Заскучали от сюрреалистических выкладок? Но я еще помучаю вас ими, ибо я дотошный блогер! Тем более что много интересного и по-настоящему живописного еще впереди.
***
Мы вышли из "Зала сокровищ" обратно на сцену. Она слегка освободилась, и можно было стоять на ней компактной группой и слушать экскурсовода.
Здесь место для монументальных, то есть очень больших по размеру, произведений. На центральной стене размещен задник, который Дали написал для декораций к балету "Лабиринт". На этом фото произведение дополнено солнечным светом и сетчатой тенью купола, от которой в моей голове крутится слово "Шаболовка").
Чтоб никто не сомневался, внизу огромный автограф.
Справа от него, наверху, инсталляция, посвященная творчеству Микелянджело (стиль изображений, конечно, переработан Дали).
Про потеки экскурсовод сказала, что якобы купили некачественную краску, и она потекла. Но Дали не расстроился, и решил усилить эффект, пустив его по кругу. Возможно, это просто байка.
Слева, в арке второго этажа - очень забавная картина под названием "Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформирется в портрет Авраама Линкольна" (1975). Название представляет собой инструкцию, как пользоваться этой оптической иллюзией. 18 метров у нас в запасе не было, но экскурсовод сказала, что стоит посмотреть на картину через объектив фотоаппарата, американский президент проявляется, почти как живой. Мне особых усилий для его опознания не потребовалось, так как я довольно хорошо помню, как выглядит его портрет. Для тех же, кто не помнит, добрый дяденька Дали "врисовал" оригинал в один из квадратиков. А еще в парочку - фирменные испанские плиточки (это так мило!). Вообще Дали очень любил такие вещи: иллюзии, подтексты, многослойность. Иногда он так все усложнял, что становилось даже слишком "сложна!"
Экскурсовод на фоне Линкольна.
Вообще пространство сцены заполнено картинами, фигурами, скульптурами и инсталляциями. На каждой остановиться невозможно, поэтому покажу еще одну картину. К сожалению, не могу воспроизвести ее названия - не знаю, но она в полной мере отражает любовь Дали к играм с подтекстами.
Если присмотреться, то на фигурах Венер Милосских (которые, между прочим, тоже взяты из чужого творчества) проступает лицо, кажется, это тореадор с красным галстуком. Самих Венер на этой картине великое множество.
Часть картины представляет собой объемную абстракцию. Кажется, еще до изобретения всяких пикселов Дали прекрасно знал, что это такое и как это работает. Плоские кружочки создают объем!
Ну и еще одна забавная деталь - мальчик в нижнем правом углу картины. Экскурсовод сказала, что это сам Дали в детстве. А свиток в его руке недвусмысленно изображает фаллос. Мда, такой же эффект можно увидеть в Питере, у статуи Барклая де Толли.
В общем, смотришь на картину, а видишь целое кино, со своей логикой движения, цветом и смыслом. Последний, впрочем, может быть и непонятен...
Ну и как пройти мимо самого главного? Мы топтались по сцене, перемещаясь из одного угла в другой, и совершенно не замечали, что ходим... по могиле.
Сальвадор Дали похоронен под скромной плитой прямо на сцене Театра-музея, как он сам и завещал. Экскурсовод начала тут интересный рассказ о тетеньке, которая претендовала на звание внебрачной дочери Дали.
Мария Пилар Абель Мартинес, местная гадалка, почему-то решила претендовать на родство с великим художником, и смогла добиться его эксгумации для проведения экспертизы. "Вы представляете, - делилась с нами экскурсовод, - обычный день, полно туристов, я, как сейчас, веду экскурсию во дворике музея, и тут движение такое, все оцепили... Оказывается, вскрывают могилу! А нам никто ничего не сказал... Знаете, я не понимаю, как такое вообще допустили, и почему Фонд Дали пошел на поводу у этой шарлатанки. Она уже много лет пытается примазаться то к одной знаменитости, то к другой, натуральная мошенница. Для нас это был, конечно, шок. Потому что, если она дочь, то она бы претендовала на наследство, а это и деньги Фонда, и картины, и много-много чего еще".
Приведя нас в зал, где выставлена "парадная" гробовая доска Дали, экскурсовод констатировала: "Впрочем, тест показал, что никакая она не дочь! И теперь ее будут судить, и штрафовать, и эксгумацию она тоже оплатит!"
В этом же темном зале была выставлена небольшая часть ювелирной коллекции, но про ювелирку поговорим чуть позже.
Следующий зал, в который мы пришли, был посвящен истокам художественного стиля Дали. Я уже писала о том, что он восхищался творчеством Пикассо и в молодости довольно сильно ему подражал. Но были и другие художники, которые вели Дали к сюрреализму. Вот, например, "Сатирическая композиция" (1923). Это чуть ли не прямая "перепевка" "Танца" Анри Матисса, я, когда эту картину увидела, даже ахнула слегка.
Здесь же - "Портрет моего отца" (1920-1921) в стиле импрессионизма.
Следующая картина - про купальщиц, могу воспроизвести только английское название - Bathers Of Llane (1923). Выполнена в популярной тогда технике пуантилизма, которая, конечно же, отсылает нас к знаменитым полотнам Ван Гога. Кстати, у Жоржа Сёра, который и был создателем этой техники, есть картина под названием "
Купальщики в Аньере", так что этот камешек, судя по всему, именно в его огород.
Такое ощущение, что в то время Дали рисовал и приговаривал: "Я и так могу. И так тоже могу. И вот так. А теперь нарисую так, что хрен кто сможет!" - и так появились летающие тигры, стекающие часы и тонкие ножки слонов... Да, что-нибудь подобное:
Эта картина называется "Мягкий автопортрет с жареным салом" (1941).
Засим оставляю вас все это переваривать и предупреждаю, что дальше будет "вааще жесть!" :)