Что ж, наконец, моя эпопея в получением британской визы закончена, и я стала её счастливым обладателем. По этой причине я пока вклинюсь в своё повествование о путешествии, так как считаю нужным поделиться опытом её оформления, потому что, конечно, виза не из простых, но я потратила на этот процесс столько нервов, сколько она вряд ли стоила) к тому же в процессе и после получения на меня сыпалось множество вопросов от планирующих и интересующихся, да и самой мне - в самом начале - не помешал бы человек, который разложил бы всё по полочкам и успокоил.
Итак, я, конечно же, читала форум Винского - мне кажется, уже наизусть помню последние несколько страниц, если честно. Инфа там годная, но - люди, которые визу получают, как правило, не пишут подробности своих дел, а вот "отказники" - пишут и спрашивают совета, так что кажется, что их много, но в процентном соотношении это не так. Так как я оформляла туристическую визу, я читала информацию исключительно о ней. И пришла к такому выводу: в основном люди сами виноваты.
Скажем так - в списке документов многие не значатся как "обязательные". Но это не значит, что их можно просто опустить. Например, не обязательно предоставлять авиабилеты. Одна девушка там написала: "В причине отказа было написано "мы не уверены, что вы сможете купить себе обратный билет без обращения в фонды или займа денег". Но он же у меня есть! Я просто не прикладывала!". Были и такие, кто умудрился принести спонсорское письмо от родителей... без их справки о доходах!
Принципиальная разница между подачей на шенген и подачей на британку, кстати, в консультантах. Когда вы приходите подаваться на шенген и у вас чего-то не хватает, вас попросту развернут. Когда вы приходите в британский визовый центр, вас не консультируют, не дают советов, не отвечают на вопросы. Просто берут всё, что вы принесли. Поэтому надо собрать по максимуму - то, что возможно.
Итак, документы.
1. Анкета на сайте.
Ну, тут всё просто. В анкете вопросы продублированы на русском, но лучше читать оригинальный текст, так как у некоторых пунктов перевод всё-таки корявый. Сама анкета здоровая, но её можно сохранять на сайте и возвращаться к ней в любое удобное время до того момента, как вы не оплатите пошлину. В неё входят вопросы про ваш статус отношений, родителей (у меня только мама, поэтому в графе "отец" я указала not known и вместо даты рождения поставила 1 января 1900 года). Говорят, что молодые незамужние девушки с высшим образованием Британией в качестве туристок не котируются. Ну, я вот такая - не замужем, не помолвлена и даже бойфренда не завалялось.
Есть пункт - "когда за последние 10 лет покидали страну". Я писала в обратном порядке - с 2015 года. У меня не влезло - можно указать лишь 10 стран (кстати, я писала туда и туризм, и транзит). В результате допечатала на отдельном листочке оставшиеся. Этим не стоит пренебрегать, важно показать, что вы постоянно путешествуете.
Куча дурацких вопросов из разряда "спонсировали ли вы террористические организации", понятное дело, отвечаете "нет".
Затем есть вопросы о занятости - полный рабочий день, фриланс, итд. Также туда включён вопрос "работали ли вы когда-нибудь в...." и далее перечисление структур. Суд, медиа, охранные структуры, армия, администрация и всё такое. Я в этом пункте ошиблась - проглядела и написала "нет". Исправляла уже в визовом центре ручкой. Мама, когда узнала, сказала мне, что не надо было исправлять, однако шила в мешке не утаишь - было бы странно, если бы там красовался ответ "нет" при справке с работы из Всероссийской государственной телерадиокомпании.
Особого внимания стоит пункт с расходами и доходами. Некоторые заполняют в рублях, я же писала всё в фунтах (сидела и высчитывала с конвертером). Итак, мои официальные, документально подтверждённые доходы за месяц - это 78 тысяч (в фунтах это 785,94). Названия организаций я писала только после получения справок о работе, потому что надо, разумеется, вписывать и адрес верный (а у ВГТРК море корпусов), и все аббревиатуры и телефоны указать.
Далее идёт вопрос про то, сколько я ежемесячно трачу на жизнь. 23 тысячи - указываю самый возможный минимум из возможных (256,38 фунтов). Родственников, которые посылают мне деньги, у меня нет, родственников, которым посылаю деньги я, тоже.
Сложнее всего с пунктом о том, сколько планируете потратить. В этой сумме надо указать стоимость того, что ещё не оплачено (например, хостел я должна оплатить при заселении) + сколько планируешь потратить. Я писала 790 фунтов. Есть вопрос "сколько денег у вас отложено на всю поездку" - 800 (должно быть столько же или больше). Из них "на проживание" - 500, 145 - за отель.
