Итак, в предыдущем посте про театр я рассказала про то, что было ещё в апреле - сейчас расскажу, что было в мае, не считая уже текущей недели. А именно - расскажу про два петербуржских спектакля и тот, которым я открыла свою любимую летнюю практику, а именно - Твой Шанс.
10 мая - театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург) «Трамвай «Желание» (Т.Уильямс; реж. О.Леваков). Наверное, стоит вообще рассказать, почему я решила пойти именно в театр им. Ленсовета. Ну, во-первых, ничего интересующего меня особенно в остальных театрах не шло - и даже в Мариинском театре на сей раз не давали какой-либо из любимейших опер; во-вторых, театр Ленсовета был первым театром, в котором мне удалось побывать в Петербурге (дело было в 2006 году, и смотрела я ныне покойный спектакль «Мера за меру»). Посмотрев афишу, я поняла, что удобнее всего мне было бы сходить 9 мая на «Трамвай…» и 10 мая на «Циников»; но потом, зайдя в очередной раз на офсайт театра, обнаружила, что «Циников» отменили и заменили на ещё один «Трамвай». Поэтому я всё равно решила сходить в театр дважды, только второй раз - 11го, благо несколько дней до этого посмотрела одноименный спектакль в Москве. И, так как всем известно, какая я наглая и как везде умудряюсь попадать бесплатно, тут я вас тоже не разочарую: в Ленсовет у меня были пригласительные. Более того: теперь я могу достать пригласительные в любой театр северной столицы. Даже не спрашивайте, как =)
Итак, «Трамвай «Желание». Я очень люблю драматурга Уильямса по той простой причине, что его персонажи (если не все, то через одного точно) больны и нервичны, а в «Эксцентричности соловья» и вовсе два чересчур «моих» персонажа. Правда, постановок «Трамвая» я не видела ни одной; зато смотрела чёрно-белую экранизацию с Вивьен Ли и Марлоном Брандо. Впечатлилась.
Но постановка в театре Ленсовета - яркий пример, как можно убить прекрасную пьесу двумя вещами: 1) отвратительной, самодеятельной практически сценографией (когда тут вот у нас «якобы улица», а сейчас мы завернём за уголок и выйдем ещё раз «якобы в квартире» и 2) совершенно неправдоподобной главной героиней. Нет, возможно, в Петербурге Лариса Луппиан - нечто вроде долгоиграющего секс-символа, но как актриса она СЛИШКОМ искусственна, слишком наигранна, в ней излишне это желание казаться красивой и неувядающей. Не знаю, но лично мне всегда казалось, что Бланш (да и остальные персонажи) - гораздо моложе, им всего немного «за 30» (в тексте это нарекается «блекнущей красотой, напрашивающейся на сравнение с мотыльком»). Впрочем, и Нина Скляренко (Стела) уже очевидно вышла из того возраста, когда выходят замуж и рожают детей.
Вот, главная моя претензия именно к этому спектаклю: все переигрывают. Митч - излишне комичен, неуместен почти в каждом выходе. Эпизодические персонажи - нелепые КВНовские шаржи. Органичен разве что Стэнли (актёр с изысканным именем Александр Блок, но весьма пролетарской наружностью) - он настолько жизненно играет «простого мужика», что даже как-то выпадает из всей этой компании, старательно ломающей руки и приправляющей каждую фразу томными придыханиями.
Вот, впрочем, и все мои впечатления от «Трамвая «Желание». Да, мне нравится текст, мне нравится конфликт и мораль спектакля. Но… подано всё как-то очень скучно и натянуто. Не живое всё.
11 мая - театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург) «Фредерик, или Бульвар преступлений» (Э.-Э. Шмитт; Реж. В.Пази, П.Белинская). Этот спектакль отрекомендовала мне изысканная петербурженка Катя как «лучшее, что идёт в Ленсовете» и как признанную даже самим Шмиттом сценическую версию. Что ж, доверяй, но проверяй - вот и пришлось смотреть.
На самом деле, в этом спектакле всё делается с целью очаровать зрителя. Только по лестнице поднимаешься - тут уже Перегудов гитару терзает. Проходишь в фойе - попадаешь на французский бульвар со скамеечками, модницами и агитками «вив ля революсьон». Разумеется, я не могла не сравнивать питерского «Фредерика» с «Фредериком» московским (о котором, если ещё не прочитали, читаем в предыдущей записи!). Сравнение вышло… пожалуй что в пользу питерского. Живее как-то всё оказалось. Хотя тоже не мой спектакль и пересматривать я его не стала бы точно.
