17 июля мы с Чачей и Петром поехали в Тильзит (Советск). Вообще-то больше всего меня привлекал мост Королевы Луизы. Сам город очень маленький и милый, но производит горестное впечатление, если представить, каким он был в бытность свою немецким. В лучших традициях совка все самые красивые места были уничтожены.
Советск (до 1946 - Тильзит нем. Tilsit, польск. Tylża, лит. Tilžė) - город в Калининградской области, Российской Федерации.
Второй по числу населения (после Калининграда) город Калининградской области - 44,6 тыс. чел. (2011).
Город расположен у слияния рек Тыльжа и Неман, соединён таможенным терминалом с литовским берегом через мост королевы Луизы. Примечательно, что это поселение находится одновременно в двух государствах - России и Литве. Литовская часть Советска называется Панямуне, этот искусственно созданный город является самым маленьким городом Литвы.
На западной окраине Тильзита находится известное погребение - Линкунен (Linkuhnen, ehem. Kr. Niederung, Ostpreussen, ныне пос. Ржевское Славского р- на Калининградской обл). Этот грунтовый могильник ранее представлял собой большой торговый город, и его по-праву можно считать предшественником Тильзита. Его погребения состоят из 4-х уровней, и различные слои исследователи относят к VI-XII векам (в 3-4 слое, относящемся к X-XII вв. найдено много изделий викингов). Раскопки поселения проводились в период с 1929 по 1931 год Карлом Энгелем. Этот город был населен прусским племенем скаловов/шальвов. Согласно прусской легенде, название племени происходит от одного из сыновей короля Вайдевуто имени Шалауо. Судя по раскопкам, скаловы были связаны с другими западными балтами, такими как курши и более отдаленными. Историки полагают, что письменности у скаловов не существовало. Нет никаких документов, доказывающих обратное, хотя, возможно, они были просто потеряны или уничтожены. По летописям более позднего периода, скаловы представлены как народ, активно занимающийся земледелием, охотой и рыболовством, а также обладающий довольно высоким уровнем культурной организации.
Мы знаем Тильзит по учебникам истории, так как именно там был подписан мирный договор от 7 июля 1807 года между Александром I и Наполеоном. 25 июня 1807 года оба императора встретились на плоту, поставленном посредине Нямунаса, и около часу беседовали с глазу на глаз в крытом павильоне. На другой день они снова виделись уже в Тильзите; Александр I присутствовал на смотру французской гвардии. Наполеон желал не только мира, но и союза с Александром и указывал ему на Балканский полуостров и Финляндию как на награду за помощь Франции в её начинаниях; но отдать России Константинополь он не соглашался. Если Наполеон рассчитывал на чарующее впечатление своей личности, то он вскоре должен был признать свои расчёты слишком оптимистичными: Александр со своей ласковой улыбкой, мягкой речью, любезным обхождением был даже в трудных обстоятельствах вовсе не так сговорчив, как хотелось бы его новому союзнику. «Это настоящий византиец» (C’est un véritable grec du Bas-Empire) - говорил Наполеон своим приближённым.
К слову сказать, в городе сохранился дом, где останавливался Александр. Дом как дом. Вряд ли он таким был.
Как я уже сказала, город выглядит достаточно уныло, хотя какие-то следы его европейской принадлежности всё-таки остались.
На главной площади смотрят друг на друга трамвай и лось
совок - это то, чем здесь слишком отчётливо пахнет, к сожалению.
красивые старые дома как из Европы
красивая тильзитская кошка
эгхм... ГОЛЫЙ МУЖИК!
"домик с рыцарем" - на деле общежитие какого-то пту
Главная улица города вывела нас к Нямунасу - речке, сопровождавшей меня целый день в течение моего трипа по Самой Лучшей Стране. Увидев его, я почувствовала себя сердцем Шопена, доставленным в Варшаву. Никогда ранее не испытывала я такого трепета от вида всего лишь речки!
Чача говорит: "Сфоткай меня, только горизонтально, чтобы больше Литвы влезло!!!"
