирижёр, и спектакль в опере, и мужская-женская роли, и художник… Но, по-моему, это - лучшее снотворное.
Пермских солистов похвалить никак не могу, голоса у них весьма среднестатистические, да и драматизма особого в них не намечалось. Зато у них Алёша голосом на солиста «Ногу свело» похож. Вообще, неадаптированный текст совершенно режет слух; более того, мелодия голосов совершенно не прописано, возникает чувство, что солисты её придумывают экспромтом - вокальные ходы либо бредовые, либо предсказуемые. У оркестра с этим лучше, хотя в музыке то и дело угадываются знакомые мотивы, ну да ладно, у нас же нот всего семь. На самом деле, оркестр как раз и стоит похвалить (а ещё нескольких девушек-хористок, которые сидели с оркестром). По крайней мере, мне понравилось 3 музыкальных момента: словарь, интерлюдия ко 2 действию и построение (во 2 действии).
А вообще, действие сделано с пафосом и размахом: огромные декорации, елозящие туда-сюда (2 часа я задавалась вопросом, на чём же их дотащили с Урала), массовка, не массовка, так манекены, трагические жесты, пропетые баритоном матюки, ну и, понятное дело, гордость за то, какую ж штуковину нам тут напридумывали. Да нет же. Классика лучше, друзья. И её уж точно не переплюнуть.
Оффтоп: а музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко - прекраснейшее место. И зал у них шикарный, кажется, в бельэтаже даже лучше, чем в партере =)


16 апреля - ВТУ им. Щепкина, курс Н. Афонина «Униженные и оскорблённые» (Ф.Достоевский, реж. М.Велихова). Когда Ксюша позвонила, чтобы записать нас на спектакль, дама на том конце провода поинтересовалась, почему мы решили посмотреть именно этот спектакль, на что Ксюша ответила, что мы посмотрели спектакль в ГИТИСе и решили сравнить. Дама сказала, что в ГИТИСе жуть жуткая, 2 части по 6 часов (=))))))))))), и у них нам па-лю-бо-му понравится больше.
Вы не поверите!
Нет, я, конечно, не могу сказать, что спектакль полное фуфло, всё-таки испортить Достоевского надо постараться. Но уж очень всё это было похоже на школьный драмкружок. Тем более, беглого взгляда на оформление сцены и актрские типажи хватило, чтобы сделать вывод, что ГИТИСовских «Униженных» тут посмотрели. На стенах - тёмные контуры Петербурга, в углу пианино (боже, зачем? на нём играют три аккорда и того достаточно, чтобы понять, насколько оно глубоко расстроено - там вместо «ми» уже секунда!), Наташа блондинка, Алёша с длинными волосами, князь черноволос и надменен, мамаша в чёрном одеянии и так далее и тому подобное. А вообще, актёры бесконечно бегают по сцене, выжимают слезу, истерически кричат и всячески пытаются довести зрителя до истерики. Хотя, стоит отдать им должное - всё-таки спектакль куда лучше «Дней Турбиных» курса Коршунова (даже свечки настоящие были!). Тот «шедевр» не переплюнуть!
Ну а теперь по паре слов про играющий состав. Наташа (Ольга Коровяковская) - и кто там Серафиму в холодности обвинял? Эта вообще - лёд. Обычная блондинка с внешностью московской клубной тусовщицы. К тому же, создаётся впечатление, что она недавно себе качнула ботокс в губы, и теперь ей сложновато ими владеть. На фоне этих губ, к которым было приковано наше внимание почти полспектакля, даже французский маникюр Бубновой меркнет. Ваня (Антон Аносов) - похоже, единственная более-менее нормально сыгранная роль. Алёша (В.Макаров) - ну держите меня, он просто кошмарен. Инфантильный, просто дурак и к тому же редкостно противный! Толстый завитый мальчик в дурацких одеждах (костюмера надо наказать ссылкой в сибирские театральные институты в принципе). Катя (А.Хапкина) - ничего не могу сказать, бледная. Если у кудряшей Катя - полный антипод Наташи, то тут, похоже, полный двойник. Князь (Тахир Марданов) получился каким-то совсем опереточным злодеем, даже не верится, что столь нелепый персонаж, периодически садящийся «в позу» может сотворить столько зла. А ещё у него плащ звездочёта (про костюмера я уже сказала). Нелли (Дарья Хорошилова) - ээээ… маленький рост это ещё не значит, что актриса на тринадцатилетнюю девочку похожа. Нет, она, похоже, актриса-то хорошая, но вот выглядит и говорит она как взрослый человек! Тут уж я не могу удержаться и безапелляционно заявляю, что Лумпова в роли Нелли бесподобна и всем пример. Когда я первый раз смотрела «Униженных» в ГИТИСе (я тогда вообще не знала, кого как зовут и в принципе не знала, что от спектакля ожидать) и увидела её в 1 части, то подумала, что ребёнка привели. Оказалось, актриса.
Мавра (С. Исламова) тоже неплохо сыграла, весьма живой у неё персонаж получился. Маслобоев (Александр Колесников) вообще никакого впечатления не оставил, кроме бесконечных попыток показать, что у него-таки имеется харизма. А ещё… куда дели Александру Семёновну?
Одним словом: не впечатлили. А ещё у них плоский свет и снимать не было удовольствия - только в одном углу что-то нескучное получалось. Если хотите, можете сравнить.
Ваня и Нелли

(с) я
Наташа




Ихменевы:


Алёша (и Наташа)


Князь:


Катя


Наташа, а на заднем плане Катя и фрагмент декорации - контуры Петербурга

Золотая маска, театр Вахтангова, Фото, Пермский театр оперы и балета, События, ВТУ им. Щепкина, театр "У моста", опера, Театр, Впечатления

Previous post Next post
Up