Далее нужно написать, что же ты такого планируешь сделать в UK. Я не очень заморачивалась - перечислила музеи, в которые планирую сходить, достопримечательности, сказала, что рада буду съездить в Виндзор или Кембридж и что хочу отметить в Лондоне Новый год, но не пойду в ситицентр, потому что там толпа будет.
Кстати, разумеется, там будет вопрос о том, есть ли у вас в Великобритании друзья. У меня да, там живут друзья, хотя мы и не встретимся - они будут в отъезде. Но. Указывать этого не надо, если эти друзья не намереваются вас приютить. В этом случае вообще другой разговор, они должны делать приглашение и в той графе, где вы укажете адрес проживания, должен стоять их адрес.
Есть вопрос и "с кем едете". Не знаю, обязательно там писать или нет, но я написала Катю, так как она мелькает в моих бронях. Там же спрашивают, есть ли у этого человека виза (варианты ответа - да, нет, не требуется). Написала "нет".
2. Финансовые гарантии
Вот тут надо особенно постараться. Итак, на вашем счету денег должно быть больше, чем вы рассчитываете потратить. Желательно - указанная стоимость поездки + та сумма, которую вы проживаете на месяц, так как могут придраться в духе "и на что же вы планируете жить после возвращения?". На форумах пишут, что деньги, положенные незадолго до подачи, не учитываются - фигня, я подавала сразу после зарплаты + на неделе закинула себе лишних 30 тысяч. У меня на счету было 106 тысяч рублей. Честно говоря, я не люблю себя в чём-то ущемлять во время путешествий, но и представить то, что протрачу 106 косарей за 6 дней, не могу. Кстати, баснословные суммы денег в духе "полляма на неделю" тоже лучше не подавать.
Делала справку из банка с остатком на счёте (сбербанк делает на английском) и справку о движении средств на счёте за полгода. Последнюю дают на русском, переводить мне было в лом главным образом из-за того, что там, блин, 10 страниц со всеми расходами, включая какие-нибудь 60 рублей за конфеты в "Пятёрочке". Поэтому я просто написала от руки записку на английском: "Данный документ отображает движение средств на счёте за полгода, с 1 апреля 2015 года по 1 декабря 2015 года. Остаток на счёте - 106 тысяч рублей (столько-то фунтов по валютному курсу на 1.12.2015)". Фишка данного действа - показать, что у вас живой счёт, на который деньги поступают регулярно и в том объёме, в котором указаны.
Также можно подготовить 2НДФЛ с работы, мне эту справку делать поленились, а ругаться мне было в лом. Прокатило без неё.
3. Справки о работе.
Тут всё стандартно, как на шенген. Работает в такой-то должности в такой-то компании с такого-то числа, ежемесячный оклад столько-то. Реквизиты компании такие-то. На время отпуска рабочее место сохраняется. Документы делаются на фирменном бланке компании, с печатью и подписью официальных лиц - кадровика, бухгалтера или начальства.
Справки нужно перевести на английский (в агентстве есть шаблон на английском сразу, так что я перевела лишь ВГТРКшную, внизу курсивом подписала, мол, транслейшн из коррект, отвечаю).
4. Собственность
Очень желательно, если есть документы на собственность - машина, квартира. У меня ничего такого нет, но, как видите, преградой к получению заветного документа это не стало. Кстати, подумываю убедить маму записать меня в собственники квартиры, чтобы не мучиться в дальнейшем при подаче на визу в Австралию и США.
5. Брони
Бронь отеля у меня была с Букинга, неоплаченная. Букинг даёт справку на твоём языке, поэтому я просто поменяла в настройках русский на английский и сэкономила время на переводе. То же самое с авиабилетами - распечатала им посадочный.
6. Страховка
Вроде как сейчас страховка для британской визы не является обязательной, но лишних документов не бывает. Я оформила и оплатила онлайн, распечатала. Если что, можно оформить прямо у дверей ВЦ - там всегда стоят люди. Переводить не стала. Много мелких букаф.