Впрочем, на первый взгляд сценография показалось ну просто копией (та же оголённая вертящаяся изнанка сцены). Зато потом ждала приятность: типажи были подобраны ну совсем иначе! Здесь Жорж не затмевала Фредерика (вот тут Луппиан уместна, я её даже не сразу узнала), Красотка была по-настоящему Красоткой (я наконец-то увидела на сцене Анну Алексахину и влюбилась!). Любовная линия выведена чётко и неперебиваемо. Правда, Береника… лучше промолчать - такое чувство, что на Береник что в Вахтангова, что здесь взяли самых деревянных юных артисточек. Впрочем, выбор на эту роль Александры Камчатовой, кажется, обусловлен именно её разительным внешним сходством с Анной Ковальчук. Что касается Мигицко, который играет непосредственно Фредерика, то впечатления двоякие: но это абсолютно сумасшедший тип!
Минусы, как и прежде в театре Ленсовета: наигрыш + пошловатые акценты.
Все мои мысли по поводу пьесы я написала в предыдущем посте, рассуждая над спектаклем театра Вахтангова. Подумалось ещё кое что: жаль, что в этом мире для того, чтобы продлить что-то «на-всегда», нужно это навсегда оставить.
Итог: кажется, вот и наступило время закрыть для себя страницу под названием «театр им. Ленсовета» - не мой коллектив, как оказалось, не моя школа, да и репертуар мне что-то не нравится. Впрочем, возможно, что-то сделает Бутусов или будут спектакли по интересующей меня литературе… Вот «Циников» я с интересом бы посмотрела.
Вот уже (ого!) целых шесть лет (после первого прочтения) ищу ответ на вопрос «Почему Ольга застрелилась», да так и не могу найти!
13 мая - театральная академия Гамбурга, театр Сан-Паули и Costa Compagnie (Германия) «Буря в Сан-Паули» (эльба-утопия по У.Шекспиру; реж. Ф.Мейер-Кристиан). Итак, я открыла для себя свой обожаемый «Шанс». Открыла неудачей.
Почему-то каждый год, когда я смотрю студенческие работы европейцев, они меня не то, что не трогают - отвращают. Кажется, европейский театр живёт совсем по иным законам; он хватает по верхам. Тут не важно, что там автор доносил и персонаж чувствовал; тут главное 1) показать, что студенты научились делать, 2) чтоб красиво было и 3) чтобы пренепременно звучало актуально. Если у автора неактуально, то надо высосать из пальца (читай - придумать в пьесе гее-лесбийскую тематику) или придумать самому.
Вот примерно то же самое получается и в «Буре». Актёры подчёркнуто-разыгрывают пьесу Шекспира (на деревянной сцене на фоне проекции театральных лож) - с демонстративными забываниями слов; вместе с этим они периодически от классики отрываются и начинают гнать «псевдо-вербатим» про любовь, насилие и проституцию. Знаете, в чём дело? Это СЛИШКОМ предсказуемо. То есть они удивили бы, если бы разыграли просто Шекспира, без кривляний, беготни в нижнем белье и обнажения. А тут - не-а, не удивили. Банально.
Хотите плюсы, пожалуйста: первый «вроде-социальный» монолог (его на двоих произносят «Миранда» и «Фердинанд») - он про любовь. Про то, как простые вещи исчезают, приобретают новые формы с <чьим-то> появлением. Ещё - интересная девушка исполняла роль Ариэля, в иных моментах пластикой и манерами напомнила Инну Сухорецкую (впрочем, Инна в сто раз лучше, что греха таить).
Вот и всё.
(c)я
14 мая - Театр Содружество Актёров Таганки «Группа которой нет & Денис Муляр». Концерт. Поначалу я не хотела особо идти на концерт по двум причинам: во-первых, я не очень впечатлилась музыкой, прослушанной ещё в Кронштадте с Маховского телефона, а во-вторых, это же Таганка, о чём речь вообще! Но всё-таки пришла. Оказалось, что не совсем та Таганка, да и в живую музыка Муляра произвела бОльшее впечатление. Короче говоря, концерт прошёл здорово, на подъёме, ещё бы зал был более настроенным (хотя, казалось бы, в основном были «свои»). Писать про концерт не хочу, ибо не умею и не знаю, что писать. Вот картинок повешу.
(c)я
и в качестве бонуса - ваша любимая Маргарита и маргаритина любимая Махова непосредственно в процессе:
не давайте мне говорить про мой нос!!!!