И, конечно, мы увидели мост королевы Луизы (нем. Königin-Luise-Brücke, лит. Karalienės Luizos tiltas ) - пограничный автомобильный мост через реку Неман, соединяющий Советск (Калининградская область Российской Федерации) и Панемуне (Литва). Мост назван в честь королевы Пруссии Луизы. Портал моста, напоминающий триумфальную арку, изображён на бывшем гербе Советска и является символом города.
Мост королевы Луизы был торжественно открыт 18 октября 1907 года. На открытии моста, которое было приурочено к 100-летию заключения Тильзитского мира, присутствовал принц Фридрих Вильгельм Прусский с супругой. В память об открытии моста в Тильзите была отчеканена медаль. Въезды на мост были украшены порталами. Сооружение обошлось налогоплательщикам в 2 миллиона марок.
Монументальное творение осуществлено по проекту строительного советника Керсье и фирмой «Бойхельд и Ко» из Грюнберга (Силезия). Со стороны города (с южной стороны) на второй речной опоре моста воздвигается портал из песчаника с двумя башенками в стиле барокко, образующими единый архитектурный ансамбль с формами Орденской кирхи. Проект портала выполнялся правительственным советником Фюрстенау. Южный портал (с нынешней российской стороны) был украшен барельефом с изображением королевы Луизы работы скульптора Стефана Вальтера во Фритенау и отлит в бронзе «Мартином и Пильтцингом» в Берлине. Эта же фирма отливала буквы для слов на фронтоне арки моста: «Мост королевы Луизы», северный (нынешняя литовская сторона, не сохранился) - гербом Восточной Пруссии. Южный портал (не сохранился)был металлическим и украшен гербом Восточной Пруссии. Барельеф на южном портале представлял собою картуш, имеющий 3,6 м ширины и 4 м высоты, в центре которого изображение королевы Луизы, увенчанной королевской короной, в окружении двух купидонов с цветочными венками. Вершину арки моста украшали декоративные вазы - их было шесть (сохранилось только две). Над пешеходными проходами по 1,5 м шириной размещены два барельефа, олицетворяющие движение по воде и по суше. Мостовой портал и машинные домики изготавливались в мастерской придворного мастера - каменотёса Карла Шилинга в Темпелине. Для их изготовления использовали влагостойкий желтоватый песчаник из каменоломен в Воншельбурге, у подножия Хойшена, не требующий покраски и штукатурки.
После Первой мировой войны мост стал пограничным, на нём был устроен контрольно-пропускной пункт и таможня. Первый «пограничный» период в истории моста продлился до 1939 года, когда Мемельский край вошёл в состав Германии.
С 1 мая 1914 года по 1944 год по мосту ходил электрический трамвай. После войны тильзитская трамвайная сеть не восстанавливалась.
22 октября 1944 года инженерные части вермахта взорвали мост, чтобы задержать продвижение советской армии. Были уничтожены пролёты моста и северный портал.
Мост был восстановлен в 1947 году. Поначалу пролёты были деревянными, в 1965 году их заменили железобетонными. С сохранившегося южного портала моста сняли барельеф, изображающий королеву Луизу, и в 1964 году заменили его на герб Советского Союза. Также изменили обозначенную на портале дату: 1907 год заменили на 1947. С портала убрали немецкую надпись Königin Luise Brücke.
Машинные домики утратили свои островерхие черепичные крыши, а ручной механизм подъема откидного пролета исправен и по сей день. К весне 1965 г деревянный мост прекратил свое существование. Современный мост построен в период с 1965 по 1966 годы.
После распада СССР мост стал пограничным.
В девяностых годах были предприняты первые попытки реставрации моста. 6 марта 1995 года с портала сняли герб СССР, на этом работы и завершились. Широкомасштабная реставрация портала была проведена в 2002-2003 годах. В ходе этих работ были восстановлены все утраченные детали портала: вернув на своё историческое место барельеф Королевы Луизы, бронзовые вазы и прочие архитектурные элементы главной арки моста. Были также отреставрированы домики для технического оборудования моста, сам мост был оборудован подсветкой.
Такая вот история. Если вдруг вас занесёт в Тильзит, непременно наведайтесь в музей города - там очень душевный дядечка без одного глаза рассказывает очень хорошие вещи.
Иногда, знаете, мне бывает стыдно за свою страну.