7. Оплата взноса
Итак, вы собрали все документы, заполнили анкету, перепроверили, как вы её заполнили, и готовы подаваться. Надо оплатить взнос через сайт. Полугодовая туристическая виза стоит почти 9 тысяч рублей, оплачивать карточкой. Вы сможете выбрать время и дату - я подала 28 ноября, можно было выбрать день очной подачи с 1 декабря (я выбрала 2 декабря, чтобы успеть взять справку из банка и перевести её, даты подгадала к зарплате). Записалась на 10.30. Перед подачей ксерите первую страницу заграна и страницы с фоткой и пропиской из гражданского паспорта. Также регистрируйтесь на сайте TSContact, благодаря этому вам на почту будут приходить уведомления о статусе ваших документов - приняты, доставлены в консульство, рассмотрены, доставлены в вц, забирайте.
8. Подача документов
Московский визовый центр расположен на ст.м. Курская, от метро 5 минут идти (в бизнес-центре "Дельта-плаза"). Сначала надо отстоять очередь на вход, потом подняться на второй этаж и там будут вызывать по имени. Отдаёте документы консультанту (как я уже сказала, они советов не дают - единственное, мне разрешили исправить мой ответ про работу в медиа, исправляешь ручкой и расписываешься рядом). С собой желательно принести старые загранпаспота - их тоже забирают. Также просят 2 фотографии, но их берут для досье, а не для визы.
Потом приглашают на биометрию. Там снимаются отпечатки пальцев, также ты называешь свои ФИО и дату рождения на камеру, расписываешься на планшете и тебя фотографируют. ВОТ ЭТА фотография и пойдёт на визу. Поэтому там я выгляжу, как будто накануне бухала. Впрочем, именно так всё и было, так что некого винить.
9. Выдача документов
Я подалась в среду, а сообщение о том, что мою визу можно забирать, получила в следующий вторник вечером. Забирать можно в любое время в будний день с 9.30 до 16.00, с собой иметь гражданский паспорт, копию его первой страницы и документик, который вам выдадут после сдачи документов. К слову, они отдают назад все доки, кроме анкеты.
В случае отказа права на апелляцию у вас нет, да и, если вы, допустим, собрались на НГ и подались на визу в декабре, она вам не поможет - рассматривают дело в течение 3 месяцев. Но это касается учебных, рабочих виз и виз невесты, не туристических. Вариант только - собрать документы по новой и снова податься. Говорят, что многое зависит от настроения сотрудника, принимающего решение. Но. Если у вас собраны все документы, причём подкопаться не к чему, думаю, смысла нет (надеюсь, и не будет! потому что визу вам дадут!!). Максимум, что можно сделать - раздобыть больше денег на счёт. К слову, даже если у вас небольшая зарплата в районе 30 тысяч, шанс получить визу тоже велик - при том условии, что вы давно работаете на одном и том же месте. Я знаю человека, у которого примерно такой заработок, спонсорства не было - она получила.
10. И ещё немного
Честно говоря, я считаю, что если вы - работающий человек, то обращаться в разные агентства попросту нет смысла. Всё равно бегать собирать документы придётся самому, они только скажут вам информацию, которая есть на сайте - ну, максимум ещё переводы сделают. Полагаю, что обратиться стоит, если у вас спонсорство, потому что я вот не совсем понимаю нюансы его оформления - нужны письмо, справка о доходах спонсора, вроде ещё доказательства родства и что-то в этом духе. Впрочем, немножко усидчивости - и профит в экономии как минимум 5 тысяч рублей вам обеспечен.
Многие также обращаются к переводчикам, но в интернете масса шаблонов практически для всех документов, с которыми вообще язык можно не знать - просто вставить верные названия, своё имя и даты.
Консульство может вызвать на собеседование, если будут какие-то неясности в доках. Апелляции по туристической полугодовой визе невозможны.
Полугодовая виза даёт право пребывать на территории ВСЕЙ Великобритании 180 дней (это вам не жалкие 90 в шенгенской зоне!), въезжать столько раз, сколько захочется. Да, с ней вы можете побывать в Уэльсе, Шотландии и Ирландии, но Республика Ирландия, вроде как, планирует вводить свою визу. Я уже рассчитываю сгонять туда на майские, потому что по слухам введение этой визы произойдёт в самое ближайшее время.
Плюс, как говорят, вас ожидает собеседование на границе. Естественно, всё будет на английском. Спросят про цели визита, попросят назвать адрес, где будете жить (его ещё будет нужно вписать в карточку, которую дадут в самолёте), в общем, базовые вопросы, которые часто задают в аэропортах любой страны.
Одним словом - я счастлива, потому что наконец-то стою на пороге своей детской мечты. Надеюсь, что и у вас всё получится, а мои советы не будут напрасными для тех, кто соберётся посетить Королевство.